Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Порядок действий должностных лиц таможенных органов при проведении дополнительной проверки

IV. Порядок действий должностных лиц таможенных органов

при проведении дополнительной проверки

16. При принятии таможенным органом решения о проведении дополнительной проверки контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным. Принятое решение таможенного органа о проведении дополнительной проверки доводится до декларанта в порядке, сроки и форме согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".

Если дополнительная проверка не может быть завершена в сроки, установленные статьей 196 Кодекса, выпуск товара осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленного таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Кодекса.

17. Дополнительная проверка заключается в выяснении дополнительных обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, обусловливающих расхождение между величиной таможенной стоимости товара и ценовой информацией, имеющейся в таможенном органе, а также получении разъяснений относительно выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.

При рассмотрении дополнительных обстоятельств сделки и условий продажи товаров уполномоченные должностные лица выясняют следующее:

статус и взаимоотношения контрагентов по внешнеторговой сделке: участие посредника в осуществлении внешнеторговой сделки, организационно-правовая форма покупателя, является ли один из контрагентов единственным агентом, единственным дистрибьютором другого контрагента или единственным пользователем по договору коммерческой концессии и т.п.;

условия организации конкретной внешнеторговой сделки: способ выбора и заказа товаров;

коммерческие условия внешнеторговой сделки: механизм формирования цены товаров, коммерческий уровень продажи товаров, формы расчета и способ оплаты товаров, виды предусмотренных контрактом скидок и условия их предоставления и т.п.;

условия организации перевозки (транспортировки) товаров: условия поставки товаров, наличие экспедитора, маршрут следования товаров и вид транспорта, хранение товаров в стране транзита, выполнение работ по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, наличие или отсутствие страхования;

описание и характеристики товаров: технические, функциональные и качественные характеристики товара, способы его изготовления и упаковки, конъюнктура рынка торговли данными видами товаров и т.п.;

условия реализации товаров на территории стран - членов Таможенного союза: товары используются для собственного производства и (или) потребления либо для продажи, размер надбавки к цене и т.п.

Для выяснения указанных обстоятельств и условий, а также получения разъяснений относительно выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица осуществляют следующие действия:

запрашивают у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения <*> и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки <**>.

--------------------------------

<*> Приложение N 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза N 376 от 20 сентября 2010 года "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".

<**> Приложение N 2 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза N 376 от 20 сентября 2010 года "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров";

анализируют запрошенные у декларанта дополнительные документы и сведения;

анализируют полученную самостоятельно, в том числе путем направления запросов в государственные органы и иные организации, дополнительную информацию о стоимости товаров, идентичных или однородных с оцениваемыми товарами.

18. Запрос о представлении дополнительных документов и сведений для подтверждения таможенной стоимости формируется с учетом обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки с учетом определения того, какие сведения, заявленные декларантом (таможенным представителем), вызывают сомнения у таможенного органа, а следовательно, требуют уточнения или подтверждения и какие документы необходимо для этого представить.

В случае выявления с использованием СУР недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица у декларанта (таможенного представителя) в случае отсутствия в представленных при осуществлении таможенных операций документах, а также если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, запрашивают следующие документы:

прайс-лист производителя ввозимых товаров;

коммерческое предложение;

сведения о стоимости товара в стране отправления;

пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки;

документы по оплате ввозимого товара;

иные документы, позволяющие установить причины отклонения стоимости ввозимых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа;

имеющуюся в распоряжении декларанта информацию о стоимости идентичных/однородных товаров;

ведомости банковского контроля, бухгалтерские документы об оприходовании товаров, выписки по лицевым счетам, платежные поручения, заявления на перевод (если по условиям контракта предоставление в ходе совершения таможенных операций документов по оплате ввозимого товара не представляется возможным или оплата товара осуществляется без ссылок в платежных документах на конкретные счета (спецификации), кроме документов по оплате предыдущей партии товара).

При выявлении в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем), уполномоченные должностные лица в случае, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, запрашивают следующие документы:

пояснения декларанта по выявленным несоответствиям с приложением документов, подтверждающих указанные в пояснениях причины расхождения сведений; в частности, с учетом обстоятельств сделки могут быть истребованы документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара его контрактной стоимости;

банковские платежные документы по оплате/возврату возникшей вследствие несоответствия суммы задолженности/переплаты;

сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов (если причиной выявленного несоответствия сведений явилась пересортица при поставке товаров);

оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если необходимо установить фактическую стоимость товаров);

договоры на поставку оцениваемых, идентичных и однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза.

В случае выявления более низких цен на декларируемые товары по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей и если причиной отклонения заявленной таможенной стоимости от информации производителя товара явилось различие в условиях поставки, в коммерческом уровне продажи (наличие посредников), в количестве поставляемого товара, то уполномоченные должностные лица в случае, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, запрашивают следующие документы:

сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно;

дилерские (дистрибьюторские) соглашения (при наличии сведений о дилерских (дистрибьюторских) скидках);

сертификаты дилера (для оценки взаимных прав и обязанностей такого рода соглашений на предмет их возможного влияния на стоимость сделки);

документы, подтверждающие стоимость транспортировки товаров (справки транспортных организаций, расчет стоимости перевозок, тарифы и т.п.);

документы, подтверждающие расходы по страхованию международной перевозки;

документы, подтверждающие расходы, связанные с оформлением товаров в таможенном отношении при вывозе на таможенную территорию Таможенного союза;

документы, свидетельствующие об уровне прибыли и дополнительных расходов посредника, агента покупателя.

При выявлении более низких цен декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов уполномоченные должностные лица в случае, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, запрашивают следующие документы:

документы об аукционной стоимости лотов идентичных, однородных товаров, товаров того же класса либо вида;

документы о стоимости товаров, конкурентных торгов.

В случае выявления более низких цен декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары, уполномоченные должностные лица запрашивают пояснения о влияющих на цену физических (технических) характеристиках товаров и сертификаты качества. В случае необходимости может быть назначена таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля в соответствии с главой 20 Кодекса.

При выявлении взаимосвязи продавца и покупателя, которая в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров дает основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, о влиянии данной взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары, уполномоченные должностные лица в случае, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, запрашивают следующие документы:

учредительный договор покупателя и продавца ввозимого товара;

документы, содержащие сведения о принадлежащих декларанту голосующих акциях организаций государств - членов Таможенного союза и иностранных государств;

документы, свидетельствующие о таможенном декларировании идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами;

документы, свидетельствующие о том, что цена товара установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям;

прайс-листы производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение, представляющие собой открытую оферту неограниченному кругу лиц в целях устранения влияния взаимосвязи на содержащиеся в нем сведения;

оферты, заказы продавцов оцениваемых, идентичных и однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;

документы, подтверждающее участие продавца в распределении прибыли от деятельности покупателя (в тех случаях, когда продавец является владельцем вклада (пая) или обладателем акций в уставном капитале покупателя);

документы, отражающие финансовые взаимоотношения продавца и покупателя, кроме расчетов по договору купли-продажи, на основании которого производится перемещение оцениваемых товаров. Представление таких сведений может быть необходимо для проверки возможности получения продавцом прямого или косвенного дохода от деятельности покупателя;

документы, содержащие сведения из нейтральных источников информации в отношении стоимости в стране экспорта товаров, идентичных или однородных оцениваемым.

В целях проведения проверки соблюдения структуры таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица запрашивают документы, детализирующие заявленные декларантом (таможенным представителем) суммы вычетов из стоимости сделки или дополнительных начислений к стоимости сделки в зависимости от конкретного компонента структуры таможенной стоимости, в отношении размера которого предполагается указание недостоверных сведений.

Например, в целях получения информации о транспортных расходах возможен запрос:

договора на оказание услуг по транспортировке товара, заявки, счета на оплату услуг, банковских платежных документов, сведений о погрузке-выгрузке, перегрузке товара, расходах на его упаковку, формировании товарной партии;

при наличии посредника - экспедиторского договора, счета (инвойса) к оплате агентского сбора по договору экспедиции, банковских платежных документов;

при наличии дополнительных расходов - счетов сторонних организаций на оплату дополнительных услуг, связанных с транспортировкой товара, банковских платежных документов;

при наличии обоснованных сомнений в правомерности распределения транспортных расходов - разъяснений перевозчика по расчету суммы расходов по перевозке товаров до таможенной границы и после ее пересечения, действующих тарифов транспортных услуг, сведений о маршруте следования и расстояниях, справку независимой транспортной организации с расчетом суммы транспортных расходов;

при использовании собственного транспорта покупателя - расчета расходов на доставку грузов, подтвержденного соответствующими бухгалтерскими документами, справки о действующих тарифах на транспортные услуги от стороннего независимого перевозчика.

19. При проведении дополнительной проверки заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица таможенного органа в зависимости от конкретных условий сделки проводят некоторые из ниже перечисленных мероприятий:

а) анализ ценовой информации о товаре с целью установления действительной цены товара на мировом рынке;

б) выявление основных ценообразующих факторов, свойственных торговле товаром, в том числе с помощью сети Интернет;

в) запрос ценовой информации у официальных представительств и дилеров;

г) запрос торгового представительства и/или консульства иностранного государства (резидентом которой является иностранный контрагент по сделке), расположенных на территории Таможенного союза (через Управление таможенного сотрудничества ФТС России):

о подтверждении производства ввозимых товаров компанией-контрагентом/отправителем/производителем;

ценовой информации (прайс-листов);

информации о наименовании российской организации, по контрактам с которой осуществляется экспорт товаров в Российскую Федерацию;

сведений об учредителях иностранного контрагента;

д) запрос таможенной службы иностранного государства (через Управление таможенного сотрудничества ФТС России) о предоставлении копий экспортной декларации, инвойсов и внешнеторговых договоров, представленных к таможенному оформлению в иностранном государстве;

е) проведение таможенной экспертизы в соответствии с главой 20 Кодекса при проведении таможенного контроля.

20. В случае непредставления декларантом (таможенным представителем) затребованных таможенным органом документов и (или) объяснений причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены, либо если такие документы и сведения не устраняют обнаруженных таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении, и (или) информации, документов и сведений, полученных им самостоятельно при проведении дополнительной проверки.

Решение о корректировке таможенной стоимости товаров оформляется согласно приложению N 1 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", и доводится до декларанта (таможенного представителя).

Решение о корректировке таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование принятого решения, включающее в себя в том числе информацию о том, какие документы и сведения являются недостоверными, недействительными либо не подтверждающими заявленные при декларировании сведения о таможенной стоимости товаров.

21. Расхождение между заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимостью и имеющейся в таможенном органе ценовой информацией не является основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров без выяснения причин такого расхождения в порядке, установленном Инструкцией.

Основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров служит несоблюдение предусмотренных Соглашением требований и условий применения методов определения таможенной стоимости товаров, а также условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности информации.