Приложение. Рекомендации о составе и структурировании первичной информации о функционировании платежной системы
к письму Банка России
от 29 августа 2014 года N 149-Т
"О "Рекомендациях о составе
и структурировании первичной
информации о функционировании
платежной системы"
О СОСТАВЕ И СТРУКТУРИРОВАНИИ ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
Перечень собираемой и обрабатываемой первичной информации рекомендуется определять с учетом особенностей архитектуры платежной системы.
Приложение к настоящим Рекомендациям содержит примеры показателей, характеризующих функционирование платежных систем, для расчета которых может быть использована первичная информация, собранная, сгруппированная и обработанная в соответствии с настоящими Рекомендациями.
1. В составе первичной информации о времени приема к исполнению, исполнения распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств (далее - распоряжение участника), передаваемых посредством электронных сообщений (далее - ЭС), рекомендуется фиксировать моменты времени, характеризующие осуществляемый через операционный центр (операционные центры) платежной системы обмен ЭС между участниками платежной системы, между участниками платежной системы и их клиентами, платежным клиринговым центром (далее - ПКЦ), расчетным центром, между ПКЦ и расчетным центром (далее - участники обмена ЭС).
1.1. Указанную информацию рекомендуется структурировать по следующим направлениям.
1.1.1. Обеспечение доступа к услугам платежной инфраструктуры.
Фиксируются моменты времени, в которые:
возникает нарушение обмена ЭС и отсутствует возможность доступа участников платежной системы к услугам платежной инфраструктуры;
восстанавливается нарушенный обмен ЭС и возможность доступа участников платежной системы к услугам платежной инфраструктуры.
1.1.2. Интенсивность обмена ЭС.
поступления ЭС в операционный центр;
завершения операционным центром процедур приема ЭС к обработке, в том числе завершения обработки признанных не соответствующими установленным требованиям и аннулированных ЭС в разрезе причин их аннулирования;
передачи ЭС операционным центром в ПКЦ, расчетный центр;
передачи операционным центром извещений (подтверждений) о приеме и об исполнении распоряжений участников.
Указанные моменты времени фиксируются в разрезе участников обмена ЭС.
1.1.3. Прием к исполнению и исполнение распоряжений участников.
поступления распоряжений участников в ПКЦ;
завершения каждой из предусмотренных правилами платежной системы процедур приема распоряжений участников к исполнению;
направления ПКЦ расчетному центру распоряжений с указанием платежных клиринговых позиций для осуществления списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, открытым в расчетном центре (далее - банковские счета участников платежной системы), в размере платежных клиринговых позиций;
поступления в расчетный центр распоряжений ПКЦ с указанием платежных клиринговых позиций для осуществления списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы в размере платежных клиринговых позиций;
направления ПКЦ участникам платежной системы распоряжений с указанием платежных клиринговых позиций и реестров с указанием реквизитов распоряжений, по которым участники платежной системы и их клиенты являются плательщиками и (или) получателями денежных средств;
начала и завершения каждой из процедур, предусмотренных правилами платежной системы при недостаточности денежных средств на банковском счете участника платежной системы для исполнения его распоряжений, включая возврат (аннулирование) распоряжений участников;
отмены (аннулирования) ПКЦ принятых распоряжений участников;
списания и зачисления расчетным центром денежных средств по банковским счетам участников платежной системы и (или) банковскому счету центрального платежного клирингового контрагента (при его наличии);
поступления заявлений от участников платежной системы об отзыве ранее направленных ими распоряжений;
направления участнику платежной системы, направившему заявление об отзыве своего распоряжения, уведомления о возврате (аннулировании) распоряжения или о невозможности отзыва распоряжения.
2. В состав первичной информации о размерах платежных клиринговых позиций, остатках денежных средств на банковских счетах участников платежной системы, об использовании и возмещении средств гарантийного фонда платежной системы, обеспечения, предусмотренного правилами платежной системы, предоставляемого участниками платежной системы (далее - обеспечение), рекомендуется включать данные:
о размерах платежных клиринговых позиций, определенных по результатам выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников;
об остатках денежных средств на банковских счетах участников платежной системы;
о размерах всех видов лимитов, установленных в отношении участников платежной системы (в том числе лимитов кредитования по внутридневному кредиту, кредиту овернайт), если использование лимитов предусмотрено правилами платежной системы;
о размерах гарантийных взносов участников платежной системы и общий размер гарантийного фонда платежной системы, если создание гарантийного фонда предусмотрено правилами платежной системы;
о количестве и перечне участников платежной системы, имеющих задолженность по возмещению использованных денежных средств гарантийного фонда платежной системы;
о размере задолженности по возмещению использованных денежных средств гарантийного фонда платежной системы в разрезе участников платежной системы и по платежной системе в целом;
о размерах других видов обеспечения, предусмотренного правилами платежной системы.
3. Для платежных систем, предусматривающих косвенное участие, первичную информацию о деятельности косвенных участников платежной системы рекомендуется структурировать в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих Рекомендаций и анализировать ее совместно с информацией, относящейся к деятельности соответствующих прямых участников платежной системы, которыми указанным косвенным участникам платежной системы открыты банковские счета в целях осуществления расчета с другими участниками платежной системы (далее - соответствующие друг другу косвенный участник платежной системы, прямой участник платежной системы).
4. При сборе информации, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящих Рекомендаций, рекомендуется устанавливать соответствие и (или) причинно-следственные связи между:
ЭС и распоряжением участника, распоряжением ПКЦ;
распоряжением участника и изменением остатка денежных средств на банковском счете участника платежной системы, изменением суммы денежных средств, доступных участнику платежной системы для осуществления переводов денежных средств.
5. Сбор и статистическую обработку первичной информации о функционировании платежной системы в течение и по итогам ее рабочего дня рекомендуется осуществлять следующим образом.
5.1. Рекомендуется определять и фиксировать продолжительность интервалов времени:
в течение которого было зафиксировано нарушение обмена ЭС через каналы связи, в разрезе каналов связи;
затраченного на обработку ЭС в операционном центре;
затраченного на обработку распоряжения участника каждым из операторов услуг платежной инфраструктуры (от момента времени поступления в операционный центр до момента времени направления расчетным центром извещения (подтверждения) об исполнении распоряжения участника или до момента аннулирования распоряжения участника по решению ПКЦ с указанием результата обработки распоряжения участника);
в течение которого распоряжение участника находилось в очереди распоряжений (для платежных систем, обеспечивающих управление очередями распоряжений).
5.2. Собранную информацию рекомендуется структурировать по каждому участнику обмена ЭС и по платежной системе в целом по следующим направлениям.
5.2.1. Обеспечение доступа к услугам платежной инфраструктуры:
количество интервалов времени, в течение которых было зафиксировано нарушение обмена ЭС через каналы связи (далее - сбои каналов связи);
суммарная продолжительность сбоев каналов связи с указанием причины и локализации сбоя: на стороне участника обмена ЭС, на стороне операционного центра.
5.2.2. Интенсивность обмена ЭС:
общее количество ЭС, поступивших от каждого участника обмена ЭС, из них количество ЭС, направленных операционным центром другим участникам обмена ЭС для дальнейшей обработки;
средняя продолжительность интервала времени, затраченного на обработку ЭС операционным центром;
максимальная продолжительность интервала времени, затраченного на обработку ЭС операционным центром.
5.2.3. Прием к исполнению и исполнение распоряжений участников:
общее количество распоряжений, поступивших от каждого участника платежной системы, в том числе количество распоряжений участника, возвращенных (аннулированных) ПКЦ, направленных в расчетный центр для исполнения, исполненных расчетным центром;
средняя продолжительность интервалов времени, затраченного на обработку распоряжения участника каждым из операторов услуг платежной инфраструктуры;
максимальная продолжительность интервалов времени, затраченного на обработку распоряжения участника каждым из операторов услуг платежной инфраструктуры.
5.2.4. Использование ликвидности:
сумма денежных средств, подлежащих переводу в соответствии с поступившим распоряжением участника (далее - сумма распоряжения участника);
среднее значение суммы распоряжения участника;
максимальный размер суммы распоряжения участника (далее - максимальное обязательство участника);
соотношение максимального обязательства участника и остатка денежных средств на банковском счете участника платежной системы на начало операционного дня платежной системы и (или) размера предоставленного участником платежной системы обеспечения;
общая сумма денежных средств, подлежащих переводу в соответствии с поступившими распоряжениями участника (далее - общая сумма по распоряжениям участника), в том числе сумма по распоряжениям, возвращенным (аннулированным) ПКЦ;
общая сумма по исполненным распоряжениям участника;
количество и перечень участников платежной системы, для исполнения обязательств которых было использовано обеспечение;
максимальный размер суммы использованного обеспечения на одного участника платежной системы;
участник (участники) платежной системы, исполнение обязательств которого (которых) потребовало использования обеспечения, наибольшего по абсолютной величине, наибольшего в процентном отношении к общей сумме по распоряжениям этого участника;
соотношение общей суммы по распоряжениям участника и суммы предоставленного им обеспечения;
соотношение общей суммы обеспечения, использованного для исполнения обязательств участников платежной системы, и общей суммы по распоряжениям участников.
5.2.5. Для платежных систем, предусматривающих косвенное участие, рекомендуется определять общую сумму по распоряжениям косвенных участников платежной системы, долю указанной суммы в общей сумме по распоряжениям прямых и косвенных участников платежной системы, кроме того, по каждому прямому участнику платежной системы рекомендуется определять:
общую сумму по распоряжениям соответствующих ему косвенных участников платежной системы;
максимальный размер суммы распоряжения соответствующего ему косвенного участника платежной системы;
соотношение максимального размера суммы распоряжения соответствующего ему косвенного участника платежной системы и общей суммы по распоряжениям соответствующих ему косвенных участников платежной системы, общей суммы по его распоряжениям;
соотношение максимального размера суммы распоряжения соответствующего ему косвенного участника платежной системы и остатка денежных средств на начало операционного дня платежной системы на банковском счете прямого участника платежной системы, открытом в расчетном центре платежной системы в целях осуществления расчета с другими участниками платежной системы.
5.3. В платежных системах, в которых определение платежной клиринговой позиции осуществляется в рамках клиринговых сессий, в том числе на нетто-основе, рекомендуется фиксировать:
количество и сумму распоряжений участников, подлежащих исполнению, исполненных в рамках каждой клиринговой сессии;
коэффициент неттинга <1> по итогам проведения каждой клиринговой сессии;
--------------------------------
<1> Коэффициент неттинга по итогам клиринговой сессии или заданного периода времени рассчитывается как частное от деления общей суммы исполненных обязательств участников платежной системы, рассчитанных на нетто-основе, исходя из сумм распоряжений участников, принятых к исполнению в рамках указанной клиринговой сессии или в течение заданного периода времени (в рамках всех относящихся к нему клиринговых сессий), на общую сумму исполненных в рамках указанной клиринговой сессии (указанных клиринговых сессий) распоряжений участников.
среднедневное значение коэффициента неттинга.
6. Сбор и статистическую обработку первичной информации о функционировании платежной системы по итогам месяца рекомендуется осуществлять следующим образом.
6.1. Собранную информацию рекомендуется структурировать по каждому участнику обмена ЭС и по платежной системе в целом по следующим направлениям.
6.1.1. Обеспечение доступа к услугам платежной инфраструктуры:
общее количество сбоев каналов связи;
суммарная продолжительность сбоев каналов связи с указанием причины и локализации сбоя: на стороне участника обмена ЭС, на стороне операционного центра.
6.1.2. Интенсивность обмена ЭС:
общее количество ЭС, поступивших от каждого участника обмена ЭС, из них количество ЭС, направленных операционным центром другим участникам обмена ЭС для дальнейшей обработки;
средняя продолжительность интервала времени, затраченного на обработку ЭС операционным центром;
максимальная продолжительность интервалов времени, затраченного на обработку ЭС операционным центром.
6.1.3. Прием к исполнению и исполнение распоряжений участников:
общее количество поступивших и исполненных распоряжений участников;
максимальная продолжительность интервала времени, затраченного на исполнение распоряжения участника.
6.1.4. Использование ликвидности:
общая сумма по распоряжениям участников и общая сумма по исполненным распоряжениям участников;
максимальное обязательство участника;
количество и перечень участников платежной системы, для исполнения обязательств которых было использовано обеспечение;
участник платежной системы (участники платежной системы), исполнение обязательств которого (которых) потребовало использования обеспечения наибольшего по абсолютной величине, наибольшего в процентном отношении к общей сумме осуществленных этим участником платежной системы переводов денежных средств.
6.1.5. Для платежных систем, предусматривающих косвенное участие, рекомендуется определять общую сумму по распоряжениям косвенных участников платежной системы, долю указанной суммы в общей сумме по распоряжениям прямых и косвенных участников платежной системы, кроме того, по каждому прямому участнику платежной системы рекомендуется определять:
общую сумму по распоряжениям соответствующих ему косвенных участников платежной системы;
максимальный и средний размер суммы распоряжения соответствующего ему косвенного участника платежной системы;
соотношение общей суммы по распоряжениям соответствующих ему косвенных участников платежной системы и общей суммы по его распоряжениям.
6.2. В платежных системах, в которых определение платежной клиринговой позиции осуществляется на нетто-основе, рекомендуется фиксировать:
перечень участников платежной системы, которые имели отрицательные (дебетовые) платежные нетто-позиции <1>;
--------------------------------
<1> Платежная нетто-позиция участника платежной системы определяется по итогам клиринговой сессии как разница между общей суммой распоряжений участников, по которым он является плательщиком, и общей суммой распоряжений участников, по которым он является получателем, принятых к исполнению в рамках указанной клиринговой сессии.
максимальный размер отрицательной (дебетовой) платежной нетто-позиции каждого участника платежной системы;
среднее значение коэффициента неттинга.
6.3. При статистической обработке и обобщении собранной первичной информации о функционировании платежной системы по итогам отчетного месяца рекомендуется рассчитывать среднедневные, среднемесячные величины показателей, перечисленных в подпунктах 6.1 и 6.2 настоящего пункта, для выявления динамики, отражающей тенденции развития платежной системы.
7. Состав информации о функционировании платежной системы по итогам любого заданного периода времени (квартал, полугодие, год) рекомендуется формировать аналогично составу информации о функционировании платежной системы по итогам месяца.
8. При сборе и структурировании информации о функционировании платежной системы по итогам заданного периода времени рекомендуется обеспечивать возможность проведения анализа функционирования платежной системы в разрезе:
участников платежной системы в соответствии с перечнем, приведенным в разделе 1 Приложения к Указанию Банка России от 31.05.2012 N 2824-У "Об отчетности по платежным системам операторов платежных систем" (далее - Указание N 2824-У);
валют, в которых осуществляются переводы денежных средств в платежной системе;
используемых форм безналичных расчетов.
При проведении анализа функционирования платежной системы рекомендуется выявлять структуру взаимодействия участников платежной системы, оценивать значимость каждого из участников платежной системы с точки зрения возможного влияния ненадлежащего исполнения им своих обязательств на бесперебойность функционирования платежной системы (далее - БФПС).
9. В состав информации о функционировании платежной системы рекомендуется включать иную доступную информацию, характеризующую бесперебойность оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, например, информацию об обращениях и жалобах участников платежной системы и (или) их клиентов, маркетинговую информацию.
10. При сборе и статистической обработке информации о функционировании платежной системы рекомендуется учитывать общие сведения о платежной системе, в том числе сведения:
об организационной структуре и текущем субъектном составе платежной системы в соответствии с перечнем, приведенным в разделе 1 Приложения к Указанию N 2824-У;
об основных положениях правил платежной системы, включая распределение полномочий и обязанностей между субъектами платежной системы по обеспечению ее бесперебойного функционирования;
об организационной модели, мероприятиях и способах управления рисками, методиках анализа рисков, показателях БФПС;
об особенностях процедур платежного клиринга и расчета и способах обеспечения исполнения обязательств участников платежной системы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей