Прием на обучение в соответствии с данным стандартом прекращается с 1 сентября 2021 года (Приказ Минпросвещения России от 18.11.2020 N 650).

Таблица 3. Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

Таблица 3

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

базовой подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

3186

2124

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

648

432

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1, 4, 8, 10, 11 - 13

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1, 4, 8, 10, 11, 12, 13

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

168

ОГСЭ.03. Иностранный язык

ОК 1, 2, 3, 4, 8, 10, 11

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

336

168

ОГСЭ.04. Физическая культура

ОК 1, 2, 3, 4, 8

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

212

142

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;

основы интегрального и дифференциального исчисления;

ЕН.01. Математика

ОК 2, 4, 5

ПК 1.2, 2.2, 3.4, 3.5, 4.3, 4.4

уметь:

выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;

использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;

получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;

применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;

применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;

знать:

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем;

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;

основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 2, 4, 5

ПК 1.2, 2.2, 3.4, 3.5, 4.3, 4.4

уметь:

анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;

знать:

виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической

безопасности;

принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

ЕН.03. Экологические основы природопользования

ОК 2, 4, 5

ПК 1.2, 2.2, 3.4, 3.5, 4.3, 4.4

П.00

Профессиональный учебный цикл

2326

1550

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

888

592

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

ориентироваться в структуре комплексной картографической организации и экономике развития отрасли; рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели картографической продукции;

знать:

основные принципы развития экономики, особенности экономических отношений, организацию как хозяйствующий субъект в рыночной экономике; материально-технические, трудовые, финансовые ресурсы отрасли:

механизмы ценообразования на картографическую продукцию; формы оплаты труда в современных условиях;

ОП.01.

Организация и экономика картографического производства

ОК 1 - 13

ПК 1.1, 1.2, 2.2

уметь:

ориентироваться в выборе стратегии развития организаций отрасли; планировать деятельность с учетом этого развития;

знать:

основы организации работы коллектива исполнителей картографического производства и принципы делового общения в коллективе;

ОП.02. Менеджмент

ОК 1 - 4, 6 - 8

уметь:

соблюдать правила техники безопасности и охраны труда в картографо-геодезическом производстве;

проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; применять нормативные и организационные основы охраны труда на рабочем месте;

знать:

правила техники безопасности и охраны труда в картографо-геодезическом производстве;

особенности обеспечения безопасных условий труда в картографо-геодезическом производстве;

нормативные и организационные основы охраны труда картографической организации;

ОП.03.

Техника безопасности в картографо-геодезическом производстве

ОК 1 - 13

ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.4

уметь:

применять Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" при решении правовых задач в картографии;

квалифицированно применять положения действующего законодательства при осуществлении своих прав и обязанностей в картографо-геодезической деятельности;

знать:

систему и структуру права Российской Федерации, основные принципы права, основные положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации в части авторских прав, федеральные законы от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии", от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", инструкции в области геодезии и картографии, нормы и правила, права и обязанности работников картографо-геодезического производства;

ОП.04.

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

ОК 1 - 13

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

68

ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 13

ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.4

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи

обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

ПМ.00

Профессиональные модули

1438

958

ПМ.01

Подготовка геодезической и математической основ для создания топографических и общегеографических карт

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

исследования геодезической основы и исходных топографических и аэротопографических материалов при создании карт;

дешифрирования аэро- и космоснимков в камеральных условиях;

составлять кадастровое и землеустроительное дело;

выбирать математическую основу для географических карт;

уметь:

вычислять математическую основу карт, распознавать картографические проекции для общегеографических и тематических карт;

выполнять топографические съемки на местности, составлять и вычерчивать планы местности;

выполнять обновление топографических карт фотограмметрическими методами, в том числе методами цифровой фотограмметрии; выполнять дешифрирование аэро- и космических снимков; систематизировать свод документов,

полученных в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, в правовой последовательности;

знать:

общую теорию картографических проекций; теорию искажений; классификацию картографических проекций; выбор проекций при создании общегеографических карт;

современные чертежные инструменты и принадлежности, правила построения условных знаков, основные картографические шрифты, используемые при создании карт;

чистовое графическое воспроизведение элементов карт, их оформление чертежными инструментами, правила размещения надписей;

геодезическую основу топографических карт и основные способы топографических съемок местности; основные электронные геодезические приборы, их устройство, поверки и приемы работы с ними;

методы фотограмметрической обработки результатов дистанционного зондирования Земли;

особенности дешифрирования аэро- и космических снимков; цифровые фотограмметрические станции для обработки воздушных, космических, наземных снимков при создании топографических карт, планов, фотокарт; методы обновления карт;

методику проведения государственного кадастрового учета земельных участков, кадастровой стоимости, размеров земельных участков и объектов недвижимости;

информационное обеспечение земельного кадастра

МДК.01.01. Методы проведения полевых геодезических работ при создании карт

ОК 2, 4 - 9, 13

ПК 1.1, 1.2

МДК.01.02. Основы математической картографии

ПМ.02

Определение взаимосвязей между природными и социально-экономическими явлениями, представленными в тематических атласах, для подготовки географической основы карт

В результата изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

проведения анализа взаимосвязей между явлениями по картам; географической оценки картографируемой территории по элементам содержания;

вычерчивания формы рельефа суши и морского дна, построения профиля, опознания типов морских берегов и речных систем;

уметь:

использовать физико-географические и социально-экономические знания в картографии;

анализировать карты и атласы во взаимосвязях между природными и социально-экономическими явлениями;

выявлять взаимосвязи между компонентами географической оболочки; опознавать различные формы рельефа суши и морского дна, ландшафты; применять знания физико-географических теорий для анализа картографируемой теории;

знать:

индивидуальные физико-географические особенности крупных регионов мира и России;

географическое положение и границы России;

физико-географическое районирование России;

особенности, проблемы и тенденции развития

социальной и экономической географии мира и России;

состав, структуру, основные этапы развития географической оболочки;

основные сведения о литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере.

МДК.02.01. Географическая характеристика картографируемой территории

ОК 2, 8, 13

ПК 2.1, 2.2

ПМ.03

Создание карт и атласов различного назначения, содержания, территориального охвата, масштабов компьютерными способами

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

создания топографических, общегеографических мелкомасштабных и тематических карт с помощью картографической генерализации - основного закона всех картографических изображений;

редакционно-подготовительных работ по созданию карт и атласов разных масштабов, содержания и назначения;

создания карт средствами компьютерной графики;

цифрования топографических, мелкомасштабных общегеографических и тематических карт;

программной обработки геопространственных данных при формировании баз и банков цифровой картографической информации;

построения условных знаков на картах и вычерчивания картографического изображения;

уметь:

использовать карты специального назначения для решения народнохозяйственных задач;

редактировать и составлять тематические и комплексные атласы; разрабатывать макеты компоновок атласов различного назначения;

редактировать и составлять топографические карты и планы, общегеографические мелкомасштабные карты, тематические карты природного, социально-экономического и экологического содержания;

пользоваться основными понятиями картографии, определять виды, типы картографических произведений, их математическую основу, способы картографического изображения;

строить картографические условные знаки средствами векторной и растровой графики и выбирать шрифты для карт; работать с цветовой палитрой; обрабатывать группы графических данных;

преобразовывать аналоговые изображения в цифровую растровую форму; составлять (цифровать) топографические, мелкомасштабные общегеографические и тематические карты, использовать программное обеспечение в подготовке карт к изданию (цветоделение);

формировать, преобразовывать и использовать картографические базы данных территории; использовать государственные информационные системы при решении прикладных задач;

пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями, готовить их к работе;

выполнять чертежные работы при создании карт в соответствии с условными знаками и

шрифтами;

знать:

общие проблемы и методы картографии, способы картографического изображения явлений на картах;

особенности редактирования и составления топографических карт и планов масштабов 1:10000 - 1:100000 и 1:200 - 1:5000, обзорно-топографических карт масштабов 1:200000 - 1000000; их назначение, требования к ним, математическую основу, генерализацию элементов содержания;

особенности редактирования и составления мелкомасштабных общегеографических карт; их назначение, требования к ним, математическую основу, генерализацию элементов содержания;

основные общегеографические карты и серии карт;

определение тематических карт, их классификацию, особенности проектирования, редактирования, составления и оформления;

авторские работы в тематическом картографировании;

способы изображения явлений на тематических картах;

карты природы, их классификацию, особенности картографирования природных явлений; методику редактирования и составления карт природы; основные виды карт природы и технологию их составления;

социально-экономические карты, их классификацию, особенности картографирования социально-экономических явлений; методику проектирования, редактирования и составления социально-экономических карт; основные виды социально-экономических карт и технологию их составления;

специальные карты, их классификацию, методику редактирования и составления навигационных (морских, полетных, дорожных), кадастровых, планетных, фотокарт и космофотокарт, анаглифических, землеустроительных, инженерно-строительных и др.;

технологию и методы проектирования, редактирования, составления и оформления тематических и комплексных атласов; важнейшие атласы;

определение картографии и ее задачи, картографию в системе наук; классификацию карт и их свойства; основные этапы создания карты; актуальные и перспективные направления развития картографической науки;

виды компьютерной графики и программные средства; приемы создания изображений в векторных и растровых редакторах;

основные понятия, определения и формы представления цифровой картографической информации; технологии создания цифровых топографических, общегеографических мелкомасштабных и тематических карт;

подготовку карт к изданию на основе настольных издательских систем; редакционный просмотр принтерных проб, электронные карты и атласы;

определение, структуру и составные части государственных информационных систем; технологию формирования баз и банков цифровой картографической информации; методы геоинформационного картографирования; автоматизированную генерализацию.

МДК.03.01. Редакционно-подготовительные и составительские работы при создании карт разного назначения

ОК 4, 5, 8 - 13

ПК 3.1 - 3.5

МДК.03.02. Технология создания карт и атласов компьютерными способами

ПМ.04

Участие в организации и проведении опытно-экспериментальных картографических работ с элементами дизайна

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

участия в оформлении картографических произведений с помощью художественных приемов;

участия в создании мультимедийных и объемных картографических изображений;

участия в проведении цветоделения издательских оригиналов;

уметь:

разбираться в новых технологиях создания карт, применять оптимальные технологии, используя аэрокосмические, статистические, литературные и другие источники;

разрабатывать дизайн картографических произведений;

подготовить карту к изданию, используя методы и принципы цветоделения и цветокорректирования, растрирования и передачи на фотонаборный автомат для вывода фотопленок; корректировать цветопробу;

владеть навыками печати тиража карты;

знать:

новые компьютерные технологии создания карт и их виды; цифровую обработку аэрофото- и космофотоснимков, анимационные модели, трехмерные модели, мультимедийные карты, Интернет-карты, GPS навигаторы, карты и атласы в компьютерных сетях;

Интернет-государственные информационные системы;

значение цветового оформления карт;

способы и технические приемы оформления карт; основные обязанности и задачи дизайнера в области картографии;

методику художественного конструирования картографических произведений;

технологии подготовки карт к изданию;

методы цветоделения и цветокорректирования;

технические требования, предъявляемые к картографической продукции;

современные технологии издания карт на основе плоской (офсетной) печати;

современные методы создания печатных произведений.

МДК.04.01. Оформительские и экспериментальные работы при создании карт и атласов

ОК 8, 9, 13 ПК 4.1 - 4.4

ПМ.05

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ

(определяется образовательной организацией самостоятельно)

1350

900

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

4536

3024

УП.00

Учебная практика

25 нед.

900

ОК 1 - 9, 13 ПК 1.1 - 1.2, 2.1 - 2.2, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.4

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

6 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

4 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

2 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.