Таблица 3. Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
|||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|||||
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; |
|||||
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|||||
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
|||||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; основы интегрального и дифференциального исчисления; |
ПК 1.2, 2.2, 3.4, 3.5, 4.3, 4.4 |
||||
выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники; получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях; применять графические редакторы для создания и редактирования изображений; применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций; знать: базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации; основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; |
ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
ПК 1.2, 2.2, 3.4, 3.5, 4.3, 4.4 |
|||
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте; знать: виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. |
ПК 1.2, 2.2, 3.4, 3.5, 4.3, 4.4 |
||||
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: ориентироваться в структуре комплексной картографической организации и экономике развития отрасли; рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели картографической продукции; знать: основные принципы развития экономики, особенности экономических отношений, организацию как хозяйствующий субъект в рыночной экономике; материально-технические, трудовые, финансовые ресурсы отрасли: механизмы ценообразования на картографическую продукцию; формы оплаты труда в современных условиях; |
Организация и экономика картографического производства |
ПК 1.1, 1.2, 2.2 |
|||
ориентироваться в выборе стратегии развития организаций отрасли; планировать деятельность с учетом этого развития; знать: основы организации работы коллектива исполнителей картографического производства и принципы делового общения в коллективе; |
|||||
соблюдать правила техники безопасности и охраны труда в картографо-геодезическом производстве; проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; применять нормативные и организационные основы охраны труда на рабочем месте; знать: правила техники безопасности и охраны труда в картографо-геодезическом производстве; особенности обеспечения безопасных условий труда в картографо-геодезическом производстве; нормативные и организационные основы охраны труда картографической организации; |
Техника безопасности в картографо-геодезическом производстве |
ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.4 |
|||
применять Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" при решении правовых задач в картографии; квалифицированно применять положения действующего законодательства при осуществлении своих прав и обязанностей в картографо-геодезической деятельности; знать: систему и структуру права Российской Федерации, основные принципы права, основные положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации в части авторских прав, федеральные законы от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии", от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", инструкции в области геодезии и картографии, нормы и правила, права и обязанности работников картографо-геодезического производства; |
Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
||||
организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; |
ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.4 |
||||
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|||||
Подготовка геодезической и математической основ для создания топографических и общегеографических карт В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: исследования геодезической основы и исходных топографических и аэротопографических материалов при создании карт; дешифрирования аэро- и космоснимков в камеральных условиях; составлять кадастровое и землеустроительное дело; выбирать математическую основу для географических карт; уметь: вычислять математическую основу карт, распознавать картографические проекции для общегеографических и тематических карт; выполнять топографические съемки на местности, составлять и вычерчивать планы местности; выполнять обновление топографических карт фотограмметрическими методами, в том числе методами цифровой фотограмметрии; выполнять дешифрирование аэро- и космических снимков; систематизировать свод документов, полученных в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, в правовой последовательности; знать: общую теорию картографических проекций; теорию искажений; классификацию картографических проекций; выбор проекций при создании общегеографических карт; современные чертежные инструменты и принадлежности, правила построения условных знаков, основные картографические шрифты, используемые при создании карт; чистовое графическое воспроизведение элементов карт, их оформление чертежными инструментами, правила размещения надписей; геодезическую основу топографических карт и основные способы топографических съемок местности; основные электронные геодезические приборы, их устройство, поверки и приемы работы с ними; методы фотограмметрической обработки результатов дистанционного зондирования Земли; особенности дешифрирования аэро- и космических снимков; цифровые фотограмметрические станции для обработки воздушных, космических, наземных снимков при создании топографических карт, планов, фотокарт; методы обновления карт; методику проведения государственного кадастрового учета земельных участков, кадастровой стоимости, размеров земельных участков и объектов недвижимости; информационное обеспечение земельного кадастра |
МДК.01.01. Методы проведения полевых геодезических работ при создании карт |
ПК 1.1, 1.2 |
|||
Определение взаимосвязей между природными и социально-экономическими явлениями, представленными в тематических атласах, для подготовки географической основы карт В результата изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения анализа взаимосвязей между явлениями по картам; географической оценки картографируемой территории по элементам содержания; вычерчивания формы рельефа суши и морского дна, построения профиля, опознания типов морских берегов и речных систем; уметь: использовать физико-географические и социально-экономические знания в картографии; анализировать карты и атласы во взаимосвязях между природными и социально-экономическими явлениями; выявлять взаимосвязи между компонентами географической оболочки; опознавать различные формы рельефа суши и морского дна, ландшафты; применять знания физико-географических теорий для анализа картографируемой теории; знать: индивидуальные физико-географические особенности крупных регионов мира и России; географическое положение и границы России; физико-географическое районирование России; особенности, проблемы и тенденции развития социальной и экономической географии мира и России; состав, структуру, основные этапы развития географической оболочки; основные сведения о литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере. |
МДК.02.01. Географическая характеристика картографируемой территории |
ПК 2.1, 2.2 |
|||
Создание карт и атласов различного назначения, содержания, территориального охвата, масштабов компьютерными способами В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: создания топографических, общегеографических мелкомасштабных и тематических карт с помощью картографической генерализации - основного закона всех картографических изображений; редакционно-подготовительных работ по созданию карт и атласов разных масштабов, содержания и назначения; создания карт средствами компьютерной графики; цифрования топографических, мелкомасштабных общегеографических и тематических карт; программной обработки геопространственных данных при формировании баз и банков цифровой картографической информации; построения условных знаков на картах и вычерчивания картографического изображения; уметь: использовать карты специального назначения для решения народнохозяйственных задач; редактировать и составлять тематические и комплексные атласы; разрабатывать макеты компоновок атласов различного назначения; редактировать и составлять топографические карты и планы, общегеографические мелкомасштабные карты, тематические карты природного, социально-экономического и экологического содержания; пользоваться основными понятиями картографии, определять виды, типы картографических произведений, их математическую основу, способы картографического изображения; строить картографические условные знаки средствами векторной и растровой графики и выбирать шрифты для карт; работать с цветовой палитрой; обрабатывать группы графических данных; преобразовывать аналоговые изображения в цифровую растровую форму; составлять (цифровать) топографические, мелкомасштабные общегеографические и тематические карты, использовать программное обеспечение в подготовке карт к изданию (цветоделение); формировать, преобразовывать и использовать картографические базы данных территории; использовать государственные информационные системы при решении прикладных задач; пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями, готовить их к работе; выполнять чертежные работы при создании карт в соответствии с условными знаками и шрифтами; знать: общие проблемы и методы картографии, способы картографического изображения явлений на картах; особенности редактирования и составления топографических карт и планов масштабов 1:10000 - 1:100000 и 1:200 - 1:5000, обзорно-топографических карт масштабов 1:200000 - 1000000; их назначение, требования к ним, математическую основу, генерализацию элементов содержания; особенности редактирования и составления мелкомасштабных общегеографических карт; их назначение, требования к ним, математическую основу, генерализацию элементов содержания; основные общегеографические карты и серии карт; определение тематических карт, их классификацию, особенности проектирования, редактирования, составления и оформления; авторские работы в тематическом картографировании; способы изображения явлений на тематических картах; карты природы, их классификацию, особенности картографирования природных явлений; методику редактирования и составления карт природы; основные виды карт природы и технологию их составления; социально-экономические карты, их классификацию, особенности картографирования социально-экономических явлений; методику проектирования, редактирования и составления социально-экономических карт; основные виды социально-экономических карт и технологию их составления; специальные карты, их классификацию, методику редактирования и составления навигационных (морских, полетных, дорожных), кадастровых, планетных, фотокарт и космофотокарт, анаглифических, землеустроительных, инженерно-строительных и др.; технологию и методы проектирования, редактирования, составления и оформления тематических и комплексных атласов; важнейшие атласы; определение картографии и ее задачи, картографию в системе наук; классификацию карт и их свойства; основные этапы создания карты; актуальные и перспективные направления развития картографической науки; виды компьютерной графики и программные средства; приемы создания изображений в векторных и растровых редакторах; основные понятия, определения и формы представления цифровой картографической информации; технологии создания цифровых топографических, общегеографических мелкомасштабных и тематических карт; подготовку карт к изданию на основе настольных издательских систем; редакционный просмотр принтерных проб, электронные карты и атласы; определение, структуру и составные части государственных информационных систем; технологию формирования баз и банков цифровой картографической информации; методы геоинформационного картографирования; автоматизированную генерализацию. |
МДК.03.01. Редакционно-подготовительные и составительские работы при создании карт разного назначения |
ПК 3.1 - 3.5 |
|||
МДК.03.02. Технология создания карт и атласов компьютерными способами |
|||||
Участие в организации и проведении опытно-экспериментальных картографических работ с элементами дизайна В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: участия в оформлении картографических произведений с помощью художественных приемов; участия в создании мультимедийных и объемных картографических изображений; участия в проведении цветоделения издательских оригиналов; уметь: разбираться в новых технологиях создания карт, применять оптимальные технологии, используя аэрокосмические, статистические, литературные и другие источники; разрабатывать дизайн картографических произведений; подготовить карту к изданию, используя методы и принципы цветоделения и цветокорректирования, растрирования и передачи на фотонаборный автомат для вывода фотопленок; корректировать цветопробу; владеть навыками печати тиража карты; знать: новые компьютерные технологии создания карт и их виды; цифровую обработку аэрофото- и космофотоснимков, анимационные модели, трехмерные модели, мультимедийные карты, Интернет-карты, GPS навигаторы, карты и атласы в компьютерных сетях; Интернет-государственные информационные системы; значение цветового оформления карт; способы и технические приемы оформления карт; основные обязанности и задачи дизайнера в области картографии; методику художественного конструирования картографических произведений; технологии подготовки карт к изданию; методы цветоделения и цветокорректирования; технические требования, предъявляемые к картографической продукции; современные технологии издания карт на основе плоской (офсетной) печати; современные методы создания печатных произведений. |
МДК.04.01. Оформительские и экспериментальные работы при создании карт и атласов |
||||
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
|||||
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей