Решение Верховного Суда РФ от 06.08.2014 N АКПИ14-744 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 5, 11 Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утв. Приказом Минюста России от 01.12.2005 N 235>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими пунктов 5, 11 Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 235,
приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 235 утверждена Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения (далее - Инструкция).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 декабря 2005 г., регистрационный номер 7249, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 19 декабря 2005 г. N 51, действует в редакции приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 105.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. Направление осужденных осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены.
Осужденные, не имеющие места жительства, как правило, направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуждены.
Отправка осужденных в исправительные учреждения на территории других субъектов Российской Федерации (по месту жительства) производится администрацией следственных изоляторов только после того, как через территориальные органы ФСИН России убедится в наличии исправительного учреждения соответствующего вида.
В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
С соблюдением перечисленных требований направляются в исправительные учреждения для отбывания оставшегося срока лишения свободы осужденные, которые по приговору суда часть срока наказания отбыли в тюрьме, лица, переведенные в порядке поощрения из колоний особого режима в колонии строгого режима, а также осужденные, переведенные в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из воспитательных колоний либо из изолированных участков воспитательных колоний, функционирующих как исправительные колонии общего режима, в исправительные колонии общего режима, а также осужденные, которым судом изменен вид исправительного учреждения по другим основаниям, в том числе в связи с изменением законодательства.
Согласно пункту 11 Инструкции вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в пункте 10 данной Инструкции, по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.
Гражданин К., отбывающий наказание в исправительном учреждении, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 5, 11 Инструкции. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, противоречат международным нормам.
К. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Представители Министерства юстиции Российской Федерации Д., З. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права осужденных.
Выслушав объяснения представителей Минюста России Д., З., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что не имеется оснований для удовлетворения заявления, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядок перевода осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний (п. 1 Положения).
Следовательно, Минюст России в пределах предоставленных ему полномочий утвердил вышеназванную Инструкцию, которая определяет порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения.
В абзаце первом пункта 5 Инструкции определен срок, в течение которого администрация следственного изолятора после получения извещения о вступлении приговора в законную силу должна направить осужденного в исправительное учреждение в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживал либо был осужден.
Данное положение нормативного правового акта соответствует части 1 статьи 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу.
В абзаце втором пункта 5 Инструкции определен порядок направления для отбывания наказания в исправительные учреждения осужденных, не имеющих места жительства, а в абзаце третьем пункта 5 Инструкции определены обязанности администрации следственного изолятора убедиться в наличии исправительного учреждения соответствующего вида перед отправкой осужденных в исправительные учреждения на территории других субъектов Российской Федерации (по месту жительства), что соответствует требованиям части 1 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о месте отбывания лишения свободы.
В абзаце четвертом пункта 5 Инструкции названы исключительные случаи, когда осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
Регулируя вопросы исполнения наказания в виде лишения свободы, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в статье 81 предусматривает, что осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении.
Согласно части 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации называет основания для перевода и не предусматривает получение письменного согласия осужденного при переводе последнего из одного исправительного учреждения в другое того же вида для дальнейшего отбывания наказания, а также не содержит ограничений для перевода в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
В пункте 11 Инструкции приведены основания, при наличии которых рассматривается вопрос о переводе осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое. Такими основаниями являются болезнь осужденного, обеспечение его личной безопасности, реорганизация или ликвидация исправительного учреждения, а также заявление самого осужденного или его родственников, иные исключительные обстоятельства, препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Положения пункта 11 Инструкции соответствуют части 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемые положения Инструкции, определяя в соответствии с нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядок перевода осужденного из одного исправительного учреждения в другое, не ограничивают конституционные права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Основной целью статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашающей право каждого на уважение его личной и семейной жизни, состоит в защите отдельного лица от своевольного вмешательства государственных властей, однако определение порядка перевода осужденного к лишению свободы из одного исправительного учреждения в другое при отсутствии письменного согласия самого осужденного не может рассматриваться как дискриминация и пытка, причиняющие лицам, содержащимся под стражей, физические и нравственные страдания, поскольку не предполагает ненадлежащего обращения с ними и не преследует цель оскорбить или унизить их.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
заявление К. о признании недействующими пунктов 5, 11 Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 235, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей