4. Организация проверок ДЗО сотрудниками СВА МО

4. Организация проверок ДЗО сотрудниками СВА МО.

5.1. Проверки ДЗО сотрудниками СВА МО осуществляются с использованием механизма включения сотрудников СВА МО в состав ревизионной комиссии ДЗО (по решению руководителя СВА МО).

В ряде случаев (находящиеся в других государствах ДЗО, особенности механизмов корпоративного управления в Группе и т.д.) возможно проведение проверок ДЗО без использования механизма ревизионных комиссий. Необходимо убедиться, что проведение таких проверочных мероприятий не противоречит законодательству Российской Федерации/страны нахождения ДЗО, а также дает возможность обеспечить объективность и независимость проверочной группы.

5.2. Координация проверочных мероприятий в ДЗО обеспечивается через участие в деятельности ревизионных комиссий ДЗО сотрудников СВА МО в качестве избранных членов ревизионных комиссий, приглашенных в установленном порядке экспертов (как правило, сотрудников СВА МО, а также других квалифицированных сотрудников Обществ Группы), а также через проведение организационных мероприятий по формированию ревизионных комиссий с участием квалифицированных специалистов МО, участие в подготовке специалистов МО и других Обществ Группы для последующей их работы в проверочных мероприятиях, методическое сопровождение деятельности ревизионных комиссий.

В положение о ревизионной комиссии ДЗО целесообразно включить разделы, предусматривающие:

- возможность участия сотрудников МО и других Обществ Группы в проверках ревизионной комиссии ДЗО в качестве привлеченных экспертов;

- возможность сотрудникам МО, входящим в ревизионную комиссию ДЗО, оказывать влияние на процессы планирования и проведения проверок ДЗО;

- согласованность действий всех проверяющих.

5.3. Подход к организации проверочных мероприятий осуществляется в рамках принципов, изложенных в Методических рекомендациях по организации работы комитетов по аудиту советов директоров акционерных обществ с участием Российской Федерации, утвержденным приказом Росимущества от 20.03.2014 N 86.

5.4. Планирование проверочных мероприятий в ДЗО осуществляется в рамках риск-ориентированного подхода. Для оценки рисков при планировании используется в том числе следующая информация о рисках:

- полученная от органов управления ДЗО и подразделений МО, участвующих в управлении/координации различных процессов ДЗО,

- полученная СВА МО в рамках осуществления управления/координации функции внутреннего аудита ДЗО,

- полученная от других субъектов системы внутреннего контроля ДЗО и от других заинтересованных сторон (в этом случае рекомендуется заранее оценить качество полученной информации).

5.4.1. При планировании и осуществлении проверки ДЗО необходимо учитывать влияние рисков, связанных с проверяемыми процессами, не только на деятельность ДЗО, но и на деятельность Группы в целом. Особую актуальность данная рекомендация приобретает в случае, если проверочное мероприятие, проводимое в ДЗО, является частью более общего проверочного мероприятия по Обществам Группы ("сквозные проверки").

Кроме того, необходимо обратить особое внимание на риски, связанные с эффективностью управления/координации ДЗО и подготовкой консолидированной отчетности Группы:

- риски, связанные с осуществлением внутригрупповых сделок,

- риски, связанные с возможной неэффективностью системы внутреннего контроля за подготовкой финансовой отчетности ДЗО, в том числе при подготовке консолидированной отчетности Группы,

- риски, связанные с возможной неэффективностью работы механизмов управления/координации процессов в ДЗО/механизмов корпоративного управления в ДЗО,

- риски, связанные с несоответствием внутренних документов ДЗО, регламентирующих функцию внутреннего аудита, лучшим практикам/положениям общегрупповой Политики/Политик.

5.5. Ревизионная комиссия ДЗО в установленные законодательством сроки должна предоставить отчет о результатах проверки и заключение относительно годовой отчетности ДЗО.

5.6. Сотрудники СВА МО, участвующие в процессах управления/координации функции внутреннего аудита в Группе, действуют в рамках исполнения своих должностных обязанностей. Выплата вознаграждений данным сотрудникам за участие в ревизионных комиссиях ДЗО нецелесообразна, поскольку ведет к непрозрачности и меньшей управляемости системы оплаты труда сотрудников внутреннего аудита.