Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 11 июля 2014 г. N 14-09538/14

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, поступившее из Минэкономразвития России, сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте) участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте.

Пункт 1 статьи 13 Закона об обороте не связывает возможность выдела земельного участка в счет земельной доли с необходимостью получения разрешения общего собрания участников долевой собственности на такой выдел; как следует из указанной нормы, единственным условием выдела является соблюдение требований к образованию земельных участков.

Аналогично пунктом 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Законом об обороте.

Закон об обороте предусматривает два способа образования земельных участков в счет земельной доли (пункт 2 статьи 13 Закона об обороте):

путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности;

путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 Закона об обороте, то есть по решению собственника земельной доли в соответствии с утвержденным им проектом межевания.

При этом пункт 4 статьи 13 Закона об обороте не уточняет перечень оснований, по которым может отсутствовать решение общего собрания участников долевой собственности об утверждении проекта межевания земельных участков.

Как сообщил филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми, на территории Республики Коми сложилась определенная судебная практика по вопросу правоотношений, связанных с выделением земельных долей участниками долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Данная практика основана на постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2009 N 1-П, который в пункте 4.4 указал, что по смыслу взаимосвязанных положений пунктов 2 - 4 статьи 13 и абзаца второго пункта 1.1 статьи 14 Закона об обороте, непроведение общего собрания сособственников по определению границ (местоположения) части находящегося в общей собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, - при том, что заинтересованный сособственник предпринял все надлежащие и зависящие от него меры к проведению такого общего собрания, - не может служить препятствием для реализации участниками долевой собственности права на выделение земельных участков в счет своих земельных долей с использованием согласительных процедур.

В этой связи необходимо учитывать, что положения статьи 13 Закона об обороте, предусматривающие альтернативный порядок выдела земельной доли участником долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в связи с отсутствием решения общего собрания участников долевой собственности без уточнения обоснований, почему такое решение отсутствует, внесены в Закон об обороте Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 435-ФЗ) и вступили в силу 01.07.2011, тогда как постановление Конституционного Суда Российской Федерации вынесено в 2009 году.

Как указал филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми, на территории Республики Коми о применимости позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2009 N 1-П, к правоотношениям по выделению земельных долей в индивидуальном порядке на основании согласования проектов межевания, возникшим после вступления в силу Закона N 435-ФЗ (то есть после 01.07.2011) было указано Верховным Судом Республики Коми в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 07.03.2013 N 33-1503/2013, от 29.04.2013 N 33-2409/2013, от 15.07.2013 N 33-3740.

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в частности изменено его наименование на "О кадастровой деятельности", статья 2 изложена в новой редакции.

При этом необходимо отметить, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Закон о кадастре, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Решение суда по конкретным делам не является источником права, не является нормативным правовым актом Российской Федерации, в том числе не составляет правовую основу государственного кадастрового учета.

Относительно постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 N 12-П следует отметить, что в пункте 4.2 данного постановления указано, что внесенные в Закон об обороте изменения порядка реализации участником долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения права на выдел земельного участка в счет своей земельной доли, ранее ориентированного на приоритетную защиту коллективных интересов участников долевой собственности, свидетельствуют о намерении федерального законодателя обеспечить максимально эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, в том числе путем предоставления сособственникам земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возможности выделить в счет своих земельных долей те земельные участки, местоположение которых в наибольшей степени отвечало бы целям, преследуемым конкретными собственниками таких долей. Такой подход нашел отражение в новом регулировании процедур образования земельных участков в счет земельных долей сособственников, различающихся в зависимости от варианта выдела земельного участка - путем принятия общим собранием участников долевой собственности решения, которым утверждаются проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки, либо путем определения отдельными сособственниками размеров и местоположения границ выделяемых в счет их земельных долей земельных участков, проект межевания которых, подготовленный кадастровым инженером, подлежит обязательному согласованию с остальными сособственниками посредством их извещения или размещения необходимых сведений в средствах массовой информации.

Таким образом, позиция Росреестра по рассматриваемому вопросу согласуется с позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 N 12-П.

Позиция Минэкономразвития России по рассматриваемому вопросу высказана в письме от 13.11.2013 N Д23и-5400.

Учитывая изложенное, в связи с поступившим обращением, данную позицию Росреестра ФГБУ "ФКП Росреестра" необходимо довести до сведения филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра".

Начальник Управления

методического обеспечения

и анализа в сфере регистрации

прав и кадастрового учета

Н.С.ЛЕЩЕНКО