Таблица 5. ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА БЮДЖЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
┌───────────┬────────────────────────────────────────────┬───────┐
│ Бюджеты │ Размер бюджетов структурных подразделений │ Итого │
│ ├──────────────┬──────────────┬──────────────┤сводный│
│ │ производств. │функциональные│непромышленная│ бюджет│
│ │ подразд. │ службы │ группа │ │
│ │ (цеха) │ │ │ │
│ ├────┬────┬────┼────┬────┬────┼────┬────┬────┤ │
│ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ │
├───────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼───────┤
│Фонд оплаты│ФОТ1│ФОТ2│ФОТ3│ФОТ4│ФОТ5│ФОТ6│ФОТ7│ФОТ8│ФОТ9│ SUMФОТ│
│труда │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼───────┤
│Материаль- │МЗ1 │МЗ2 │МЗ3 │МЗ4 │МЗ5 │МЗ6 │МЗ7 │МЗ8 │МЗ9 │ SUMМЗ │
│ные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│затраты │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼───────┤
│Энергопот- │ЭП1 │ЭП2 │ЭП3 │ЭП4 │ЭП5 │ЭП6 │ЭП7 │ЭП8 │ЭП9 │ SUMЭП │
│ребление │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼───────┤
│Амортизация│А1 │А2 │А3 │А4 │А5 │А6 │А7 │А8 │А9 │ SUMА │
├───────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼───────┤
│Прочие │ПР1 │ПР2 │ПР3 │ПР4 │ПР5 │ПР6 │ПР7 │ПР8 │ПР9 │ SUMПР │
│расходы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼───────┤
│ИТОГО │SUM1│SUM2│SUM3│SUM4│SUM5│SUM6│SUM7│SUM8│SUM9│ SUMБП │
│ ├────┴────┴────┼────┴────┴────┼────┴────┴────┤ │
│Бюджет │Бюджеты цехов │Бюджеты функ- │Бюджеты непро-│ │
│подразделе-│ │циональных │мышленной │ │
│ний │ │служб │группы │ │
├───────────┼──────────────┴──────────────┴──────────────┼───────┤
│бюджет │ │ │
├───────────┼────────────────────────────────────────────┼───────┤
│бюджет │ │ │
├───────────┼────────────────────────────────────────────┼───────┤
│Итого │Сводный бюджет по составу затрат равен │ SUMСБ │
│сводный │сводному бюджету стр. под. плюс кредит. │ │
│бюджет │и налоговый бюджеты │ │
└───────────┴────────────────────────────────────────────┴───────┘
14. При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов являются "вложенными" в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.
Ежемесячно для каждого структурного подразделения целесообразно разрабатывать сводный бюджет структурного подразделения по следующей форме:
┌─────────────┬──────────────────────────────────┬───────────────┐
│Наименование │ Бюджеты │Итого сводный │
├─────────────┼──────┬──────┬─────────┬─────┬────┤ бюджет стр. │
│подразделения│фонд │матер.│потребле-│амор-│пр. │ подразделения │
│ │оплаты│зат- │ние энер-│тиза-│рас-│ │
│ │труда │раты │гии │ция │ходы│ │
├─────────────┼──────┼──────┼─────────┼─────┼────┼───────────────┤
│ │ │ │ │ │ │ │
└─────────────┴──────┴──────┴─────────┴─────┴────┴───────────────┘
В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим статьям затрат.
Бюджет фонда оплаты труда предлагается составлять по следующей форме:
┌──────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│ ├───────────┬────────────┬────────────┤
│ │ план │ факт │отклонение │
│ ├─────┬─────┼─────┬──────┼─────┬──────┤
│ │ежед-│ на │ежед-│с нач.│ежед-│с нач.│
│ │невно│месяц│невно│месяца│невно│месяца│
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
│Основная зарплата │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
│Дополнительная зарплата │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
│Премиальные выплаты │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
│Итого │ │ │ │ │ │ │
└──────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴──────┴─────┴──────┘
Бюджет материальных затрат предлагается составлять по следующей форме:
┌─────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
│Нормы расхода сырья, │ Бюджет материальных затрат │
│комплектующих, мате- ├───────────┬────────────┬─────────────────┤
│риалов на производ. │ план │ факт │отклонение (+, -)│
│программу структур. ├─────┬─────┼─────┬──────┼─────┬───────────┤
│подразделения │ежед-│ на │ежед-│с нач.│ежед-│ с нач. │
│ │невно│месяц│невно│месяца│невно│ месяца │
├─────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ │ │ │ │ │
└─────────────────────┴─────┴─────┴─────┴──────┴─────┴───────────┘
Бюджет потребления энергии предлагается составлять по следующей форме:
┌──────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│Производственная программа│ Бюджет потребления энергии │
│ ├───────────┬────────────┬────────────┤
│ │ план │ факт │отклонение │
│ ├─────┬─────┼─────┬──────┼─────┬──────┤
│ │ежед-│ на │ежед-│с нач.│ежед-│с нач.│
│ │невно│месяц│невно│месяца│невно│месяца│
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
│Тепловая энергия │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
│Вода, воздух, пар и т.д. │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
│Итого │ │ │ │ │ │ │
└──────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴──────┴─────┴──────┘
Бюджет амортизации предлагается составлять по следующей форме:
┌──────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│Амортизационные отчисления│ Бюджет прочих расходов │
│ ├───────────┬────────────┬────────────┤
│ │ план │ факт │отклонение │
│ ├─────┬─────┼─────┬──────┼─────┬──────┤
│ │ежед-│ на │ежед-│с нач.│ежед-│с нач.│
│ │невно│месяц│невно│месяца│невно│месяца│
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
│Капитальный ремонт │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
│Реновация (в т.ч. капстро-│ │ │ │ │ │ │
│ительство) │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
│Итого │ │ │ │ │ │ │
└──────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴──────┴─────┴──────┘
Бюджет прочих расходов предлагается составлять по следующей форме:
┌──────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│Амортизационные отчисления│ Бюджет прочих расходов │
│ ├───────────┬────────────┬────────────┤
│ │ план │ факт │отклонение │
│ ├─────┬─────┼─────┬──────┼─────┬──────┤
│ │ежед-│ на │ежед-│с нач.│ежед-│с нач.│
│ │невно│месяц│невно│месяца│невно│месяца│
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
│Командировочные расходы │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
│Транспортные расходы │ │ │ │ │ │ │
│и т.д. │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┤
└──────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴──────┴─────┴──────┘
15. В целях разработки прогнозного годового сводного бюджета рекомендуется использовать в качестве исходных данных:
прогноз денежной выручки от реализации продукции;
обобщенные данные по постоянным издержкам производства с распределениями их по основным видам продукции. Предварительное распределение постоянных издержек производства по видам продукции позволит более объективно оценить ее рентабельность. Предварительное распределение постоянных издержек позволит увеличить эффективность текущего управления финансами;
данные по переменным издержкам по каждой товарной группе;
прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объеме реализации продукции предприятия;
прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и возможностей их возврата;
данные по основным производственным и резервным фондам предприятия.
Для текущего управления финансами чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции: удельные веса поставок продукции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение одного - трех месяцев после отгрузки; поставок по бартеру. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств.
Рекомендуемая структура сводного бюджета, обобщающего работы по финансовому прогнозированию и планированию, представлена на рисунке 4.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей