Таблица 7. Процесс формирования бюджетов по статьям затрат
Таблица 7. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ
ПО СТАТЬЯМ ЗАТРАТ
┌────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐
│ Бюджет по │ Подразд., │Согласующие │Утверждение │Срок ут- │
│ статьям │ответст. за │подразделе- │ бюджета │верждения │
│ затрат │формирование│ния │ │ │
├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Фонд оплаты │Служба уп- │Производ- │Директор по │За 10 дней │
│труда │равления │ственная │экономике │до начала │
│ │трудом и за-│служба, Фи- │ │периода │
│ │работной │нансовая │ │действия │
│ │платой │служба, Бух-│ │бюджета │
│ │ │галтерская │ │ │
│ │ │служба │ │ │
├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Материальные│Планово - │Производ- │Директор по │За 10 дней │
│затраты │экономичес- │ственная │экономике │до начала │
│ │кая служба │служба, Фи- │ │периода │
│ │ │нансовая │ │действия │
│ │ │служба, Бух-│ │бюджета │
│ │ │галтерская │ │ │
│ │ │служба, │ │ │
│ │ │Снабженчес- │ │ │
│ │ │кая служба │ │ │
├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Потребление │Планово - │Производ- │Директор по │За 10 дней │
│энергии │экономичес- │ственная │экономике │до начала │
│ │кая служба │служба, Фи- │ │периода │
│ │ │нансовая │ │действия │
│ │ │служба, Бух-│ │бюджета │
│ │ │галтерская │ │ │
│ │ │служба, │ │ │
│ │ │служба Глав-│ │ │
│ │ │ного Энерге-│ │ │
│ │ │тика │ │ │
├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Амортизация │Планово - │Производ- │Директор по │За 10 дней │
│ │экономичес- │ственная │экономике │до начала │
│ │кая служба │служба, Фи- │ │периода │
│ │ │нансовая │ │ │
│ │ │служба, Бух-│ │ │
│ │ │галтерская │ │ │
│ │ │служба, │ │ │
│ │ │служба Глав-│ │ │
│ │ │ного Энерге-│ │ │
│ │ │тика, служба│ │ │
│ │ │Главного ме-│ │ │
│ │ │ханика │ │ │
├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Прочие рас- │Планово - │Финансовая │Директор по │За 10 дней │
│ходы │экономичес- │служба, Бух-│экономике │до начала │
│ │кая служба │галтерская │ │периода │
│ │ │служба │ │ │
│ │ │ │ │ │
├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Погашение │Финансовая │Финансовая │Директор по │За 10 дней │
│кредитов │служба │служба, Бух-│экономике │до начала │
│ │ │галтерская │ │периода │
│ │ │служба │ │ │
│ │ │ │ │ │
├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Налоги и │Финансовая │Финансовая │Директор по │За 10 дней │
│платежи во │служба │служба, Бух-│экономике │до начала │
│внебюджетные│ │галтерская │ │периода │
│фонды │ │служба │ │действия │
│ │ │ │ │бюджета │
└────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘
18. В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля.
Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений предприятия, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделений, при этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты.
Верхний уровень - контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый непосредственно финансово - экономической службой предприятия и его бухгалтерией.
Основными элементами системы контроля являются:
объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;
предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);
субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов;
технология контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых.
Контроль за соблюдением расходной части комплексного бюджета является важной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность финансово - хозяйственной деятельности предприятия.
Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить:
оперативное проведение анализа фактических отклонений от плановых значений (сумм) сводного бюджета (в т.ч. анализ по отклонениям функциональных бюджетов);
разработку мероприятий по ликвидации непроизводственных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;
оформление и представление руководству предприятия аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов, для оперативной коррекции этих бюджетов и, соответственно, бюджетов структурных подразделений.
Предлагаемая система контроля за формированием и исполнением сводного бюджета предприятия представлена в таблице 8.
Таблица 8. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ
И ИСПОЛНЕНИЕМ СВОДНОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ
┌─────────┬──────────────┬───────────────┬──────────┬────────────┐
│ Этапы │Подразделения,│ Согласование │ Контроль │Утверждение │
│ бюджета │ответственные │ по этапам │ │ │
│ │ по этапам │ │ │ │
├─────────┼──────────────┼───────────────┼──────────┼────────────┤
│Формиро- │Финансовая │Дирекция (Д1) и│Бухгалтер-│Директор │
│вание │служба (ФС) │Бухгалтерская │ская служ-│(Д) │
│Доходная │и Планово - │служба (БС) │ба (БС) │ │
│часть │экономическая │ │ │ │
│ │служба (ПЭС) │ │ │ │
├─────────┼──────────────┼───────────────┼──────────┼────────────┤
│Расходная│ФС и ПЭС │Д1 и БС │БС │Д │
│часть │ │ │ФС │ │
├─────────┼──────────────┼───────────────┼──────────┼────────────┤
│Исполне- │ФС и ПЭС │Д1 и БС │БС │Д │
│ние │ │ │ │ │
│Доходная │ │ │ │ │
│часть │ │ │ │ │
├─────────┼──────────────┼───────────────┼──────────┼────────────┤
│Расходная│ФС и ПЭС │Д1 и БС │БС │Д │
│часть │ │ │ │ │
└─────────┴──────────────┴───────────────┴──────────┴────────────┘
Рекомендуется создать и внедрить комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования деятельности предприятия (на базе компьютерной локальной сети), что позволит максимально оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей