Данное письмо было актуально на период 2015 - 2017 гг. (Письмо Минкультуры России от 19.06.2023 N 364-01.1-39@-СО).

Приложение. Методические рекомендации по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УТВЕРЖДЕНИЮ ПЕРЕЧНЕЙ ДОЛЖНОСТЕЙ И ПРОФЕССИЙ РАБОТНИКОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ОТНОСИМЫХ

К ОСНОВНОМУ ПЕРСОНАЛУ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Необходимость утверждения перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры и муниципальных учреждений культуры субъекта Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, определяется следующими соображениями.

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено:

"Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.".

Так, решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013 (протокол N 11) утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год.

Согласно пункту 7 данных Единых рекомендаций, установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется с учетом реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части оплаты труда работников бюджетной сферы и положений "Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р.

Согласно пункту 33 данных Единых рекомендаций, при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разделом V названных Единых рекомендаций для федеральных государственных учреждений.

В свою очередь, согласно пункту 9 данных Единых рекомендаций, системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливаются и изменяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая "Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583.

При этом в "Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 2190-р от 26.11.2012, в разделе IV установлено:

"В "дорожных картах" предусматриваются следующие мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда и достижению целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761:

обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов...".

Та же формулировка вошла в п. 11 раздела V "Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2606-р.

Во исполнение данных документов Министерство культуры Российской Федерации выпустило письмо от 31.01.2013 N 644-01-54/04-НМ, которым в федеральные органы исполнительной власти и главным распорядителям средств федерального бюджета были направлены "Методические рекомендации для разработки плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры" главными распорядителями средств федерального бюджета, планов мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений в части оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральными государственными учреждениями культуры". В пункте (4) подраздела "Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры" раздела V данного документа говорится:

"4). Раздел предусматривает обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал учреждений культуры, с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов.

К 2018 г. рекомендуется обеспечить соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений культуры до 1:0,7 - 1:0,5 (с учетом типа учреждения культуры). Если указанное соотношение обеспечивается в более ранние сроки, то рекомендуется его поддерживать.

Предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений культуры рекомендуется определить не более 40%.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение (постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583).

Основной персонал учреждений культуры - работники учреждений культуры, непосредственно оказывающие услуги населению в сфере культуры соответствующими учреждениями, а также их прямые руководители (т.е. руководители структурных подразделений по основной деятельности и его заместители):

- перечень (наименование) должностей работников культуры установлен приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии";

- перечень рабочих профессий учреждений установлен приказом Минздравсоцразвития России от 14 марта 2008 г. N 121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии".

Вспомогательный персонал учреждений культуры - работники учреждений культуры, создающие условия для оказания учреждением услуги населению в сфере культуры, включая обслуживание зданий и оборудования, не связанных с выполнением непосредственно работ по основной деятельности.

К вспомогательному персоналу относятся работники инженерно-технических служб, младший обслуживающий персонал (дворники, уборщики помещений, вахтеры, гардеробщики и т.п.), работники экспедиторской службы (включая водителей) и т.п.

Административно-управленческий персонал учреждений культуры - работники учреждений культуры, занятые управлением (организацией) оказания услуг населению данными учреждениями культуры, а также выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности учреждения.".

Документом Пр-3411 от 22.12.2012 "Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 г." в п. 1 "б" также установлено:

"поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти обеспечить методическое сопровождение субъектов Российской Федерации при разработке ими региональных "дорожных карт" в установленных сферах, включая целевые показатели и индикаторы, в том числе отражающие соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций культуры. Срок - январь 2013 г.".

Во исполнение данного документа вышло поручение председателя Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N ДМ-П16-7975.

Во исполнение данного поручения Министерство культуры Российской Федерации выпустило письмо от 30.01.2013 N 557-01-56/04-НМ, которым в субъекты Российской Федерации были направлены "Методические рекомендации по разработке планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации". В пункте (4) подраздела "Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры" раздела V данного документа приведен тот же текст, что и в аналогичном письме от 31.01.2013 N 644-01-54/04-НМ (см. выше).

Министерством культуры Российской Федерации издан приказ от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности".

Исходя из вышеизложенного, существует необходимость издания нормативно-правовых актов на уровне субъектов Российской Федерации, утверждающих перечни должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности.

2. Пунктом 7 "Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 583 от 05.08.2008) установлено:

"Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.".

Перечни видов экономической деятельности установлены ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 разработан в соответствии с ОКВЭД, который до 31.01.2014 существовал в 2 версиях:

- ОКВЭД, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст (срок действия данного классификатора (ОК 029-2007, или КДЕС ред. 1.1) неоднократно продлевался, в настоящее время до 01.01.2015);

- ОКВЭД, утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст (ОК 029-2001, или КДЕС ред. 1, официально не отменен).

Виды экономической деятельности, относящиеся к отрасли культуры, перечислены в разделе ОКВЭД "92. Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта". Текст данного раздела в обоих версиях ОКВЭД идентичен:

92

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

92.1

Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов

92.11

Производство фильмов

92.12

Прокат фильмов

92.13

Показ фильмов

92.3

Прочая зрелищно-развлекательная деятельность

92.31

Деятельность в области искусства

92.31.1

Деятельность в области создания произведений искусства

92.31.2

Деятельность в области художественного, литературного и исполнительского творчества

92.31.21

Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений

92.31.22

Деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе

92.32

Деятельность концертных и театральных залов

92.33

Деятельность ярмарок и парков с аттракционами

92.34

Прочая зрелищно-развлекательная деятельность

92.34.1

Деятельность цирков

92.34.2

Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев

92.5

Прочая деятельность в области культуры

92.51

Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа

92.52

Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий

92.53

Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников

Из "Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 583 от 05.08.2008) следует, что государственные органы вправе утверждать перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу, для подведомственных им учреждений и по тем видам экономической деятельности, которые осуществляются подведомственными им учреждениями.

Так, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности", данные перечни утверждены по следующим видам экономической деятельности:

- "Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений";

- "Деятельность концертных и театральных залов";

- "Деятельность цирков";

- "Деятельность музеев";

- "Деятельность библиотек";

- "Деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой";

- "Деятельность в области исследований и разработок";

- "Деятельность в области образования".

Перечни должностей и профессий не утверждались по тем видам экономической деятельности, которые не осуществляются учреждениями культуры, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации. Так, например, по виду "92.51. Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа" утвержден только перечень "Деятельность библиотек", так как в прямом ведении Министерства культуры Российской Федерации отсутствуют архивы и учреждения клубного типа.

Таким образом, при разработке соответствующих нормативно-правовых актов об утверждении перечней должностей и профессий работников государственных учреждений регионального и муниципального подчинения, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, органам управления культуры субъектов Российской Федерации следует утверждать такие перечни только по тем видам экономической деятельности, которые осуществляются учреждениями культуры данного региона.

В штатное расписание учреждения культуры могут быть включены должности и профессии, относящиеся к нескольким видам деятельности, если эти виды деятельности осуществляются данным учреждением.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Росстандарта от 30.09.2014 N 1261-ст переходный период продлен до 1 января 2016 года.

31.01.2014 Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии издан приказ N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" с датой введения в действие названных классификаторов 01.02.2014, с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2015 и последующей отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).

Министерством культуры Российской Федерации ведется работа по актуализации положений приказа Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности" в соответствии с новым Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Как следует из текста названного классификатора, изменения будут внесены только в наименования перечней видов экономической деятельности. Наименования должностей и профессий, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, останутся прежними.

Таким образом, актуализация приказа Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 в соответствии с новым Общероссийским классификатором видов экономической деятельности не потребует внесения изменений в штатные расписания учреждений культуры.

Однако при разработке соответствующих нормативно-правовых актов об утверждении перечней должностей и профессий работников государственных учреждений регионального и муниципального подчинения, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, органам управления культуры субъектов Российской Федерации следует руководствоваться приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)", а не более ранними версиями Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

3. Перечни должностей и профессий работников учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, включенные в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности", составлены на основе приказа Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии".

При составлении перечней учтены предложения учреждений культуры и органов управления культурой субъектов Российской Федерации, поступившие в Министерство культуры Российской Федерации в ходе общественного обсуждения проекта названного приказа.

4. Административно-управленческий персонал не относится к основному персоналу учреждения.

Пунктом 10(2) "Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений" (утверждено постановлением правительства Российской Федерации N 583 от 05.08.2008) установлено:

"Федеральные государственные органы - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, вправе устанавливать предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда указанных учреждений, а также примерный перечень должностей, относимых к административно-управленческому персоналу.".

В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.04.2013 N 325 "Об утверждении примерного перечня должностей, отнесенных к категории административно-управленческого персонала учреждения, находящегося в ведении Министерства культуры Российской Федерации", к административно-управленческому персоналу относятся следующие должности:

1) руководитель учреждения;

2) заместитель руководителя учреждения;

3) директор (исполнительный директор);

4) директор филиала;

5) главный бухгалтер;

6) главный инженер;

7) руководитель планово-финансовой (экономической) службы;

8) руководитель кадровой службы;

9) руководитель юридической службы.

Определение понятия "административно-управленческий персонал" дано в приказе Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.01.2013 "О методических рекомендациях по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)". Пунктом 20 названных методических рекомендаций установлено:

"Административно-управленческий персонал учреждений социального обслуживания населения - работники учреждений социального обслуживания населения, занятые управлением (организацией) оказания социальных услуг населению, а также выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности учреждения.".

5. Нормативного акта, который содержал бы исчерпывающий перечень рабочих профессий, относящихся к отрасли культуры, не существует.

При включении профессий рабочих в перечни, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности", были приняты во внимание следующие документы:

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.03.2008 N 121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии";

- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16.07.2003 N 54 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 58, разделы: "Общие профессии"; "Киностудии и предприятия, организации телевидения и радиовещания"; "Киносеть и кинопрокат"; "Театрально-зрелищные предприятия";

- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 05.03.2004 N 40 "Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 61, разделы: "Общие профессии производства художественных изделий"; "Ювелирно-филигранное производство"; "Производство художественных изделий из металла"; "Производство художественных изделий из дерева, капокорня и бересты"; "Гранильное производство"; "Производство художественных изделий из камня"; "Производство художественных изделий из папье-маше с миниатюрной живописью"; "Производство художественных изделий из кости и рога"; "Производство художественных изделий из янтаря"; "Скульптурное производство"; "Производство художественных изделий из кожи и меха"; "Производство изделий народных художественных промыслов";

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.03.2008 N 135 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 57, разделы: "Рекламно-оформительские и макетные работы", "Реставрационные работы";

- постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 252 "Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации".

Кроме того, в указанные перечни включались профессии рабочих, относящиеся к отрасли культуры, перечисленные в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (утвержден постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 367).

Перечни профессий рабочих отрасли культуры, содержащиеся в перечисленных документах, не являются исчерпывающими.

6. Термины "руководитель", "начальник", "директор", "заведующий", применяемые в приказе Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности", являются взаимозаменяемыми. (Соответствующие разъяснения получены от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации письмом от 01.04.2014 N 14-3/10/В-1717.)

Так, например, в перечне должностей в приложении N 1 к названному приказу присутствует должность "начальник отдела продаж". Однако при составлении штатных расписаний допускается использование не только данного наименования дословно ("начальник отдела продаж"), но также аналогичных ему наименований, несущих тот же смысл - а именно "директор отдела продаж", "заведующий отделом продаж", "руководитель отдела продаж".

7. К должностям, включенным в перечни, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности", могут добавляться дополнительные должностные наименования, такие как: "старший", "младший", "ведущий" и т.п.

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.04.2014 N 14-3/10/В-1717, указание в наименовании должности "старший", "ведущий" и т.п. характеризует не функциональную направленность той или иной должности, а уровень служебной нагрузки (например, наличие дополнительных или специфических обязанностей).

Так, применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности учреждения или его структурного подразделения либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях.