См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Электроэнергетика

В 2014 году среднегодовой рост конечных цен на электроэнергию для всех категорий потребителей к предыдущему году ожидается в размере 7 - 7,2 процента.

В 2015 году конечные цены на электроэнергию на розничном рынке вырастут в среднем для всех категорий потребителей на 8,2 - 8,4% в среднем за год, в 2016 году - на 9 - 9,2%, в 2017 году рост цен на электроэнергию составит 8 - 8,3 процента.

Индексация тарифов для населения в 2015 - 2017 гг. будет производиться по уровню прогнозируемой инфляции предшествующего года плюс 1 процент.

Таким образом, индексация составит с 1 июля 2015 г. - 8,5%, с 1 июля 2016 г. - 6,5%, с 1 июля 2017 г. - 5,5% (без учета введения социальной нормы потребления).

Введение социальной нормы потребления будет поэтапно продолжено с учетом решений региональных органов тарифного регулирования. При этом тарифы на объемы электроэнергии сверх социальной нормы по решению региональных органов тарифного регулирования могут превышать установленные ограничения.

На 2015 - 2016 гг. прогнозируемый рост регулируемых тарифов сетевых организаций базируется на прогнозе индекса потребительских цен предыдущего года. Индексация регулируемых тарифов сетевых организаций с июля составит: в 2015 году - 7,5%, в 2016 году - 5,5%, в 2017 году - 4,5 процента.

В этих условиях для выполнения инвестиционных программ и поддержания требуемого уровня надежности и качества услуг от дочерних обществ ОАО "Российские сети" потребуется сократить издержки. Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 511-р) предусмотрено снижение удельных инвестиционных издержек на 30%, удельных операционных издержек на 15%, а также снижение потерь не менее чем на 11% к 2017 году по сравнению с уровнем 2012 года.

Долгосрочные параметры регулирования территориальных сетевых организаций по методу доходности инвестированного капитала будут сохранены. При необходимости будут продлены сроки долгосрочного периода регулирования.

Необходимо разработать нормативные правовые акты, предусматривающие перераспределение невостребованной мощности между потребителями электрической энергии, либо ее оплату с целью оптимизации инвестиционных программ сетевых организаций.

Для ОАО "ФСК ЕЭС" будут утверждены долгосрочные параметры тарифов на период 2015 - 2019 гг. (второй регуляторный период) с темпом роста регулируемой валовой выручки на уровне среднего темпа роста тарифа на услуги по передаче электроэнергии в Российской Федерации.

В отдельных субъектах Российской Федерации темп роста сетевых тарифов может отклоняться от среднероссийских значений вследствие необходимости реализации значительных инвестиционных программ. Так, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области начиная с 2012 года реализуется 5-летняя инвестиционная программа, позволяющая сократить сроки технологического присоединения к сетям с 3 - 4 лет до шести месяцев. В этих случаях окончательное решение по темпам роста тарифов будут принимать региональные органы тарифного регулирования.

При этом будет продолжена работа по повышению доступности технологического присоединения к электрическим сетям в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 1144-р. Вместе с тем следует, при необходимости, повысить расценки при льготном технологическом присоединении с тем, чтобы исключить завышение количества льготных заявок на технологическое присоединение до 15 кВт. В отношении потребителей с присоединяемой мощностью свыше 150 кВт следует проработать механизмы финансирования инвестиционной составляющей и ответственности за использование заказываемой электрической мощности.

Также при тарифном регулировании на 2015 год из котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии будут исключены затраты территориальных сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя.

В прогнозный период будет продолжена работа по ограничению роста цен на передачу электроэнергии в рамках реализации утвержденного Правительством Российской Федерации Плана мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности (от 11 ноября 2013 г. N 6732п-П9).

На оптовом рынке рост цен прогнозируется на уровне: в 2015 году - 10,3 - 10,5%, в 2016 году - 10 - 10,2%, в 2017 году - 9,3 - 9,5 процента. В указанных оценках не учтены ценовые (тарифные) источники развития энергосистем Калининградской области и Крымского федерального округа.

Превышение роста цен на оптовом рынке в 2015 - 2017 гг. над уровнем инфляции в значительной мере обусловлено вводом новых генерирующих объектов (АЭС, ГЭС, ТЭС и на основе возобновляемых источников энергии) по договорам, обеспечивающим гарантию возврата инвестиций (договора о предоставлении мощности и иные договора), а также переносом сроков их ввода от ранее запланированных.

При этом данный прогноз роста цен предполагает реализацию набора сдерживающих мер, в частности:

возможность предоставления ОАО "Газпром" дисконта к регулируемой (предельной) оптовой цене на газ в 2015 году в размере 2,5%, в 2016 году - 5 процентов;

возможность исключения начисления доходности на целевые инвестиционные средства и средства федерального бюджета в 2016 году для блоков АЭС, введенных в эксплуатацию после 2014 года по договорам о предоставлении мощности, с компенсацией выпадающих доходов после 2017 года. Реализация данной меры может быть целесообразной ввиду ввода в эксплуатацию значительного числа новых АЭС в 2016 году и существенной тарифной нагрузкой, оказываемой ими на конечных потребителей электроэнергии, и может потребовать внесения изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса".

В целях усиления сдерживания цен на оптовом рынке предлагается продолжить работу в части вывода из эксплуатации старых неэффективных мощностей, а также дальнейшей оптимизации условно-постоянных издержек потребителей электрической энергии (улучшение качества прогнозирования объема отбираемой мощности, снижение требований к резервированию, решение проблемы вынужденной генерации и другое).

Кроме того, целесообразно проработать вопросы ограничения объемов и переноса сроков ввода объектов генерации на основе возобновляемых источников энергии, а также мотивировать данные объекты генерации на сокращение операционных и капитальных затрат на их строительство.

Существует риск, что рассмотренные меры не смогут ограничить рост цен на оптовом рынке в пределах целевого ориентира, что потребует принятия дополнительных решений. В частности, причиной возможного дополнительного повышения цен на электроэнергию в 2015 - 2017 годы могут стать:

необходимость финансирования мероприятий по вводу новых мощностей для обеспечения надежности функционирования энергосистем Калининградской области и Крымского федерального округа;

отмена с 2015 года особых условий функционирования оптового и розничных рынков на территории республик Северного Кавказа и Республики Тыва, с тем чтобы темп роста цен (тарифов) на электроэнергию в указанных регионах в течение переходного периода существенно не превышал установленных ограничений.