Перевозки грузов автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих перевозок грузов - 45%, и только 5% в общем объеме коммерческого грузооборота. В среднесрочный период значительные сдвиги в структуре перевозок грузов не прогнозируются (доля автомобильного транспорта в общем объеме коммерческих перевозок грузов достигнет 45 процентов).
Продолжающийся интенсивный процесс автомобилизации населения при более низких темпах ввода в эксплуатацию автомобильных дорог сдерживает развитие автомобильных перевозок. В настоящее время около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению транспортных издержек в конечной стоимости продукции, а также снижению безопасности дорожного движения. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста.
В 2013 году наблюдалось снижение темпов грузооборота относительно уровня 2012 года, составив 98,8 процента. В связи с этим снизилась средняя дальность перевозки грузов на 2 процента по сравнению с предыдущим годом.
В 2013 году перевозки грузов автомобильным транспортом составили 1690,7 млн. тонн, или 99,2% к уровню 2012 года, а коммерческий грузооборот - 124,9 млрд. т-км или 97,3% к уровню 2012 года.
Среднее расстояние перевозки 1 тонны груза в 2013 году уменьшилось и составило 73,9 км (в 2012 г. - 75,3 км), наблюдалось снижение среднего расстояния перевозки в междугороднем и международном сообщении и увеличение среднего расстояния перевозки грузов во внутригородском и пригородном сообщении.
В 2014 году также продолжится снижение объема перевозок грузов автомобильным транспортом, который составит 1686 млн. тонн (99,1% к 2013 году), коммерческий грузооборот прогнозируется на уровне 2013 года и будет составлять 124,9 млрд. т-км. Снижение перевозок вызвано низкими показателями перевозок в первом полугодии. Данная тенденция вызвана проблемами, возникшими в дорожном движении на ряде федеральных автодорог в зимние месяцы.
Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 километров. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится.
С учетом прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется рост перевозок грузов автомобильным транспортом, который в 2017 году составит 1778,3 млн. тонн (105,2% к уровню 2013 года), а грузооборот - 135,9 млрд. т-км (108,8% к уровню 2013 года). Вместе с тем при ускоренном темпе роста экономики объем коммерческих перевозок грузов будет больше на 77,8 млн. тонн (109,8% к 2013 году), а грузооборота на 5,9 млрд. т-км (113,6% к 2013 году).
Стабильному росту перевозок грузов и грузооборота автомобильным транспортом будут способствовать увеличение темпов потребления стройматериалов, рост розничной торговли. Предполагается, что темпы роста перевозок грузов будут несколько выше в связи со снижением роста дальности грузоперевозок. Данная тенденция будет вызвана повышенной конкуренцией со стороны железнодорожного транспорта в условиях нехватки заказов от грузоотправителей.
Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта будут гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность).
Важнейшим событием для дорожной отрасли в ближайшие годы стало создание системы дорожных фондов. Таким образом, реализуется принцип "пользователь платит", установлена четкая связь между источниками финансирования дорожного хозяйства (законодательно зафиксированы) и результатами их использования. Система дорожных фондов направлена на обеспечение дорожного хозяйства надежным источником финансирования и стимулирует рост темпов обновления и развития автомобильных дорог. В 2012 году всеми субъектами Российской Федерации были приняты законы о создании региональных дорожных фондов и таким образом система целевых дорожных фондов заработала в полном объеме.
Инвестиции в дорожное хозяйство в 2013 году составили 416,2 млрд. рублей (113,2% к уровню 2012 года). В том числе из средств федерального бюджета - 267,2 млрд. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 146,1 млрд. рублей. Второй год подряд к финансированию развития автомобильных дорог привлечены внебюджетные средства, которые составили в 2013 году 2,9 млрд. рублей.
В 2014 году объем инвестиций ожидается на уровне порядка 413 млрд. рублей (в том числе из федерального бюджета 239 млрд. рублей).
В среднесрочной перспективе прогнозируется рост инвестиций в дорожное хозяйство.
При сохранении существующих тенденций, к 2017 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь 614,5 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета порядка 293 млрд. рублей. В случае благоприятных тенденций уровень инвестиций прогнозируется в размере порядка 758 млрд. рублей, из них около 331,4 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета.
В 2014 - 2017 гг. планируется обеспечить реализацию следующих крупных инвестиционных проектов: строительство и реконструкция участков федеральных автомобильных дорог на территории Московского транспортного узла; строительство и реконструкция участков автомобильных дорог М-29 "Кавказ", "Транскам" Алагир - Нижний Зарамаг до границы с Южной Осетией, А-155 Черкесск - Домбай до границы с Грузией; строительство и реконструкция федеральных дорог "Лена", "Колыма", "Вилюй", "Уссури", "Амур"; строительство и реконструкция подъезда к морскому порту "Усть-Луга"; реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска; реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы; строительство обходов городов Новосибирск, Псков, Гудермес в Чеченской Республике, Фатеж в Курской области, Спасск в Пензенской области, Мариинск в Кемеровской области и других.
Важнейшими мероприятиями развития скоростных автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", в 2015 - 2017 гг. будут:
- завершение строительства с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке км 517 - км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка) в Воронежской области;
- завершение реконструкции с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке км 1091 - км 1119,5 в Ростовской области;
- завершение строительства транспортной развязки на км 27 автомагистрали М-1 "Беларусь" в Московской области;
- завершение реконструкции с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дороги М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев) на участке 124 - 173 км в Московской области.
Для подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году на развитие автомобильных дорог регионального и местного значения в 2014 - 2017 гг. планируется направить инвестиции в размере 26 млрд. рублей.
Кроме того, одним из приоритетных направлений расходования средств федерального бюджета является строительство моста через Керченский пролив. На эти цели в 2015 - 2017 гг. планируется направить инвестиции в размере 152,5 млрд. рублей.
Пассажирские перевозки. Развитие автомобильного транспорта определяется, прежде всего, параметрами занятости населения. Растущая автомобилизация населения и конкурентное давление альтернативных видов транспорта потребуют от автоперевозчиков повышения уровня качества (обновление подвижного состава), регулярности и безопасности оказываемых услуг, в первую очередь это касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и автопарка на нем).
Пассажирооборот автомобильного (автобусного) транспорта в 2013 году снизился по сравнению с 2012 годом на 4,1% и составил 119,3 млрд. пасс.-км. По итогам первого полугодия 2014 г. к концу года ожидается увеличение пассажирооборота до 139,4 млрд. пасс.-км (116,9% к 2013 году).
В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее увеличение пассажирооборота на автобусном транспорте до 140,4 млрд. пасс.-км в 2017 году (117,7% к 2013 году). При этом при ускоренных темпах роста экономики увеличение относительно 2013 г. составит 123% (будет перевезено на 6,3 млрд. пасс.-км больше).
Пассажирооборот городского электрического транспорта в 2013 году сократился по сравнению с 2012 годом и составил 56,6 млрд. пасс.-км или 97,6% к уровню 2012 года, было перевезено 6,9 млрд. пассажиров. Троллейбусным транспортом в 2013 году было перевезено 1,7 млрд. пасс. (84,6% к уровню 2012 года), пассажирооборот составил 5,7 млрд. пасс.-км (86,4 процента). Снижение объемов пассажирооборота наземного городского электрического транспорта в 2013 году обусловлено дальнейшим снижением его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности по сравнению со скоростными видами городского пассажирского транспорта. Метрополитеном в 2013 году перевезено 3,5 млрд. пассажиров (101,3% к уровню 2012 года), пассажирооборот составил 45,6 млрд. пасс.-км (101,1 процента). В 2013 году трамвайным транспортом было перевезено 1,6 млрд. пасс. (84,5% к уровню 2012 года), пассажирооборот составил 5,3 млрд. пасс.-км (84,1 процента).
По итогам 2014 года ожидается сохранение тенденций предыдущего года, объем пассажирооборота составит городского электрического транспорта 56,6 млрд. пасс.-км (100% к уровню 2013 года).
При этом пассажирооборот городского электрического транспорта в среднесрочной перспективе будет постепенно возрастать и в 2017 году может достичь отметки в 58,1 млрд. пасс.-км (102,6% к 2013 году). При благоприятной ситуации в экономике этот показатель в 2017 году будет больше на 1,9 млрд. пасс.-км (106% роста к 2013 года).
Предполагается, что "локомотивом" роста послужит метрополитен, доля в общем объеме перевозок которого в настоящее время составляет более 80% и в будущем будет только расти. Росту объемов пассажирооборота метрополитеном служат его конкурентные преимущества перед другими видами транспорта (надежность, скорость, пропускная способность), растущий уровень урбанизации в стране, а также ввод в эксплуатацию новых станций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей