См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Динамика производства основных видов продукции агропромышленного комплекса, %

Динамика производства основных видов продукции

агропромышленного комплекса, %

Наименование

2013 отчет

2014 оценка

2015

2016

2017

2017 к 2013, %

прогноз

1

2

1

2

1

2

1

2

Индекс производства продукции сельского хозяйства

106,2

103,5

102,7

103,1

102,6

103,0

103,0

103,5

112,3

113,7

Зерно (в весе после доработки)

130,3

110,4

101,0

102,0

101,0

101,9

101,0

101,9

113,7

116,9

Сахарная свекла

87,3

95,5

100,7

103,7

102,0

102,3

102,0

102,5

100,0

103,8

Подсолнечник

132,0

92,7

99,5

101,1

102,3

102,5

100,5

100,8

94,9

96,8

Картофель

102,3

102,0

101,3

102,3

101,3

101,9

101,3

101,6

106,0

108,0

Овощи

100,4

100,4

100,7

101,4

101,7

102,3

101,3

101,3

104,2

105,5

Скот и птица (в живом весе)

105,2

104,4

102,9

103,8

103,2

103,6

103,5

103,8

114,8

116,6

Молоко

96,1

99,5

100,1

100,5

100,4

100,7

100,8

101,0

100,9

101,8

Яйца

98,2

98,0

100,3

100,6

100,4

101,0

100,4

101,0

99,1

100,6

Индекс производства пищевой продукции, включая напитки, и табака

100,6

103,5

102,6

103,9

102,7

104,0

102,8

104,1

112,1

116,4

Сахар белый свекловичный в твердом состоянии

91,1

98,7

101

102,6

101,3

102,4

101,6

102,6

102,7

106,4

Масла растительные нерафинированные

93,1

120,5

96,4

98,6

100,4

100,9

101,1

102,1

117,9

122,4

Мясо и субпродукты - всего

109,9

108,0

105,7

106,6

105,0

105,2

104,2

104,6

124,9

126,7

Сыры и продукты сырные

95,1

108,5

101,1

102,2

101,1

102,1

101,1

102,1

112,0

115,5

Прошел год с момента реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - госпрограмма), которая предусматривала введение ряда новых мер поддержки, применимых в условиях вступления России в ВТО и Таможенного союза. По итогам 2013 года большая часть основных показателей (индикаторов) государственной программы превысила предусмотренные значения. Валовый сбор зерна превысил объемы, сложившиеся в предыдущем пятилетии. Существенно возросло производство семян масличных культур. Продолжалось развитие свиноводства и мясного птицеводства. Однако цели государственной программы в части конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках и повышения финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса еще не достигнуты.

Наряду с задачами импортозамещения и обеспечения конкурентного уровня предприятий одной из важных задач в прогнозный период является реализация мер, направленных на развитие кадровой и социальной политики.

С 2014 года начала действовать новая федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года". В новой программе сохранены приоритетные мероприятия прежней ФЦП (жилищное строительство, развитие социальной и инженерной инфраструктуры), а также включены новые направления: грантовая поддержка местных инициатив сельских жителей, поощрение и популяризация достижений в сельском развитии.

Новой поворотной точкой в дальнейшем развитии агропромышленного комплекса стал Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", устанавливающий запрет на один год на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.

Приоритетным является развитие отечественного агропромышленного комплекса и обеспечение потребностей за счет собственных ресурсов, но в ближайшей перспективе частичное замещение выпавшего объема продукции предполагается осуществить за счет роста поставок из дружественных стран - торговых партнеров.

Ответная мера на санкции со стороны Запада потребовала тщательного анализа возможностей российского сельского хозяйства в решении задачи импортозамещения с учетом пересмотра текущих параметров и структуры мер Госпрограммы.

Объем бюджетных ассигнований, выделенных на поддержку сельского хозяйства, в 2014 году составляет 147,2 млрд. рублей (в 2013 г. - 176,2 млрд. рублей). В федеральном бюджете в 2015 году предусмотрено 146,4 млрд. рублей, в 2016 г. - 143,2 млрд. рублей, на 2017 год (планируется в рамках Госпрограммы) - 168,2 млрд. рублей.

Эластичность предложения сельскохозяйственной продукции в существенной мере определяется фактором времени. Аграрное производство отличается длительным производственным циклом. Поэтому реакция предложения со стороны сельхозпроизводителей в мгновенный период абсолютно неэластична. Только в следующем производственном цикле у производителя возникнет возможность для производственного маневра, например, за счет ведения интенсивного сельского хозяйства. Поэтому эффект от государственных мер будет носить скорее среднесрочный и долгосрочный характер, так как быстро нарастить выбывающий объем производства и модернизировать инфраструктуру не получится.

В краткосрочном периоде ограничение предложения, вызванное запретом на ввоз из ряда стран агропродовольственных товаров, приведет к неизбежному росту цен, пролонгированному во времени, что является дополнительным бременем для потребителя. К тому же в силу менее высокой ценовой конкурентоспособности отечественная продукция дороже импортной.