См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

2.2. Уточнение параметров базового варианта прогноза

Корректировка основных параметров базового варианта прогноза в 2014 - 2017 гг. по сравнению с версией сценарных условий в основном связана с усилением внешнеполитических рисков и учитывает новый пакет взаимных санкций. В связи с этим большинство параметров прогноза пересмотрены в сторону понижения.

С учетом изменения условий и уточнения прогноза основных факторов роста в 2015 - 2017 гг. динамика ВВП понижена на 2015 год с 2 до 1,2%, на 2016 год - с 2,5 до 2,3% и на 2017 год - с 3,3 до 3 процентов.

Предыдущая версия прогноза основывалась на достаточно быстрой деэскалации конфликта на востоке Украины, что позволяло восстановить уверенность бизнеса и потребителей к 2015 году. Основная причина снижения оценки экономического роста в 2015 году связана с более жесткими, чем ожидалось, геополитическими условиями, усилением ограничений на рынках капитала в отношении крупнейших российских банков и компаний. Кроме того, новыми негативными факторами для экономического роста в 2015 году стали существенное повышение оценок инфляции и рост нагрузки на заработную плату.

В 2015 году инфляция составит примерно 5,5%, что на 0,5 п. п. выше, чем в предыдущей версии прогноза. Помимо усиления роста цен на продукты также повышается оценка роста тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства вследствие привязки их индексации к фактической инфляции за предшествующий год. В первом полугодии 2015 г. рост цен может также превышать прогнозируемые ранее значения, а во втором, напротив, будет ниже в случае завершения режима санкций в отношении продовольственного импорта при росте предложения товаров.

В 2016 - 2017 гг. продолжится замедление инфляции до 4,5% и 4% соответственно. Снижению инфляции в среднесрочный период будут способствовать относительная стабилизация номинального курса рубля, контроль Банка России за инфляцией мерами кредитно-денежной политики при сохранении прогнозируемых ограничений коммунальных тарифов.

В результате повышения цен на продовольственную продукцию в конце 2014 - начале 2015 года инфляция в среднегодовом выражении в 2015 году пересмотрена с 5,1% до 6,7 процента. Это существенно снизило оценки реального роста социальных показателей и потенциала роста потребительского спроса. Кроме того, возможности повышения заработной платы будут ограничены установлением тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов.

В целях снижения нагрузки на бюджетную систему скорректированы с понижением оценки роста заработной платы работников бюджетного сектора. Оплату труда целевых категорий работников федеральных бюджетных учреждений в 2015 году предполагается проиндексировать с 1 октября на уровень ожидаемой инфляции. С учетом невысоких возможностей регионов по поддержанию запланированного роста заработной платы работников бюджетного сектора, а также пропуска в конце 2014 года индексации заработной платы персонала, не затронутого указами Президента Российской Федерации, в 2015 году в условиях высокого инфляционного фона реальная заработная плата в бюджетном секторе сократится на 1,9 процента. Реальная заработная плата в целом по экономике в 2015 году вырастет, по оценке Минэкономразвития России, на 0,5% против 1,9% в сценарных условиях.

С учетом уточнения реальной заработной платы и повышения оценок инфляции скорректирован прогноз реальных располагаемых денежных доходов населения с 1,3 до 0,4 процента.

Снижение роста реальных доходов населения в 2015 году ограничивает возможности для расширения потребления. Еще одним фактором, который будет сдерживать потребительский спрос, является высокий уровень нормы сбережений, которая в условиях замедления роста потребительского кредитования сохранится на уровне 10,2 процента. С учетом этого оценка розничного товарооборота в 2015 году понижена с 2,1 до 0,6 процента.

По мере снижения инфляции и улучшения макроэкономической ситуации динамика доходов населения значительно ускорится. Ускоренному росту заработной платы будет по-прежнему способствовать реализация мероприятий по выполнению майских указов Президента Российской Федерации. При этом максимальный темп роста заработной платы в 2017 году объясняется необходимостью достижения целевых параметров указов уже в 2017 году. Среднегодовые темпы роста реальной заработной платы и доходов населения в 2016 - 2017 гг. составят 3,7 и 3% соответственно (3,4 и 3,2% в сценарных условиях).

В 2016 - 2017 гг. восстановится рост потребительского спроса. Среднегодовой темп роста розничного товарооборота составит 3,2%, что в целом соответствует сценарным условиям.

Прогноз прироста инвестиционного спроса в 2015 году понижен на 0,4 п. п., до 2 процентов. Прежде всего это снижение связано с инвестициями средних и малых предприятий в результате ухудшения доступа к кредитным ресурсам и более низкого уровня бизнес-уверенности. Способствовать приросту инвестиций в 2015 году будет увеличение расходов бюджета на финансирование инфраструктурных проектов, в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния. Кроме того, ожидается возобновление роста инвестиций компаний инфраструктурного сектора, прежде всего в газовой отрасли в результате начала разработки месторождений, являющихся ресурсной базой для обеспечения поставок по трубопроводу "Сила Сибири". В период 2016 - 2017 гг. на фоне снижения геополитических рисков и восстановления бизнес-уверенности можно ожидать ускорения роста частных инвестиций. В то же время инвестиционный рост будет ослаблен жесткими бюджетными ограничениями, которые остановят рост инвестиций за счет бюджета, а инвестиции инфраструктурного сектора будут снижаться в результате сокращения инвестиционных программ в электроэнергетике и по мере завершения реализации основных мероприятий по модернизации производственных мощностей нефтеперерабатывающей промышленности. В целом прирост инвестиций в основной капитал в 2016 году сохраняется, как и в сценарных условиях, на уровне 1,6% за счет компенсирующего эффекта снижения базы 2015 года, в то время как в 2017 году он уменьшается на 1,8 п. п., до 2,9 процента.

Оценка стоимостных объемов экспорта товаров снижена в 2014 году на 6 млрд. долларов США по сравнению со сценарными условиями. Это снижение полностью объясняется ухудшением условий торговли. Основным фактором является существенное снижение оценок цены на экспортируемый Россией газ в результате пересмотра контрактов с учетом цен на спотовом рынке. Так, оценка средней цены газа за тысячу кубических метров, поставляемого в дальнее зарубежье, в 2014 году снижена с 386 до 349 долларов США. В 2015 - 2017 гг. также предполагается более низкая стоимость российского природного газа на экспортных рынках.

В результате понижения динамики экспорта товаров, а также понижения оценки экспортных цен стоимостные объемы экспорта к 2017 году будут на 8 млрд. долларов США ниже оценки, принятой в сценарных условиях.

В результате введения запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции в отношении России, а также с учетом снижения импортных поставок из Украины оценка импорта товаров в 2014 году понижена на 15 млрд. долларов США, в том числе импорта продовольственных товаров - на 2,3 млрд. долларов США. Предполагается, что во втором полугодии 2014 г. не более 30% от прогнозируемого импорта, попавшего под санкции, будет заменено импортом из других стран, при этом ожидается дополнительный рост цен на импортируемую продовольственную продукцию.

В физическом выражении импорт сократится, по оценке Минэкономразвития России, на 8,2% (по сравнению с сокращением на 4% в сценарных условиях). В 2015 - 2017 гг. оценка стоимостных объемов товарного импорта уменьшена на 13 - 17 млрд. долларов США, до 325 - 342 млрд. долларов США. Оценка динамики импорта понижена в среднем на 0,2 п. п. на фоне более низких оценок внутреннего спроса.

В результате уточнения параметров внешней торговли профицит счета текущих операций повышен в 2014 году с 40 до 61 млрд. долларов США. В последующие годы сальдо счета по текущим операциям будет быстро сокращаться при ускорении роста внутреннего спроса и стабилизации объемов экспорта и составит к 2017 году 18 млрд. долларов США.

Оценка оттока капитала повышена в 2014 году с 90 млрд. долларов США до 100 млрд. долларов США, а к 2017 году ожидается, что отток капитала снизится до 20 млрд. долларов США. В сценарных условиях предполагалось, что к 2017 году отток капитала будет полностью исчерпан.

Прогноз индекса реального эффективного обменного курса рубля повышен в 2014 - 2015 гг., по сравнению со сценарными условиями, в результате увеличения прогнозных оценок внутренней инфляции и составил -3,5% против -5,4% в 2014 году и 0,4% против -1,1% в 2015 году. В 2016 - 2017 гг. оценки реального эффективного обменного курса рубля в среднем сохранились на уровне, определенном сценарными условиями. Напротив, номинальный среднегодовой курс доллара США к рублю скорректирован в сторону повышения на протяжении всего прогнозного периода вследствие пересмотра оценок курса доллара по отношению к евро с 1,35 до 1,30. Соответственно курс доллара США к рублю составил в 2014 году 35,7 рубля за доллар США против 35,5 рубля за доллар США, в 2015 году - 37,7 против 37 рублей за доллар США, в 2016 году - 38,7 против 38 рублей за доллар США и в 2017 году - 39,5 против 38,8 рубля за доллар США.

Индекс промышленного производства в 2014 году ожидается на уровне 101,7%, что на 0,7 п. п. выше оценки, принятой в сценарных условиях.

По промышленному производству в целом среднегодовой рост в 2015 - 2017 гг. по сравнению со сценарными условиями не изменился, при этом в добыче полезных ископаемых он сохранился на уровне 0,3%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды снижен до 0,9%, что на 0,2 п. п. ниже предыдущей оценки в связи со снижением потребления со стороны энергоемких производств. В обрабатывающих производствах среднегодовой рост повышен до 2,5% (предыдущая оценка - 2,4%), в том числе рост производства пищевых продуктов - до 2,7% (на 0,3 п. п.) за счет увеличения объемов производства перерабатывающими предприятиями в связи с продолжающимся ростом производства сырья, и производства кокса и нефтепродуктов до 0,9% (на 0,4 п. п.) за счет увеличения объемов и глубины переработки сырья. Наибольшее понижение оценок среднегодового роста произошло в отраслях лесного комплекса в связи с уменьшением внутреннего и внешнего спроса и переориентацией на других поставщиков: в целлюлозно-бумажном производстве; издательской и полиграфической деятельности (на 0,9 п. п.); обработке древесины и производстве изделий из дерева (на 0,5 п. п.), а также в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (на 0,3 п. п.) в связи с пересмотром сроков ввода первой очереди пускового комплекса на Богучанском алюминиевом заводе; кроме того, строительство Тайшетского завода рассматривается без электролизного производства.

Дефлятор ВВП в 2014 году повысился до 8,2% (на 1,6 п. п.) в результате ускорения роста цен в первом полугодии текущего года до 9,1 процента. Во втором полугодии снижение цен на нефтегазовый экспорт приведет к замедлению роста цен, дефлятор ВВП прогнозируется на уровне 7,2 процента.

В 2015 году дефлятор повышен на 0,8 п. п., до 5,2% в результате более слабого курса рубля к доллару США и повышения прогноза инфляции.

В 2014 году уточнение дефлятора ВВП привело к росту номинального объема ВВП на 1119 млрд. рублей по сравнению со сценарными условиями. За счет более высокой базы 2014 года и увеличения индекса-дефлятора превышение номинальных объемов ВВП в 2015 году составит 1229 млрд. рублей, в 2016 году - 698 млрд. рублей и в 2017 году - 6 млрд. рублей по сравнению со сценарными условиями.