См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

2. Показатель развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг (на основе методики расчета индекса PMR ОЭСР)

2. Показатель развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг

(на основе методики расчета индекса PMR ОЭСР):

Целевое значение индекса развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг для Российской Федерации;

3,6

2,7

-

2,0

Рейтинг Российской Федерации по индексу развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг

38

32

-

22

К основным результатам реализации мероприятий дорожной карты относятся:

1. Определение приоритета деятельности органов исполнительной власти по развитию конкуренции.

За органами исполнительной власти закреплены функции по развитию конкуренции, а также установлены соответствующие ключевые показатели эффективности (КПЭ).

2. Внедрение лучших практик развития конкуренции в регионах.

Разработан и внедрен стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, система мониторинга и оценки внедрения стандарта, а также разработан механизм стимулирования субъектов Российской Федерации к его эффективной реализации.

3. Упрощение деятельности бизнеса в рамках антимонопольного регулирования.

3.1. Устранение избыточного антимонопольного контроля и снижение административной нагрузки на бизнес:

- упразднение уведомления по сделкам экономической концентрации;

- исключение предварительного согласования ряда сделок;

- устранение возможности двойного наказания (штрафа и взыскания незаконно полученного дохода);

- смягчение ответственности лиц, содействующих в расследовании антимонопольных нарушений;

- расширение применения института предостережения и предупреждения к незначительным нарушениям с целью оперативного устранения нарушений до возбуждения дела;

- введение нормы, по которой уголовное дело по статье 178 УК возбуждается только по материалам, представленным ФАС России;

- исключение избыточной функции реестра лиц, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, и другие.

3.2. Так называемые "Guide lines" в применении антимонопольного законодательства.

Развитие механизма разъяснений позволит бизнесу самостоятельно оценивать риски нарушения антимонопольного законодательства на основе единой с ФАС России трактовки и понимания антимонопольных запретов и практики правоприменения антимонопольного законодательства.

Дорожной картой предусмотрено определение статуса и порядка подготовки разъяснений ФАС России практики применения антимонопольного законодательства (АМЗ) и лучших практик добросовестной конкуренции по наиболее значимым для бизнеса направлениям:

- доказывание недопустимых соглашений, картелей и согласованных действий на товарных рынках, а также сговоров на торгах;

- допустимые способы ведения бизнеса доминирующими субъектами;

- определение монопольно высокой и низкой цены;

- применение АМЗ к торгам частных компаний;

- доказывание и расчет убытков, причиненных нарушением АМЗ;

- соглашения в инновационных и высокотехнологичных сферах;

- вертикальные соглашения, в том числе дилерские соглашения.

3.3. Совершенствование деятельности ФАС России:

- повышение транспарентности работы - создание единого раздела на сайте с исчерпывающим перечнем и копиями решений и актов ФАС России;

- внедрение механизма досудебного обжалования решений территориальных управлений ФАС России;

- пилотные проекты по дистанционному рассмотрению ФАС России дел о нарушениях АМЗ;

- утверждение правил подготовки ежегодного доклада о состоянии конкуренции в России, предусматривающего участие в его подготовке и обсуждении общественных организаций;

- введение в ключевые показатели эффективности (КПЭ) должностных лиц ФАС России ответственности за принятые решения, отмененные судами;

- разработка предложений по развитию кадрового потенциала и укреплению ресурсной базы ФАС России.

4. Снижение доли государственного сектора в экономике.

Реализация дорожной карты приведет к выводу с конкурентных рынков ФГУПов, за исключением предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также включенных в перечень стратегических предприятий.

В целях предотвращения необоснованного увеличения доли государственного сектора в конкурентных секторах будет введено обязательное согласование с ФАС России решений органов государственной власти и местного самоуправления о вновь создаваемых ими юридических лицах (кроме непосредственно предусмотренных федеральными законами, решениями Президента и Правительства Российской Федерации).

5. Развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий.

Будут определены направления развития конкуренции в инфраструктурных отраслях: в электроэнергетике, на железнодорожном транспорте, в сферах почтовой связи, электросвязи, теплоснабжения, трубопроводного транспорта, услуг портов и аэропортов, на рынках нефтепродуктов и газа.

Реализация дорожной карты в сфере естественных монополий также приведет к:

- уточнению оснований для принятия решения о введении, изменении и прекращении регулирования тарифов, а также определению методов тарифного регулирования в части обязательства проведения анализа товарного рынка;

- исключению обязательности привлечения регулирующим органом экспертных организаций (получения экспертных заключений) для принятия индивидуальных тарифных решений;

- внедрению ценового и неценового стимулирующего регулирования субъектов естественных монополий с учетом отраслевых особенностей;

- принятию правил недискриминационного доступа в сферах услуг портов, транспортных терминалов, почтовой связи и электросвязи;

- формированию единого информационного ресурса, обеспечивающего раскрытие информации органами регулирования и субъектами регулирования о тарифах естественных монополий, инвестиционных, операционных расходах, финансовой деятельности, регулировании субъектов естественных монополий.

6. Развитие конкуренции при осуществлении закупок:

- формирование механизма общественного обсуждения целесообразности и обоснованности государственных и муниципальных закупок;

- создание системы мониторинга, анализа и оценки положений о закупках организаций государственного сектора экономики, субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

- введение аудита эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- внедрение механизма предотвращения конфликта интересов в сфере государственных закупок и муниципальных закупок.

7. Повышение уровня защиты прав потребителей:

- разработка и внедрение правовых механизмов защиты прав и законных интересов группы лиц в судах (групповых исков);

- создание механизма распределения взысканных с нарушителей АМЗ сумм убытков в пользу пострадавших лиц;

- законодательное закрепление стандартов коммерческого качества обслуживания потребителей услуг естественных монополий и ответственности за их соблюдение.

8. Разработка и утверждение правил организации производства и контроля качества лекарственных средств на основе международных правил производства лекарственных средств (GMP).

9. Увеличение количества соглашений о воздушных сообщениях, в которых сняты или смягчены ограничения по числу перевозчиков, установленным маршрутам, частотам, тарифам.

10. Увеличение доли населения, имеющей возможность пользоваться услугами широкополосного доступа, предоставляемыми не менее чем двумя операторами.

11. Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.

12. Увеличение объема биржевой торговли нефтепродуктами.