См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Производство основных видов неметаллических минеральных продуктов, %

Производство основных видов неметаллических

минеральных продуктов, %

Наименование

2013 г. отчет

2014 г. оценка

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2017 г. к 2013 г., %

прогноз

вар. 1

вар. 2

вар. 1

вар. 2

вар. 1

вар. 2

вар. 1

вар. 2

Производство неметаллических минеральных продуктов

98,0

100,2

102,0

103,3

101,1

103,5

103,0

104,8

106,4

112,3

Цемент

74,8

105,1

105,3

106,1

105,4

106,5

104,5

107,0

121,9

127,1

Кирпич строительный (керамический и силикатный)

93,1

102,6

103,0

103,5

104,0

104,7

105,1

105,8

115,5

117,6

Конструкции и изделия сборные железобетонные

99,3

100,4

100,7

101,0

101,1

101,4

101,5

101,9

103,7

104,8

Стекло листовое и термополированное

91,9

99,4

100,0

100,3

100,6

100,9

101,1

101,3

101,1

101,9

Предполагается, что устойчивое развитие производства строительных материалов в среднесрочной перспективе будет определяться расширением индивидуального строительства и строительства жилья экономического класса, обеспеченного частично или полностью ипотечным кредитованием, а также обеспеченностью инженерной инфраструктурой.

В среднесрочной перспективе темпы роста производства строительных материалов будут определяться спросом строительного комплекса при строительстве объектов, входящих в состав ФАИП, а также в жилищном строительстве на земельных участках, относящихся к Фонду развития жилищного строительства (ФРЖС) на условиях государственно-частного партнерства. Строительство других зданий и сооружений будет обусловлено спросом на них в зависимости от общей социально-экономической ситуации, обеспечивающей их инвестиционную привлекательность.

Инновационное развитие отрасли производства строительных материалов и строительной отрасли в целом возможно только в случае разработки комплексной долгосрочной стратегии отрасли, объединяющей территориальное планирование, градостроительное планирование, инновационное строительство, производство строительных материалов и развитие сырьевой базы для их производства. Этот документ позволит привлечь дополнительные инвестиции в строительную отрасль.

В случае замедления темпов строительства в зарубежных странах, особенно в странах СНГ, темпы роста производства снизятся по сравнению с основным вариантом, так как вырастет давление со стороны импортных поставок, за исключением сборных железобетонных изделий и стеновых материалов.

В случае если государственные программы поддержки жилищного и инфраструктурного строительства будут профинансированы в полном объеме в сочетании с реализацией программ фонда развития жилищного строительства, темпы роста производства строительных материалов будут выше и составят в 2015 году 102,0%, в 2016 году - 101,1% и в 2017 году - 103,0 процента.

Экспорт строительных материалов будет направлен в основном в страны СНГ, преимущественно на Украину и в Казахстан. Однако эти страны стали применять заградительные меры для ввоза продукции из-за рубежа. На Украине наблюдается снижение объемов в строительстве, что косвенно показывает прекращение экспортных поставок клинкера. Также в связи со снижением строительства в странах дальнего и ближнего зарубежья деятельность правительств направлена на поддержание промышленности, в том числе и за счет предоставления преференций экспортерам.

Импорт большинства строительных материалов в первую очередь будет носить приграничный характер с целью снижения транспортных расходов. В общем объеме импортных операций он будет незначителен. Однако возможно увеличение объемов импорта в связи с укреплением рубля и снижением уровня загрузки зарубежных строительных предприятий. В этом случае зарубежные государства могут пойти на предоставление льгот предприятиям, поставляющим продукцию на экспорт.

Так, сокращение рынков сбыта основных стран-импортеров в предыдущие годы вынудило основных мировых экспортеров цемента (Турция, Китай, Германия и др.) искать новые рынки сбыта. Российский цементный рынок в данной ситуации становится одним из наиболее привлекательных ввиду своей географической доступности, относительно высокого уровня цен и отсутствия таможенно-тарифных барьеров. При этом уже в настоящее время предприятия цементной промышленности Ирана и Турции поставляют цемент на внешние рынки по более низким ценам, чем на внутренний рынок (разница в цене составляет до 50 процентов).

Особое внимание в настоящее время необходимо уделять экспортно-импортным операциям в условиях введения санкций и снижения строительной активности в зарубежных странах. В условиях снижения активности строительного комплекса в зарубежных странах возможен ввоз строительных материалов через территорию Украины: листового стекла, цемента, щебня и других материалов.

По экспертной оценке, в 2013 году объем импорта составит не менее 5 млн. тонн. Если рост тарифов на услуги естественных монополий будет продолжаться, то импортные поставки цемента сохранятся на уровне 2012 года.

Объемы экспорта в 2014 году сохранятся на уровне 2,6 млн. т, в 2015 году ожидается небольшой рост до 2,8 млн. т, в 2016 году - до 3,0 млн. т, в 2017 году - до 3,2 млн. тонн.

В прогнозный период ожидается небольшой подъем средних цен, связанный с ростом тарифов естественных монополий.

В среднесрочной перспективе предполагается модернизация, реконструкция и ввод новых мощностей на предприятиях промышленности строительных материалов.

Привлечение инвестиций в развитие промышленности строительных материалов будет незначительным в связи со снижением инвестиционной привлекательности отрасли. По экспертной оценке, суммарный объем инвестиций в промышленность строительных материалов в 2014 - 2017 гг. составит 779,8 млрд. рублей (в 2008 году было привлечено 150,9 млрд. рублей на реконструкцию, модернизацию и строительство новых предприятий).