См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азии и Африки

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами

Азии и Африки

Внешнеторговые потоки со странами Азии и Африки концентрируются на ограниченном числе государств. Доля стран Азии в российском товарообороте в 2013 году составила 32,3 процента. Ведущими российскими торговыми партнерами на азиатском континенте (70% объема торговли) выступают Китай, а также Япония, Республика Корея, Турция и Индия. Значение торговли со странами Африки намного скромнее - 1,2% суммарной стоимости российской внешней торговли в 2013 году, около 4/5 внешнеторгового оборота с африканскими государствами приходится на Египет, Алжир, Марокко и ЮАР.

Перспективы экономического сотрудничества России со странами Азии определяются растущей ролью этого региона в мировой экономике и международной торговле, наличием в данном регионе в настоящее время и в перспективе самых емких и динамичных импортных рынков, увеличением потребностей стран региона во многих видах топливно-сырьевых ресурсов и материалов, географической близостью к странам Азии значительной части российской территории, развитием интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе с более активным подключением к ним России.

Имеющийся большой потенциал сотрудничества может быть реализован в интересах ускорения экономического развития Российской Федерации, особенно регионов Сибири и Дальнего Востока, увеличения и диверсификации отечественного экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион, привлечения в экономику Российской Федерации эффективных инвесторов, современного оборудования, технологий и ноу-хау. Вместе с тем объективное повышение роли стран Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом в системе внешнеэкономических связей России сопряжено с возникновением ряда значимых рисков и проблем для нашей страны, которые необходимо учитывать при разработке и реализации внешнеэкономической политики Российской Федерации на данном направлении, таких как:

- чувствительное и продолжающееся ухудшение товарной структуры российского экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион, где в последние годы значительно повысилась доля топливно-сырьевых товаров при сильном снижении веса продукции обрабатывающей промышленности и особенно машинно-технических изделий;

- продолжающийся рост потребительского импорта из Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе "серого" импорта из Китая непосредственно в Россию и через страны СНГ (прежде всего изделий легкой промышленности), что подрывает конкурентоспособность соответствующих отечественных производств, ведет к сокращению объемов выпуска продукции и количества рабочих мест;

- дальнейшее усиление роли Китая в системе внешнеэкономических связей России в Азиатско-Тихоокеанский регион, что деформирует всю конфигурацию сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом, которая все больше определяется дешевым потребительским (но не только) импортом из КНР, снижает возможности торгово-экономического маневра для нашей страны, чрезмерно усиливает китайский вектор в развитии экономических связей регионов Сибири и Дальнего Востока;

- повышение самообеспеченности развивающихся экономик Азиатско-Тихоокеанского региона по многим позициям российского несырьевого экспорта по мере их индустриализации и модернизации с последующим усилием конкуренции с Россией по данным позициям на рынках третьих стран, - все это может существенно ухудшить параметры отечественного экспорта в целом;

- заметное усиление конкуренции на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона практически по всему торгуемому ассортименту, в том числе в связи с развитием интеграционных процессов и проводимой большинством стран региона политикой конкурентной либерализации, что в перспективе может существенно ограничить доступ российской несырьевой продукции на зарубежные рынки.

Наибольшее значение для России имеют поставки энергоресурсов на азиатский рынок. С учетом быстрого роста внутренних потребностей стран Азиатско-Тихоокеанского региона в первичных энергоресурсах ожидается дальнейшее расширение российского экспорта в указанные государства, при этом наиболее актуальным направлением является китайский рынок. Кроме этого, в товарной структуре российского экспорта важную роль играют продукция химической промышленности (удобрения, органические химикаты), древесина и целлюлозно-бумажная продукция, металлы (стальная заготовка, алюминий необработанный, медь).

Традиционно ключевые страновые рынки для российского экспорта в азиатской части Азиатско-Тихоокеанского региона - КНР, Япония, Республика Корея, Индия. В перспективе эти страны сохранят свою ведущую роль, в том числе как покупатели отечественных несырьевых товаров, но при этом российские экспортеры на горизонте до 2020 г. могут существенно увеличить объемы несырьевого экспорта в страны и территории "второго эшелона" - Вьетнам, Индонезию, Таиланд, Сингапур, Тайвань, Малайзию. Суммарно за период 2010 - 2013 гг. российский несырьевой экспорт в указанные страны составил 25% от аналогичных поставок в государства азиатской "большой четверки". С учетом имеющегося потенциала расширения несырьевого экспорта в страны и территории "второго эшелона" (черные металлы, продукция нефтепереработки и нефтехимии, вооружения и военная техника, высокотехнологичная гражданская продукция, включая оборудование и материалы для АЭС, авиатехнику и морские суда, удобрения и каучук, целлюлозно-бумажная продукция, пшеница, др.) данный показатель к 2020 году может вырасти до 30 процентов.

Прогнозируется дальнейший 4 - 5% рост товарооборота и экспорта России в страны Азии с учетом роста значимости Азиатского региона в мировой экономике и прежде всего Китая и Индии, которые, по прогнозу Международного валютного фонда, увеличат свой вес в мировой экономике (ВВП по ППС) с 18,9% в 2010 году до 23,9% к 2017 году (Китай - 17,5%, Индия - 6,4 процента).

Прогнозируется рост доли в российском экспорте стран Азии, а повышение качества продукции этих стран и большой потенциал использования дешевой рабочей силы позволят азиатским государствам увеличить свою долю в российском импорте.