См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Рынок платных услуг населению

Изменения в предпочтениях населения по использованию денежных доходов отразились и на развитии рынка платных услуг населению.

Если в I квартале текущего года объем платных услуг населению увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 1,2%, то во II квартале продолжилось замедление динамики объема услуг и его рост составил лишь 0,7 процента.

За 7 месяцев 2014 года объем платных услуг населению вырос всего на 0,9%, что ниже показателей прошлого года за указанный период на 1,2 процента.

При положительных темпах прироста объема платных услуг в целом за 7 месяцев текущего года сохраняется тенденция весьма неравномерного развития его отдельных сегментов, а по 3 из 14 видов услуг (услуги культуры, правового характера и образования) отмечено снижение объемов.

По оценке в 2014 г. объем платных услуг населению увеличится по сравнению с 2013 годом всего на 1 процент.

В среднесрочной перспективе 2015 - 2017 гг. на динамику объема платных услуг населению, так же как и на торговлю, наибольшее влияние будет оказывать рост денежных доходов населения. В дальнейшем это будет поддерживать стабильную позитивную динамику рынка платных услуг населению.

На развитие указанного рынка также будут влиять факторы как рыночного, так и нерыночного характера.

К факторам рыночного характера можно отнести увеличение количества видов платных образовательных, медицинских, санаторно-оздоровительных и иных услуг населению при одновременном развитии таких услуг, как услуги рекламы, правового характера и других. Динамика объема рынка платных услуг также будет зависеть от уровня развития малого бизнеса в стране, поскольку в основном услуги населению оказываются организациями этой сферы.

В качестве факторов нерыночного характера можно рассматривать действующий механизм регулирования цен и тарифов на услуги компаний инфраструктурного сектора и других отраслей - услуг ЖКХ, услуг пассажирского транспорта (проезд в метро, на городском муниципальном автобусе, трамвае, троллейбусе, железнодорожном транспорте), порождающем монополизм производителей этих видов услуг.

Одним из значимых факторов нерыночного характера являются значительные бюджетные расходы государства, направляемые на развитие отраслей социальной сферы, что отражается на объемах платных услуг населению.