Железнодорожный транспорт общего пользования
Грузовые перевозки. В 2013 году показатели перевозки грузов железнодорожным транспортом составили 1236,8 млн. тонн, снижение на 2,8% относительно 2012 года. При этом в 2013 году коммерческий грузооборот составил 2196,2 млрд. т-км, соответственно и упал относительно 2012 года на 1,2 процента.
В 2013 году наблюдалось существенное снижение объема погрузки на железнодорожном транспорте зерна и продуктов перемола (-21% к уровню 2012 г.), кокса (-9,6%), черных металлов (-4,5%), нефти и нефтепродуктов (-3,1 процента). Погрузка импортных грузов составила 97,1% к уровню 2012 года.
Рост объема перевозок грузов железнодорожным транспортом наблюдался по каменному углю (+1%), химическим и минеральным удобрениям (+4,2%), руде железной и марганцевой (+0,7 процента).
В 2014 году ожидается падение коммерческих перевозок на 1,2% к 2013 году и рост грузооборота на 3,8%, которые составят 1222,2 млн. тонн и 2279,4 млрд. т-км соответственно. Ожидаемый объем перевозок по итогам года обусловлен складывающимися тенденциями на магистральном железнодорожном транспорте в первом полугодии и прогнозируемый динамикой объемов промышленного производства. По итогам первого полугодия рост объема перевозок наблюдался по нефти и нефтепродуктов (+2,6%), химическим и минеральным удобрениям (+8,4%), лесным грузам (+10,4%), зерну и продуктам перемола (+55,4%), промышленному сырью и формировочным материалам (+8,1 процента).
Сложившаяся в текущем году ситуация прежде всего связана с падением роста промышленного производства в стране, что напрямую оказывает влияние на грузооборот и перевозки грузов железнодорожным транспортом. Соответственно в случае стагнации отечественной промышленности в краткосрочный период можно ожидать замедления темпов роста или снижения грузоперевозок и грузооборота.
При прогнозируемых темпах роста промышленного производства в среднесрочный период ожидается рост коммерческих перевозок грузов и грузооборота, которые к 2017 году достигнут 1269,4 млн. тонн и 2400,2 млрд. т-км, что составит 102,6% и 109,3% к уровню 2013 года. В случае ускоренного темпа роста экономики коммерческие перевозки грузов будут больше на 36 млн. тонн (рост 105,5% к 2013 году), а грузооборот - на 81,1 млрд. т-км (рост 113,3% к 2017 году).
Более высокие темпы роста грузооборота связаны с ростом дальности автомобильных перевозок грузов - железнодорожный транспорт продолжит постепенно терять сегмент перевозок грузов на ближние и средние расстояния.
Основным сдерживающим фактором роста перевозок железнодорожным транспортом является инфраструктура и подвижной состав, износ основных фондов которых доходит до 60 - 80 процентов. В связи с этим в среднесрочный период потребуются значительные объемы инвестиций с целью реализации потенциала рынка железнодорожных перевозок в полном объеме.
В среднесрочной перспективе на железнодорожный транспорт усилится конкурентное давление со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта (ввод новых участков трубопроводов), прежде всего за нефть и нефтепродукты, продукцию горнодобывающих производств и строительные материалы, пищевую продукцию, сборные грузы.
Кроме того, еще одним вызовом для российских предприятий железнодорожного транспорта станет деятельность в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписано Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, в рамках которого предусматривается выравнивание тарифов на перевозки грузов по железным дорогам государств - участников ЕЭП во всех видах сообщения.
Пассажирские перевозки. Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2013 году характеризовался падением относительно 2012 года (95,8%) и составил 138,5 млрд. пасс.-км, в том числе в пригородном сообщении - 32,7 млрд. пасс.-км из 1080,8 млн. перевезенных в 2013 году пассажиров на пригородные перевозки пришлось 970,1 млн. пассажиров (рост 103% к 2012 году), на перевозки дальнего следования - 110,7 (95% к 2012 году) млн. пассажиров.
Увеличение перевозок в пригородном сообщении обусловлено мерами государственной поддержки, повышением качества обслуживания пассажиров, в том числе расширением каналов реализации проездных документов.
Снижение пассажирооборота железнодорожного транспорта обусловлено значительным ростом тарифов в дальнем следовании, прежде всего в регулируемом секторе, на фоне усиления конкуренции со стороны авиации и автобусного транспорта, а также замедлением темпов экономического роста и снижением реальных располагаемых доходов населения.
Для обеспечения возможности доставки пассажиров в Крым особое внимание уделяется перевозкам в направлении Анапы и Краснодара. Так, с 1 мая по 27 июля (с учетом заблаговременной реализации) в смешанном сообщении с Республикой Крым уже продано 65,8 тыс. единиц проездных документов. В целом для обеспечения перевозок пассажиров в летний период 2014 года планируется дополнительно назначить около 25 рейсов.
В 2014 году с учетом складывающейся тенденции за январь - август текущего года прогнозируется падение пассажирооборота на (-7%) к 2013 году, который составит 128,7 млрд. пасс.-км.
Данная ситуация связана прежде всего с падением перевозок пассажирооборота в дальнем следовании (падение 8% за первое полугодие). При этом пригородное сообщение остается "локомотивом" пассажирооборота, показав за этот период рост на 1,3 процента. Ожидается, что тенденция по снижению пассажирооборота в дальнем следовании будет продолжаться, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе до тех пор, пока не будут реализованы проекты по строительству высокоскоростных магистралей.
При этом в среднесрочной перспективе с учетом темпов реально располагаемых доходов населения, объема платных услуг населения в целом ожидается снижение пассажирооборота на 95,3% относительно уровня 2013 года, который к 2017 году составит 132,2 млрд. пасс.-км. Вместе с тем при благоприятной ситуации в экономике пассажирооборот будет больше на 6 млрд. пасс.-км больше (99,6% к 2013 году).
В настоящее время железнодорожный транспорт не выдерживает конкуренции с воздушным транспортом в сегменте перевозок на дальние расстояния, когда основным фактором выбора вида транспорта является время в пути. Если говорить о пригородном сообщении, то на рост его пассажирооборота оказали проводимые в последние годы Правительством Российской Федерации совместно с ОАО "РЖД" мероприятия по повышению качества услуг, доступности, безопасности данного вида сообщения, в том числе субсидии из федерального бюджета, позволяющие пригородным компаниям работать без убытков. В случае продолжения государственной поддержки ожидается, что в ближайшей перспективе пассажирооборот пригородным сообщением продолжит стабильный рост.
В прогнозный период конкуренция обострится (у пригородного с автомобильным транспортом, дальнего - с авиацией), а развитие сектора будет определено повышением конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг и гибкости тарифной политики.
Продолжается развитие скоростного железнодорожного сообщения, которое уже вывело железнодорожный транспорт на качественно новый уровень, в том числе по технологиям, технике и качеству предоставляемых услуг. В ближайшей перспективе планируется появление высокоскоростного сообщения. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения позволит обеспечить сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня. Тем не менее дальнейшее развитие высокоскоростного сообщения зависит от инвестиционных возможностей частных инвесторов и государства, которые в настоящее время ограничены. В настоящее время ведется работа по определению оптимальной модели финансирования.
Основной тенденцией сегмента пригородных железнодорожных перевозок на период до 2015 года станет его дальнейшее реформирование (создание системного порядка формирования и исполнения государственного заказа на перевозки пассажиров) и предусматривает переход на целевую модель организации пригородного железнодорожного сообщения.
Кроме того, планируется существенная модернизация вокзальных комплексов, а также обновление подвижного состава.
Инвестиции. Увеличению инвестиционной активности предприятий в целом по транспортному сектору способствует в первую очередь рост инвестиций в отрасли железнодорожного транспорта.
В 2013 году объем инвестиций в основной капитал составил 464,4 млрд. рублей (93% к уровню 2012 года). Доля внебюджетных инвестиций возросла и составила 395,9 млрд. рублей - 85,2% от общего объема инвестиций в основной капитал магистрального железнодорожного транспорта (2012 г. - 79 процентов).
При сохранении макроэкономических тенденций, темпов роста ВВП, промышленного производства к 2017 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь 530 млрд. рублей (115,3 млрд. рублей за счет федерального бюджета) против 476 млрд. рублей в 2014 году (26,7 млрд. рублей за счет федерального бюджета).
В 2014 - 2017 гг. объем инвестиций из средств Фонда национального благосостояния на модернизацию Транссибирской магистрали и БАМа (Восточный полигон), развитию ЦКАД и строительство железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино составит 360 млрд. рублей. В случае более ускоренного развития объем средств на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе развитие ВСМ-2 составит 510 млрд. рублей.
Вместе с тем, в случае более ускоренного роста экономики, средств в федеральном бюджете будет достаточно на реализацию большинства запланированных мероприятий, а уровень финансирования может составить 802 млрд. рублей в 2017 году (296,4 млрд. рублей за счет федерального бюджета).
В период 2014 - 2017 гг. планируется обеспечить реализацию крупных инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте в части обеспечения транспортной безопасности и реализацию проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений:
- реконструкция участка железнодорожной линии Междуреченск-Тайшет;
- строительство пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск;
- комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла;
- строительство железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск;
- развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта Московского региона, включая развитие первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры и развитие интермодального сообщения с аэропортами Московского авиационного узла.
Проект "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла" реализуется на принципах государственно-частного партнерства с привлечением внебюджетных источников - средств ОАО "РЖД".
Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла направлены на повышение пропускной и перерабатывающей способности объектов железнодорожной инфраструктуры в условиях увеличивающихся размеров пассажирского движения на участках Московского железнодорожного узла.
В 2013 году в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы" был обеспечен ввод в эксплуатацию 73,9 км дополнительных главных путей.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. N 1708-р Федеральным агентством железнодорожного транспорта в 2013 году осуществлялась реализация следующих инвестиционных проектов, финансируемых из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации:
- "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края";
- "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург-Бусловская Октябрьской железной дороги".
Объем финансирования из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации составил в 2013 году 3099,3 млн. рублей.
В 2013 году за счет внебюджетных средств обновлено 1884 локомотива, 56,0 тыс. грузовых вагонов, 474 пассажирских вагона, 450 единиц моторвагонного подвижного состава.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей