См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Машиностроительный комплекс

Развитие машиностроительного комплекса (производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования) в 2013 году определялось сокращением объемов производства высокотехнологических секторов экономики, обусловленного соответствующим снижением инвестиционной активности и потребительского спроса.

В сочетании с возросшей базой 2012 года это привело к сокращению машиностроительного комплекса в целом в 2013 году на 0,3% (в 2012 году отмечается рост на 7%), при этом наблюдается существенный рост производства в 2013 году относительно уровня 2012 года в части транспортных средств и оборудования (на 2,2%), при сокращении объемов производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 1%) и машин и оборудования (на 3,4 процента).

Вместе с тем определенный вклад в развитие машиностроительного комплекса внесла реализация мер государственной поддержки высокотехнологичных секторов экономики, в том числе в части стимулирования спроса на продукцию российского производства (автомобильной, сельскохозяйственной, авиационной и морской техники), стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов (в автомобилестроении, станкостроении, сельхозмашиностроении, ОПК, транспортном машиностроении), стимулирования развития производственно-технологического потенциала отдельных секторов машиностроения (например, в рамках федеральных целевых программ). В 2013 году на реализацию указанных механизмов (без учета расходов на реализацию федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы") из федерального бюджета было направлено около 280 млрд. рублей.

В указанный период отмечался средний уровень загрузки производственных мощностей отдельных видов высокотехнологичных товаров (в части преобразователей переменного и постоянного тока - 43%, вагонов грузовых магистральных - около 65%, генераторов переменного тока (синхронных генераторов) - 60%, автомобилей легковых - около 70%, холодильников и морозильников бытовых - 60%, аппаратуры приемной телевизионной, в том числе видеомониторов и видеопроекторов - более 50 процентов), что в отдельных случаях свидетельствует о возможности потенциального роста в среднесрочной перспективе.

Необходимо отметить, что в условиях замедления роста спроса на машиностроительную продукцию в 2013 году относительно уровня 2012 года также отмечается сокращение импорта, так, импорт соответствующих товаров (по группам ТН ВЭД 84 - 90) в стоимостном выражении в 2013 году по отношению к 2012 году сократился на 3,6%, кроме того, по ряду ключевых товарных позиций (например, в части бытовых стиральных машин, холодильников и морозильников, телевизоров, легковых автомобилей) отмечается сохранение тенденций роста доли отечественных товаров на рынке.

Замедление темпов роста реальных располагаемых доходов населения и сокращение инвестиционной активности в рассматриваемом периоде в сочетании с негативными ожиданиями макроэкономической нестабильности обусловили отрицательную динамику рассматриваемого сектора экономики за семь месяцев 2014 г., вследствие чего в данный период относительно соответствующего периода 2013 года отмечается сокращение объемов производства машин и оборудования на 9%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 4 процента. При этом отмечается рост объемов производства транспортных средств и оборудования на 14,8%, что обусловлено в основном ростом производства судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств.

В настоящее время на развитие высокотехнологичных секторов экономики оказывает сдерживающее влияние ряд ограничений, в том числе технологическая отсталость отдельных производств, высокая материало- и энергоемкость производства, низкая производительность труда, недостаток финансовых ресурсов (в том числе на проведение НИОКР), зависимость от поставок импортных комплектующих, зависимость экспортных поставок вооружений и военной техники от геополитической конъюнктуры.

Таким образом, общесистемным фактором развития машиностроительного комплекса в среднесрочной перспективе (2015 - 2017 гг.) является эффективность реализации мероприятий, направленных на снижение негативного влияния указанных ограничений, к которым в частности относятся:

повышение конкурентоспособности продукции российского производства за счет развития производственной инфраструктуры, реализации перспективных инвестиционных проектов, создания научно-технического задела (в рамках реализации федеральных целевых программ, программ инновационного развития предприятий, проектов институтов развития и государственных корпораций);

развитие совместных производств конечных продуктов и комплектующих с ведущими зарубежными организациями (в автомобилестроении, транспортном машиностроении, станкостроении, сельхозмашиностроении, авиастроении и других секторах);

реализация Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы и расширение военно-технического сотрудничества.

При этом вышеуказанные негативные тенденции в основном рассматриваются как краткосрочные, с положительной динамикой в 2015 - 2017 гг. (в ряде случаев повышательная динамика является незначительной ввиду гипотез об относительном насыщении отдельных рынков).