В 2013 году деятельность транспортного комплекса характеризовалась существенным падением, за исключением роста пассажирооборота (темп роста объема коммерческих перевозок грузов - 98%, коммерческого грузооборота - 98,5%, пассажирооборота транспорта общего пользования - 103,2% по отношению к предыдущему году).
Снижение объема перевозок грузов в 2013 году наблюдалось на всех видах транспорта, кроме воздушного транспорта, снижение грузооборота - на всех видах транспорта.
Основными факторами снижения спроса на транспортные услуги стали сокращение объемов производства в основных грузообразующих секторах промышленности и снижение реальных располагаемых доходов населения страны.
Вместе с тем итоги первого полугодия 2014 г. демонстрируют снижение темпов перевозок грузов и незначительное увеличение грузооборота коммерческим транспортом в целом по сектору. Вместе с тем основанная на них оценка 2014 года позволяет спрогнозировать падение коммерческих перевозок грузов на 0,7% и рост коммерческого грузооборота на 2,8% соответственно к уровню 2012 года. При этом пассажирооборот продолжает демонстрировать стабильный рост 5,5 процентов.
С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в среднесрочной перспективе прогнозируется рост показателей деятельности транспортного комплекса. Объем коммерческих перевозок грузов в 2017 году оценивается на уровне 3920,4 млн. тонн (рост 103,9% к уровню 2013 года), объем грузооборота - 2660,4 млрд. т-км (рост 108,3% к уровню 2013 года). Стоит отметить, что в случае ускоренного темпа роста экономики рост объема коммерческих перевозок грузов составит 107,7% (4063,9 млн. тонн), а грузооборота - 112,1% (2752,2 млрд. т-км).
Пассажирооборот транспорта общего пользования исторически был распределен почти равномерно между автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом - примерно 30% каждый, однако в последние годы тенденция изменилась. В 2013 году в структуре пассажирооборота доля воздушного транспорта составила 41,7%, железнодорожного - 25,6% и автомобильного - 22 процента. На городской электрический транспорт приходится порядка 10,4%, на водный - 0,12 процента. В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее увеличение доли воздушного транспорта (более 46% в 2017 году).
Развитие рынка пассажирских перевозок будет определяться темпами роста реальных располагаемых доходов населения, ВВП, гибкостью тарифной политики перевозчиков, повышением качества предоставляемых услуг, а также увеличением численности частных и индивидуальных операторов на рынке транспортных услуг.
Предполагается, что пассажирооборот в 2014 году составит 570,1 млрд. пасс.-км, а в 2017 году ожидается на уровне 612,8 млрд. пасс.-км (113,5% к уровню 2013 года). Тогда как при благоприятных условиях в экономике рост составит 132,3% (714,4 млрд. пасс.-км).
С целью укрепления роста показателей деятельности транспортного комплекса в 2013 году были сохранены меры государственной поддержки, принятые еще в 2009 году. Общий объем расходов не инвестиционного характера (субсидии, взносы в уставные капиталы, не направленные на капитальное строительство) за счет средств федерального бюджета на поддержку транспортного комплекса в 2013 году составил порядка 94 млрд. рублей.
С целью повышения доступности транспортных услуг для населения в отчетный период осуществлялось субсидирование: авиаперевозок населения с Дальнего Востока и городов Восточной Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении; российским авиакомпаниям на уплату лизинговых платежей за покупку региональных самолетов; на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом железнодорожных перевозок в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации; льготного проезда железнодорожным транспортом школьников, учащихся и студентов; перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах.
Учитывая значительный положительный эффект, ряд оказываемых мер государственной поддержки будет пролонгирован на среднесрочный период, кроме того, в первом полугодии 2013 г. были приняты дополнительные меры государственной поддержки региональной авиации - субсидирование авиаперевозчиков на осуществление региональных авиаперевозок и формирование региональной маршрутной сети; субсидирование авиаперевозчиков в целях обеспечения доступности региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов (взамен вышеуказанного механизма субсидирования по этим же округам); субсидирование авиаперевозчиков с целью обеспечения доступности внутренних региональных авиаперевозок пассажиров в Приволжском федеральном округе.
С целью развития пригородного железнодорожного сообщения в 2011 - 2013 гг. осуществлялось субсидирование ОАО "РЖД" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в пригородном сообщении в размере 25 млрд. рублей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 857-р утверждена Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Начиная с 2015 года будет осуществлен поэтапный переход к компенсации в рамках долгосрочного транспортного заказа и соответствующих соглашений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации затрат на инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, задействованную при осуществлении пригородных пассажирских перевозок по регулируемым субъектами Российской Федерации тарифам. Вместе с тем объем средств, выделяемых за счет средств федерального бюджета, на компенсацию потерь для осуществления пригородных железнодорожных перевозок составляет 25 млрд. рублей.
Кроме того, важным риском для всех видов транспорта является террористическая угроза. С целью нивелирования данного риска с 2010 года начата реализация Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, в рамках которой предусмотрены мероприятия по повышению антитеррористической защищенности на всех видах транспорта и реализация которой завершена в 2013 году. Предполагается, что данная программа будет пролонгирована до 2019 года.
Прогнозируемый рост российской экономики в среднесрочной перспективе стимулирует расширение объема предлагаемых заемных средств и повышение их доступности и, как следствие, увеличение инвестиционной активности предприятий сектора.
При этом транспортная система России в целом и ряд ее ключевых сегментов хронически недоинвестированы и не обладают резервами "долговременной устойчивости".
Значительными "узкими местами" на сети железных и автомобильных дорог являются подходы к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска.
Большинство автомобильных и железнодорожных подъездных путей к крупнейшим морским портам: Новороссийск, Санкт-Петербург, Махачкала не обеспечивают возросший поток грузов, многие аэропорты не имеют пассажирского железнодорожного сообщения.
Расположенные на внутренних водных путях судоходные гидротехнические сооружения эксплуатируются в течение длительного периода. Порядка половины находится в эксплуатации 50 - 75 и более лет.
Российская экономика из-за низкого качества и недостаточных провозных возможностей автодорожной сети ежегодно несет колоссальные потери:
- не завершено формирование опорной транспортной сети на всей территории страны, это сдерживает экономическое развитие регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, ограничивает мобильность населения;
- доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет примерно 15 - 20% (в экономически высокоразвитых странах - не более 7 - 8 процентов);
- развивается дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны, доля протяженности автодорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, регулярно увеличивается при росте количества автомобилей.
Инвестиции в основной капитал в целом по транспортному комплексу за счет средств федерального бюджета в 2013 году составили 396,6 млрд. рублей, в 2014 году ожидается порядка 358,7 млрд. рублей. В среднесрочной перспективе прогнозируется рост инвестиций за счет средств федерального бюджета. К 2017 году в случае сохранения текущих тенденций прогнозируется объем ассигнований из федерального бюджета в размере порядка 549 млрд. рублей, а также 71,3 млрд. рублей за счет средств ФНБ. При этом в случае благоприятных тенденций в экономике объем инвестиций из федерального бюджета будет больше на 262 млрд. рублей, а также средств ФНБ больше на 50 млрд. рублей на развитие ВСМ-2.
В 2014 - 2017 гг. общий объем средств, выделяемых за счет средств ФНБ на развитие приоритетных инфраструктурных проектов, составит 360 млрд. рублей.
Размер инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2014 - 2017 гг. определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:
- обеспечение объектов, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году;
- завершение вводных объектов;
- проекты, реализация которых осуществляется по принципу государственно-частного партнерства (в том числе строительство платных дорог) и направленные на повышение безопасности;
- расширение "узких" мест транспортной инфраструктуры (в том числе развитие московского транспортного узла, включающего московский авиационный узел, развитие восточного полигона БАМа и Транссиба);
- развитие транспортного комплекса в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", включая строительство мостового перехода через Керченский пролив.
Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг. В среднесрочный период темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.
Темпы роста инвестиций будут определяться темпами формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также формированием дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом.
В целом по всем источникам финансирования в 2014 году ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 1422,6 млрд. рублей, а к 2017 году при сохранении темпов роста экономики - на уровне 1827 млрд. рублей, в том числе порядка 718,9 млрд. рублей за счет средств внебюджетных источников финансирования.
В случае более ускоренного роста экономики уровень инвестиций в 2017 году прогнозируется на уровне 2355 млрд. рублей, из них 803,5 млрд. рублей - за счет внебюджетных источников.
В связи с неблагоприятной ситуацией в экономике существует риск снижения финансирования, в первую очередь из федерального бюджета, относительно предложенных вариантов.
Для уверенного роста экономического развития страны инвестиции в основной капитал транспортного комплекса должны осуществляться опережающими темпами (относительно других секторов экономики).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей