См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Внутренний водный транспорт

Перевозки грузов. Внутренним водным транспортом перевозится около 95% строительных материалов (щебень, гравий, песок), около 5% наливных грузов.

По итогам навигации 2013 года объем перевозок внутренним водным транспортом России достиг 134,6 млн. т, что на 4,2% меньше чем в 2012 году.

С учетом данных за первое полугодие в 2014 году перевозки грузов внутренним водным транспортом ожидаются в объеме 120,6 млн. т (89,6% к уровню 2013 года), грузооборот 74,3 млрд. т-км (92,7% к уровню 2013 года).

В настоящее время многие речные порты Российской Федерации имеют лицензии на русловые и береговые карьеры по добыче нерудно-строительных материалов, что создает условия для перевозки щебня, песка, гравия речным флотом, особенно на прилегающие к портам стройки.

По экспертным оценкам, в ближайшие годы достаточно высокие темпы роста показателей работы внутреннего водного транспорта сохранятся благодаря дальнейшему развитию строительной отрасли и увеличению масштабов дорожного строительства, в том числе строительству и реконструкции спортивных объектов для проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу в России.

В среднесрочной перспективе прогнозируется постепенный рост перевозок грузов внутренним водным транспортом. В 2017 году они могут составить 125,4 млн. тонн (93,1% к уровню 2013 года), а грузооборот - 78,4 млрд. т-км (97,4% к уровню 2013 года). Тогда как при благоприятной ситуации в экономике перевозка грузов будет больше на 4,2 млн. т (96,3% к 2013 году), а грузооборот - на 2,6 млрд. т-км (100,6% к 2013 году).

Перевозка пассажиров. Пассажирооборот предприятий речного транспорта России за 2013 год составил 0,60 млн. пасс.-км, что на 4% выше уровня предыдущего года.

По итогам 2014 года ожидается продолжение падения пассажирооборота до 0,55 млн. пасс.-км (91% к 2013 году).

Продолжение спада пассажирооборота объясняется плохим состоянием речного флота, соответственно, низким уровнем безопасности и, как следствие, недоверием населения к данному виду услуги.

С учетом прогнозируемых темпов роста реально располагаемых доходов населения, в среднесрочной перспективе ожидается сохранение текущего уровня пассажирооборота на внутреннем водном транспорте. Так, в 2017 году он может составить уровень 2014 г. - 0,54 млрд. пасс.-км (89,9% к уровню 2013 года).

Вместе с тем на внутреннем водном транспорте существует ряд факторов, значительно сдерживающих его развитие, таких как строительство мостов, отмена паромных переправ, низкая конкурентоспособность круизного судоходства и высокая стоимость речных пассажирских перевозок.

Рост перевозок пассажиров речным транспортом возможен на туристических линиях при условии модернизации пассажирских судов на повышенный класс комфортабельности и безопасности, а также строительстве современных речных круизных судов.

Инвестиции.

Решение задачи по повышению качественных характеристик внутренних водных путей Российской Федерации обеспечивалось в 2013 году путем реализации мероприятий по устранению участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации:

завершена реконструкция 1 этапа Рыбинского гидроузла ФГУП "Канал имени Москвы", систем электрооборудования приводных механизмов ворот и затворов шлюзов ФБУ "Волго-Дон", затворов наполнения-опорожнения Чайковского шлюза;

завершены работы по расширению судоходной трассы на р. Сквирите и Камышовой отмели в Куршском заливе;

в рамках комплексных проектов продолжались работы по объектам ГБУ "Волго-Балт", ФГУП "Канал имени Москвы", ФБУ "Беломорканал", ФБУ "Волжское ГБУ", ФБУ "Обского ГБУ" и других.

В 2013 году транспортный флот внутреннего водного транспорта пополнился 12 судами.

На внутреннем водном транспорте инвестиции в 2013 году составили 15,1 млрд. рублей (77% к уровню 2012 года), в том числе из федерального бюджета - 10,4 млрд. рублей (92% к уровню 2012 года).

В 2014 году инвестиции составят 12,3 млрд. рублей (в том числе из федерального бюджета 7,5 млрд. рублей).

При сохранении текущих макроэкономических тенденций, темпов роста ИПП, объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь к 2017 году 20,4 млрд. рублей. В случае более ускоренного роста объем инвестиций составит 26,2 млрд. рублей за счет всех источников финансирования.

Исходя из приоритетов поддержания в работоспособном состоянии объектов инфраструктуры внутренних водных путей и обеспечения безопасных условий судоходства, прогнозируемо низкий уровень финансирования может негативно повлиять на пополнение транспортного речного флота.

В среднесрочной перспективе будут реализовываться такие комплексные проекты как: реализация проектов реконструкции канала им. Москвы; Волго-Балтийского водного пути; Волго-Донского судоходного канала; комплексная реконструкция гидротехнических сооружений Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, а также строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла; комплексная реконструкция гидротехнических сооружений и внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока; пополнение транспортного речного флота; модернизация пассажирских судов на повышенный класс комфортабельности.