См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Производство основных видов транспортных средств и оборудования

Производство основных видов транспортных средств

и оборудования

(% к предыдущему году)

2013 г. отчет

2014 г. оценка

прогноз

2017 г. к 2013 г., %

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Электровозы магистральные

116,5

102,4

101,3

101,7

102,4

108,0

Вагоны грузовые магистральные

84,4

109,8

103,9

101,6

101,7

117,9

Автомобили грузовые

98,4

83,5

101,2

102,8

105,5

91,6

Автомобили легковые

97,6

98,0

102,5

103,7

104,6

109,0

Для транспортных средств и оборудования в период до 2017 года будет характерна стабилизация объемов производства (а в ряде случаев и сокращение, например, в части автомобилей грузовых) против значительного роста производства в период после кризиса.

Так, в части автомобильной техники, по оценке Минэкономразвития России, в 2014 году производство легковых автомобилей сократится на 2%, что в том числе обусловлено стагнацией реальных располагаемых денежных доходов, а также нарастающей макроэкономической нестабильностью.

При этом к 2017 году предполагается выход производства легковых автомобилей на уровень, превышающий уровень 2012 года на 6,4%, что означает компенсацию в 2015 - 2017 гг. сокращения производства в 2013 - 2014 гг. (рост производства за 2015 - 2017 годы составит 11,2 процента). Указанная динамика обусловлена повышением платежеспособного спроса со стороны физических и юридических лиц, вызванного в том числе ростом реальных располагаемых доходов населения в 2014 - 2017 гг. на 6,8%, а также дополнительными мерами государственной поддержки. Таким образом, производство легковых автомобилей за период 2014 - 2017 гг. возрастет на 9 процентов.

В части грузовых автомобилей в 2014 году также отмечается сокращение рынка и, соответственно, производства, что связано в том числе со стагнацией в части коммерческого грузооборота автомобильного транспорта (оценка роста в 2014 году - 1,5% при сокращении в 2013 году на 2,7%), при этом в среднесрочной перспективе значительное сокращение производства в 2014 году не позволит достичь к 2017 году уровня 2013 года и составит 91 - 94% в зависимости от внешних условий.

Вместе с тем рост производства грузовых автомобилей будет связан в том числе с ростом объемов коммерческого грузооборота автомобильного транспорта (более чем на 11% в 2017 году относительно уровня 2013 года) и дополнительными мерами государственной поддержки, предусмотренными в автомобильной промышленности в указанном периоде.

При этом в данной ситуации предполагается опережающее развитие производства автомобилей и сокращение доли импорта (поддерживаемое в том числе ослаблением курса рубля), необходимым условием которого является своевременное формирование механизмов поддержки и защиты отечественных автомобилестроительных предприятий, разработанных с учетом соответствующих норм и требований Всемирной торговой организации.

Так, рост производства в 2017 году по сравнению с 2013 годом в части легковых автомобилей оценивается в 9 - 12% в зависимости от развития рыночной ситуации (при сокращении импорта почти на 25%), что приведет к увеличению доли отечественной продукции на внутреннем рынке к 2017 году до уровня 70 - 72% в части легковых автомобилей.

На развитие производства автомобильной техники в среднесрочной перспективе будет оказывать влияние реализация инвестиционных проектов по созданию новых конкурентоспособных производств и расширению действующих производственных мощностей (в том числе определенных в соответствующих программах инновационного развития ОАО "КАМАЗ" и ОАО "АВТОВАЗ"), которые позволят расширить производство ряда новых моделей автомобилей.

Повышение технологического потенциала автомобильной промышленности в среднесрочной перспективе будет способствовать увеличению производительности труда в данном секторе машиностроительного комплекса в 2017 году относительно уровня 2013 года более чем на 28 процентов.

Вместе с тем в среднесрочной перспективе существует ряд рисков, которые могут оказывать негативное влияние на развитие спроса на автомобильную технику - снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения и сокращение объемов коммерческого грузооборота автомобильного транспорта, а также низкая эффективность мероприятий по поддержке и защите отечественных автомобилестроительных предприятий в рамках норм и требований Всемирной торговой организации. В случае отсутствия адекватных рыночной ситуации мер защиты существуют высокие риски резкого сокращения объемов производства автотранспортных средств.

Развитие производства продукции транспортного машиностроения можно подразделить на две подгруппы.

В части подвижного состава отмечается резкий рост производства. Так, производство вагонов грузовых магистральных по оценке на 2014 г. возрастет на 9,8%, пассажирских магистральных - 16 процентов. Указанная динамика будет обусловлена в том числе необходимостью замещения импортной продукции, а также увеличением грузооборота железнодорожного транспорта (в 2014 году рост грузооборота железнодорожного транспорта составит 4,2 процента).

При этом необходимость обновления парка локомотивов ОАО "РЖД" (износ которого превышает 75%), ограничиваемая в основном финансированием соответствующих разделов инвестиционной программы данного общества, в сочетании с продолжением роста объемов грузооборота железнодорожного транспорта (увеличение в 2017 году по сравнению с 2013 годом на 9,7%) будет способствовать увеличению объемов производства тягового подвижного состава, в частности, рост производства в 2017 году магистральных электровозов оценивается в 8% по сравнению с уровнем 2013 года, а магистральных тепловозов - 11 процентов.

Указанная положительная динамика может быть дополнительно поддержана реализацией мероприятий по стимулированию выбытия устаревшего парка и использования инновационной продукции с увеличенным ресурсом и осевыми и погонными нагрузками (в первую очередь, в рамках технического регулирования), которая может позволить увеличить объемы продукции, поставляемой транспортным компаниям.

Основным фактором развития производства в 2014 - 2017 гг. в авиастроительном комплексе будет увеличение поставок авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа (в 3,6 раз в денежном выражении в 2017 году относительно уровня 2013 года) и военно-технического сотрудничества, реализация которых будет способствовать аккумулированию ресурсов для развития производства продукции гражданского назначения. Использование данных ресурсов будет способствовать развитию гражданской авиационной техники, в том числе в части:

расширения объемов серийного производства сертифицированных образцов новой гражданской авиационной техники, включая беспилотные летательные аппараты;

развития газотурбинного двигателестроения, в том числе создание газотурбинных двигателей и промышленных установок нового поколения, в частности, для топливно-энергетического комплекса;

создания эффективной системы обслуживания и ремонта гражданской авиационной техники и снабжения эксплуатирующих организаций запчастями и комплектующими деталями;

обеспечения соответствия отечественной авиационной техники мировым стандартам.

С целью обеспечения повышения эффективности развития авиастроения будут реализованы следующие механизмы государственной поддержки (суммарный объем финансирования данных механизмов в прогнозный период может составить более 550 млрд. рублей без учета закупок вооружения, военной и специальной техники), к которым относятся:

стимулирование спроса (закупка воздушных судов для нужд Минобороны России, субсидирование лизинговым компаниям и авиакомпаниям части затрат, направленных на приобретение воздушных судов);

поддержка производственной деятельности и реализации инвестиционных проектов (увеличение уставных капиталов ключевых предприятий сектора, в том числе ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "ОПК "Оборонпром", реализация федеральных целевых программ "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" и "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы", субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на техперевооружение предприятий отрасли).

Кроме того, дополнительными факторами, обеспечивающими развитие авиастроительного комплекса, являются:

реализация программ инновационного развития ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и ОАО "ОПК "Оборонпром" с целью обеспечения производства новых видов авиационной техники, а также повышения эффективности производства и конкурентоспособности действующих типов летательных аппаратов посредством оптимизации корпоративной системы управления инновационной деятельностью;

участие производственных предприятий, научных и образовательных организаций в технологических платформах в области авиастроения (технологическая платформа "Авиационная мобильность и авиационные технологии"), которое позволит хозяйствующим субъектам расширить возможности обеспечения технологической модернизации, выпуска принципиально новой продукции, расширения набора партнерских взаимоотношений с контрагентами, интенсивной подготовки и переподготовки кадров с необходимыми технологическими компетенциями.

В 2015 году прогнозируемый объем производства гражданских самолетов составит 67 единиц. Всего за период 2014 - 2017 гг. ожидается выпуск до 286 самолетов.

Развитие судостроительного комплекса в 2014 - 2017 гг. будет определяться увеличением объемов государственного оборонного заказа (почти в 2,4 раза в денежном выражении в 2017 году относительно уровня 2013 года), сохранением текущих объемов военно-технического сотрудничества, а также реализацией проектов в области гражданского судостроения в части строительства для нужд ОАО "Газпром", ГК "Росатом", ОАО "Совкомфлот", ОАО "Новатэк", ОАО "Роснефть" и других компаний и пароходств судов и оффшорной техники для освоения континентального шельфа (буровых установок, технологических платформ, судов снабжения), морских транспортных судов (танкеров, газовозов), судов специального назначения (ледоколов, научно-исследовательских судов), судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов.

При этом данные процессы будут реализованы с использованием механизмов государственной поддержки развития судостроительной промышленности, определенных в государственной программе Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы", в том числе в части повышения научно-технологического потенциала (федеральные целевые программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы"), а также реализации мероприятий государственной программы по развитию судостроительной науки), развития лизинга в сфере судостроения, развития производственных мощностей гражданского судостроения в Дальневосточном регионе (в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству судостроительного комплекса на базе ОАО "ДВЗ "Звезда"), суммарный объем финансирования которых в прогнозный период за счет средств федерального бюджета может составить более 270 млрд. рублей.

Также с целью развития судостроительного комплекса принят Федеральный закон "О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства", который предусматривает ряд мер по стимулированию отечественного судостроения и устанавливает ряд преференций для предприятий судостроительной отрасли.

В ближайшие годы планируется увеличить строительство гражданских судов: на 2014 год прогнозируется строительство 84 судов, в 2015 году - 85, в 2016 году - 90, а в 2017 году - 95 судов.

Всего за указанный период ожидается строительство 354 судов, в том числе морских транспортных судов (танкеров) - 16, речных судов смешанного плавания (танкеров, сухогрузов) - 79, пассажирских судов - 48 (морских - 13, речных - 35), судов промыслового флота - 18, судов обеспечения - 177, судов и плавсредств для работы на шельфе - 16.

На развитие производства космической техники в 2014 - 2017 гг. (открытая часть) будет оказывать влияние эффективность реализации программных документов в сфере космической деятельности (Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы, федеральная целевая программа "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы", федеральная целевая программа "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" и другие программы и проекты, запланированные к реализации в рамках государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России"), суммарный объем финансирования которых в указанный период за счет средств федерального бюджета может составить более 807 млрд. рублей.

В рамках указанных программ предполагаются к реализации мероприятия в части:

наращивания и поддержания орбитальных группировок систем фиксированной космической связи и телевещания, ретрансляции, подвижной персональной спутниковой связи, систем космического метеорологического мониторинга, космического мониторинга окружающей среды, проведения фундаментальных космических исследований, поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, а также создания новых космических аппаратов для деятельности по данным направлениям;

развития российского сегмента международной космической станции;

создания перспективной пилотируемой транспортной системы;

создания перспективных средств выведения, в том числе для космодрома "Восточный", и обеспечения их серийного производства;

замены космических аппаратов "Глонасс-М" системы ГЛОНАСС усовершенствованными аппаратами "Глонасс-К";

формирования научно-технического и технологического заделов для создания ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности;

дальнейшего развития объектов наземной инфраструктуры, специального оборудования и производственных технологий;

реализации проектов использования космических технологий и информации в социально-экономических целях;

развития системы космодромов, используемых Российской Федерацией.

Расширение масштабов космической деятельности приводит к увеличению запусков космических аппаратов и, соответственно, к росту объемов производства ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов социально-экономического, научного и военного назначения, в связи с чем уровень производства в ракетно-космической промышленности (для общего объема выпуска отрасли) в 2017 году по отношению к 2011 году может составить 150% (в сопоставимых ценах).

Дополнительным важным результатом реализации программ по развитию ракетно-космической промышленности в среднесрочной перспективе будет являться увеличение производительности труда в данном секторе машиностроения в 2017 году относительно уровня 2011 года более чем на 39% (в сопоставимых ценах).

При этом в отношении указанных секторов машиностроения существуют значительные риски возможного сокращения параметров государственного оборонного заказа и соответствующих федеральных целевых программ, в связи с чем указанная динамика производства может сократиться на 3 - 4% от указанных параметров.