Производство основных видов транспортных средств и оборудования
Производство основных видов транспортных средств
и оборудования
Для транспортных средств и оборудования в период до 2017 года будет характерна стабилизация объемов производства (а в ряде случаев и сокращение, например, в части автомобилей грузовых) против значительного роста производства в период после кризиса.
Так, в части автомобильной техники, по оценке Минэкономразвития России, в 2014 году производство легковых автомобилей сократится на 2%, что в том числе обусловлено стагнацией реальных располагаемых денежных доходов, а также нарастающей макроэкономической нестабильностью.
При этом к 2017 году предполагается выход производства легковых автомобилей на уровень, превышающий уровень 2012 года на 6,4%, что означает компенсацию в 2015 - 2017 гг. сокращения производства в 2013 - 2014 гг. (рост производства за 2015 - 2017 годы составит 11,2 процента). Указанная динамика обусловлена повышением платежеспособного спроса со стороны физических и юридических лиц, вызванного в том числе ростом реальных располагаемых доходов населения в 2014 - 2017 гг. на 6,8%, а также дополнительными мерами государственной поддержки. Таким образом, производство легковых автомобилей за период 2014 - 2017 гг. возрастет на 9 процентов.
В части грузовых автомобилей в 2014 году также отмечается сокращение рынка и, соответственно, производства, что связано в том числе со стагнацией в части коммерческого грузооборота автомобильного транспорта (оценка роста в 2014 году - 1,5% при сокращении в 2013 году на 2,7%), при этом в среднесрочной перспективе значительное сокращение производства в 2014 году не позволит достичь к 2017 году уровня 2013 года и составит 91 - 94% в зависимости от внешних условий.
Вместе с тем рост производства грузовых автомобилей будет связан в том числе с ростом объемов коммерческого грузооборота автомобильного транспорта (более чем на 11% в 2017 году относительно уровня 2013 года) и дополнительными мерами государственной поддержки, предусмотренными в автомобильной промышленности в указанном периоде.
При этом в данной ситуации предполагается опережающее развитие производства автомобилей и сокращение доли импорта (поддерживаемое в том числе ослаблением курса рубля), необходимым условием которого является своевременное формирование механизмов поддержки и защиты отечественных автомобилестроительных предприятий, разработанных с учетом соответствующих норм и требований Всемирной торговой организации.
Так, рост производства в 2017 году по сравнению с 2013 годом в части легковых автомобилей оценивается в 9 - 12% в зависимости от развития рыночной ситуации (при сокращении импорта почти на 25%), что приведет к увеличению доли отечественной продукции на внутреннем рынке к 2017 году до уровня 70 - 72% в части легковых автомобилей.
На развитие производства автомобильной техники в среднесрочной перспективе будет оказывать влияние реализация инвестиционных проектов по созданию новых конкурентоспособных производств и расширению действующих производственных мощностей (в том числе определенных в соответствующих программах инновационного развития ОАО "КАМАЗ" и ОАО "АВТОВАЗ"), которые позволят расширить производство ряда новых моделей автомобилей.
Повышение технологического потенциала автомобильной промышленности в среднесрочной перспективе будет способствовать увеличению производительности труда в данном секторе машиностроительного комплекса в 2017 году относительно уровня 2013 года более чем на 28 процентов.
Вместе с тем в среднесрочной перспективе существует ряд рисков, которые могут оказывать негативное влияние на развитие спроса на автомобильную технику - снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения и сокращение объемов коммерческого грузооборота автомобильного транспорта, а также низкая эффективность мероприятий по поддержке и защите отечественных автомобилестроительных предприятий в рамках норм и требований Всемирной торговой организации. В случае отсутствия адекватных рыночной ситуации мер защиты существуют высокие риски резкого сокращения объемов производства автотранспортных средств.
Развитие производства продукции транспортного машиностроения можно подразделить на две подгруппы.
В части подвижного состава отмечается резкий рост производства. Так, производство вагонов грузовых магистральных по оценке на 2014 г. возрастет на 9,8%, пассажирских магистральных - 16 процентов. Указанная динамика будет обусловлена в том числе необходимостью замещения импортной продукции, а также увеличением грузооборота железнодорожного транспорта (в 2014 году рост грузооборота железнодорожного транспорта составит 4,2 процента).
При этом необходимость обновления парка локомотивов ОАО "РЖД" (износ которого превышает 75%), ограничиваемая в основном финансированием соответствующих разделов инвестиционной программы данного общества, в сочетании с продолжением роста объемов грузооборота железнодорожного транспорта (увеличение в 2017 году по сравнению с 2013 годом на 9,7%) будет способствовать увеличению объемов производства тягового подвижного состава, в частности, рост производства в 2017 году магистральных электровозов оценивается в 8% по сравнению с уровнем 2013 года, а магистральных тепловозов - 11 процентов.
Указанная положительная динамика может быть дополнительно поддержана реализацией мероприятий по стимулированию выбытия устаревшего парка и использования инновационной продукции с увеличенным ресурсом и осевыми и погонными нагрузками (в первую очередь, в рамках технического регулирования), которая может позволить увеличить объемы продукции, поставляемой транспортным компаниям.
Основным фактором развития производства в 2014 - 2017 гг. в авиастроительном комплексе будет увеличение поставок авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа (в 3,6 раз в денежном выражении в 2017 году относительно уровня 2013 года) и военно-технического сотрудничества, реализация которых будет способствовать аккумулированию ресурсов для развития производства продукции гражданского назначения. Использование данных ресурсов будет способствовать развитию гражданской авиационной техники, в том числе в части:
расширения объемов серийного производства сертифицированных образцов новой гражданской авиационной техники, включая беспилотные летательные аппараты;
развития газотурбинного двигателестроения, в том числе создание газотурбинных двигателей и промышленных установок нового поколения, в частности, для топливно-энергетического комплекса;
создания эффективной системы обслуживания и ремонта гражданской авиационной техники и снабжения эксплуатирующих организаций запчастями и комплектующими деталями;
обеспечения соответствия отечественной авиационной техники мировым стандартам.
С целью обеспечения повышения эффективности развития авиастроения будут реализованы следующие механизмы государственной поддержки (суммарный объем финансирования данных механизмов в прогнозный период может составить более 550 млрд. рублей без учета закупок вооружения, военной и специальной техники), к которым относятся:
стимулирование спроса (закупка воздушных судов для нужд Минобороны России, субсидирование лизинговым компаниям и авиакомпаниям части затрат, направленных на приобретение воздушных судов);
поддержка производственной деятельности и реализации инвестиционных проектов (увеличение уставных капиталов ключевых предприятий сектора, в том числе ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "ОПК "Оборонпром", реализация федеральных целевых программ "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" и "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы", субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на техперевооружение предприятий отрасли).
Кроме того, дополнительными факторами, обеспечивающими развитие авиастроительного комплекса, являются:
реализация программ инновационного развития ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и ОАО "ОПК "Оборонпром" с целью обеспечения производства новых видов авиационной техники, а также повышения эффективности производства и конкурентоспособности действующих типов летательных аппаратов посредством оптимизации корпоративной системы управления инновационной деятельностью;
участие производственных предприятий, научных и образовательных организаций в технологических платформах в области авиастроения (технологическая платформа "Авиационная мобильность и авиационные технологии"), которое позволит хозяйствующим субъектам расширить возможности обеспечения технологической модернизации, выпуска принципиально новой продукции, расширения набора партнерских взаимоотношений с контрагентами, интенсивной подготовки и переподготовки кадров с необходимыми технологическими компетенциями.
В 2015 году прогнозируемый объем производства гражданских самолетов составит 67 единиц. Всего за период 2014 - 2017 гг. ожидается выпуск до 286 самолетов.
Развитие судостроительного комплекса в 2014 - 2017 гг. будет определяться увеличением объемов государственного оборонного заказа (почти в 2,4 раза в денежном выражении в 2017 году относительно уровня 2013 года), сохранением текущих объемов военно-технического сотрудничества, а также реализацией проектов в области гражданского судостроения в части строительства для нужд ОАО "Газпром", ГК "Росатом", ОАО "Совкомфлот", ОАО "Новатэк", ОАО "Роснефть" и других компаний и пароходств судов и оффшорной техники для освоения континентального шельфа (буровых установок, технологических платформ, судов снабжения), морских транспортных судов (танкеров, газовозов), судов специального назначения (ледоколов, научно-исследовательских судов), судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов.
При этом данные процессы будут реализованы с использованием механизмов государственной поддержки развития судостроительной промышленности, определенных в государственной программе Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы", в том числе в части повышения научно-технологического потенциала (федеральные целевые программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы"), а также реализации мероприятий государственной программы по развитию судостроительной науки), развития лизинга в сфере судостроения, развития производственных мощностей гражданского судостроения в Дальневосточном регионе (в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству судостроительного комплекса на базе ОАО "ДВЗ "Звезда"), суммарный объем финансирования которых в прогнозный период за счет средств федерального бюджета может составить более 270 млрд. рублей.
Также с целью развития судостроительного комплекса принят Федеральный закон "О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства", который предусматривает ряд мер по стимулированию отечественного судостроения и устанавливает ряд преференций для предприятий судостроительной отрасли.
В ближайшие годы планируется увеличить строительство гражданских судов: на 2014 год прогнозируется строительство 84 судов, в 2015 году - 85, в 2016 году - 90, а в 2017 году - 95 судов.
Всего за указанный период ожидается строительство 354 судов, в том числе морских транспортных судов (танкеров) - 16, речных судов смешанного плавания (танкеров, сухогрузов) - 79, пассажирских судов - 48 (морских - 13, речных - 35), судов промыслового флота - 18, судов обеспечения - 177, судов и плавсредств для работы на шельфе - 16.
На развитие производства космической техники в 2014 - 2017 гг. (открытая часть) будет оказывать влияние эффективность реализации программных документов в сфере космической деятельности (Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы, федеральная целевая программа "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы", федеральная целевая программа "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" и другие программы и проекты, запланированные к реализации в рамках государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России"), суммарный объем финансирования которых в указанный период за счет средств федерального бюджета может составить более 807 млрд. рублей.
В рамках указанных программ предполагаются к реализации мероприятия в части:
наращивания и поддержания орбитальных группировок систем фиксированной космической связи и телевещания, ретрансляции, подвижной персональной спутниковой связи, систем космического метеорологического мониторинга, космического мониторинга окружающей среды, проведения фундаментальных космических исследований, поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, а также создания новых космических аппаратов для деятельности по данным направлениям;
развития российского сегмента международной космической станции;
создания перспективной пилотируемой транспортной системы;
создания перспективных средств выведения, в том числе для космодрома "Восточный", и обеспечения их серийного производства;
замены космических аппаратов "Глонасс-М" системы ГЛОНАСС усовершенствованными аппаратами "Глонасс-К";
формирования научно-технического и технологического заделов для создания ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности;
дальнейшего развития объектов наземной инфраструктуры, специального оборудования и производственных технологий;
реализации проектов использования космических технологий и информации в социально-экономических целях;
развития системы космодромов, используемых Российской Федерацией.
Расширение масштабов космической деятельности приводит к увеличению запусков космических аппаратов и, соответственно, к росту объемов производства ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов социально-экономического, научного и военного назначения, в связи с чем уровень производства в ракетно-космической промышленности (для общего объема выпуска отрасли) в 2017 году по отношению к 2011 году может составить 150% (в сопоставимых ценах).
Дополнительным важным результатом реализации программ по развитию ракетно-космической промышленности в среднесрочной перспективе будет являться увеличение производительности труда в данном секторе машиностроения в 2017 году относительно уровня 2011 года более чем на 39% (в сопоставимых ценах).
При этом в отношении указанных секторов машиностроения существуют значительные риски возможного сокращения параметров государственного оборонного заказа и соответствующих федеральных целевых программ, в связи с чем указанная динамика производства может сократиться на 3 - 4% от указанных параметров.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей