См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Воздушный транспорт

Пассажирские перевозки. В 2013 году пассажирские перевозки продолжили уверенный рост (115% к предыдущему периоду), превзойдя уровень 2012 года и достигнув рекордной отметки за последние десятилетия в 225,1 млрд. пасс.-км. В 2013 году гражданской авиацией было перевезено 86 млн. пассажиров (113,2% к уровню 2012 года). Наиболее значительный рост пассажирооборота наблюдался на международных рейсах. В 2013 году пассажирооборот на международных воздушных линиях увеличился на 18,5% к уровню 2012 г., на внутренних перевозках - на 9 процентов. Также необходимо отметить растущую долю пассажиропотока в международном сообщении, которая составила 54%, всего же в международном сообщении было перевезено 45,3 млн. пассажиров.

Увеличение объема пассажирооборота на воздушном транспорте в значительной степени обусловлено гибкой тарифной политикой авиакомпаний, повышением деловой активности населения, а также проведением государственной политики по развитию региональных перевозок и повышению доступности транспортных услуг для жителей Калининграда и Дальнего Востока.

Учитывая итоги первого полугодия, а также рост ВВП и реально располагаемых доходов населения пассажирооборот 2014 года прогнозируется на уровне 245,2 млрд. пасс.-км, что превысит уровень 2013 года на 8,9 процента.

В среднесрочной перспективе также прогнозируется дальнейший рост пассажирооборота, который к 2017 году может достичь 283 млрд. пасс.-км, превысив уровень 2013 года (125,7% к уровню 2013 года). При этом в случае благоприятных условий этот показатель составит к 2017 г. 369,9 млрд. пасс.-км (164,3% к уровню 2013 года).

Основное ограничение развития перевозок воздушным транспортом - дисбаланс между уровнем развития инфраструктуры и непосредственно перевозок (авиакомпаний). Так, например, несмотря на огромную территорию страны, основной пассажиропоток концентрируется в московском авиационном узле и Санкт-Петербурге (порядка 80% пассажиропотока).

Конкуренция в секторе по-прежнему развита слабо, особенно на внутрироссийских линиях. Так порядка 70% маршрутов обслуживаются 1 - 2 авиакомпаниями. Проведенный ФАС России анализ рынка показал, что при выходе на маршрут третьей авиакомпании цена билета падает в среднем на 40 процентов. Несмотря на слаборазвитую конкурентную среду на внутренних линиях, прогнозируется, что в среднесрочной перспективе российский рынок разделит мировую тенденцию и продолжит расти. Ожидается развитие сегмента низкотарифных авиаперевозок. Вместе с тем экстенсивное развитие рынка воздушных перевозок увеличивает риск финансовой неустойчивости авиакомпаний.

Учитывая устойчивое снижение доли перевозок внутри страны в пользу перелетов за ее пределы, а также что прирост на внутренних воздушных линиях (далее - ВВЛ) принадлежит в основном пяти крупнейшим авиаперевозчикам - и на линии через Москву, можно сказать, что внутренние перевозки деградируют. Перелому сложившейся тенденции могут способствовать предпринимаемые Правительством Российской Федерацией меры по развитию авиаперевозок на ВВЛ, речь идет о постановлении Правительства Российской Федерации от 18 июня 2013 г. N 509 "О предоставлении в 2013 году субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации", направленное на формирование маршрутной сети в обход московского авиационного узла. Также необходимо отметить тенденцию роста количества международных рейсов, в особенности чартерных, из российских региональных центров. Если раньше полеты из региональных центров осуществлялись через Москву и Санкт-Петербург, то сейчас появляются возможности по использованию прямых международных рейсов. Данной тенденции способствуют туроператоры, подталкивающие авиакомпании расширять географию международных полетов из регионов, что в свою очередь снижает статистику по внутренним перевозкам.

Ключевые тенденции рынка в среднесрочной перспективе - интеграция в мировой рынок (присоединение российских авиакомпаний к международным авиационным альянсам), а также развитие региональных и местных авиаперевозок с открытием прямых международных маршрутов (не через московский авиационный узел).

Инвестиции. В 2013 году объем инвестиций в основной капитал составил 90,2 млрд. рублей (100,3% к 2012 году), из них 63 млрд. рублей - за счет внебюджетных источников финансирования.

Развитие аэропортовой сети в 2013 году обеспечивалось комплексом мероприятий по модернизации взлетно-посадочных полос в российских узловых аэропортах, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети, реализации комплексных проектов развития Московского авиационного узла (Шереметьево, Внуково, Домодедово), аэропортов-хабов в Красноярске, Магадане и других проектов развития крупных международных узловых аэропортов.

При сохранении существующих темпов роста ВВП, промышленного производства к 2017 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь 148 млрд. рублей (из них за счет средств федерального бюджета - 66,3 млрд. рублей, внебюджетных источников - 78,1 млрд. рублей), при уровне порядка 112,3 млрд. рублей в 2014 году (из них 43 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 64 млрд. рублей - внебюджетные средства). Основной поток инвестиций будет направлен на развитие аэропортовой инфраструктуры. В случае ускоренных темпов роста экономики объем инвестиций в 2017 году может составить 181 млрд. рублей, из них 89 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета.

Развитие аэропортовой сети обеспечивается комплексом мероприятий по развитию международных аэропортов-хабов, внутрироссийских узловых аэропортов и региональных аэропортов. Приоритетными мероприятиями в 2015 - 2017 гг. являются: реконструкция и развитие аэродрома аэропорта "Краснодар" в Краснодарском крае; завершение реконструкции и развития аэропорта Махачкала в Республике Дагестан; завершение реконструкции аэропортового комплекса в г. Волгоград; завершение реконструкции второй летной зоны аэропорта "Домодедово"; завершение второй очереди реконструкции и развития аэропорта "Храброво" в г. Калининград (Калининградская область); завершение реконструкции аэропортового комплекса "Баратаевка" в г. Ульяновск; завершение реконструкции ИВПП в аэропорту "Елизово", г. Петропавловск-Камчатский.

В среднесрочный период планируется ввести в эксплуатацию 19 взлетно-посадочных полос в аэропортах Владикавказ (Беслан), Краснодар (Пашковский), Воронеж, Волгоград, Махачкала, Ставрополь (Шпаковское), Архангельск (Талаги), Домодедово (ВПП-2), Самара (Курумоч) и другие.

В рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года" планируются работы по реконструкции и развитию аэропортов "Симферополь" и "Бельбек".

Для подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году на развитие аэропортовой инфраструктуры в 2014 - 2017 гг. планируется направить инвестиции в размере 76 млрд. рублей.