См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Динамика продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров (вариант 1)

Динамика продаж отдельных продовольственных

и непродовольственных товаров (вариант 1)

(прирост, % к предыдущему году)

2012 г.

2013 г.

2014 г. оценка

прогноз

2017 г. к 2013 г., %

отчет

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия

3,6

2,6

0,2

0,1

1,7

2,1

4,2

в том числе:

Мясо (включая мясо домашней птицы и дичи, продукты и консервы из мяса)

3,4

4,8

2,9

1,5

2,6

3,3

10,7

Рыба и морепродукты

3,7

5,5

1,7

1,8

3,2

3,2

10,3

Молочные продукты

5,2

5,1

1,0

0,5

2,0

2,4

6,0

Свежие овощи

24,9

5,8

3,0

1,7

2,7

1,8

9,6

Кондитерские изделия

2,8

3,8

1,9

1,3

4,4

4,8

12,8

Свежие фрукты

7,2

6,1

2,5

0,5

3,0

5,0

11,5

Алкогольные напитки и пиво

1,4

-3,6

-3,5

-1,3

-0,4

0,5

-4,8

Непродовольственные товары

8,6

4,9

3,4

1,0

4,0

4,6

13,6

Верхняя одежда

4,8

3,4

1,8

0,3

2,2

2,4

6,8

Телевизоры

14,7

8,4

5,1

3,2

6,7

9,5

26,7

Компьютеры в полной комплектации

21,1

9,5

6,5

1,6

7,7

8,6

26,6

Мобильные телефоны

13,0

12,1

5,2

3,6

4,3

6,5

21,1

Парфюмерно-косметические товары

9,7

6,6

1,9

1,8

5,2

7,3

17,0

Легковые автомобили

14,8

4,4

1,9

0,3

4,5

5,3

12,6

Дальнейшее улучшение общеэкономической конъюнктуры будет способствовать ускорению обновления и расширения ассортимента реализуемых товаров в розничной торговле. Но в целом структура потребления отдельных видов товаров достаточно консервативна и в перспективе будет изменяться незначительно. В ней сохранятся приоритеты расходов на так называемые "обязательные" виды товаров, то есть товары, малоэластичные к уровню доходов.

В 2015 - 2017 гг. продолжатся изменения в ресурсном наполнении рынка, доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли будет сокращаться по мере наращивания объемов товаров отечественного производства, однако в целом склонность к приобретению импортных товаров, особенно непродовольственной группы, будет сохраняться.

В среднесрочной перспективе, на фоне тенденции к консолидации отрасли, увеличения доли сетевой торговли в структуре оборота розничной торговли (около 30% объема продаж, а в крупных городах - до 50%) и сокращения числа розничных рынков рост количества магазинов и павильонов, а также торговых площадей будет обеспечиваться за счет открытия магазинов современных форматов и соответствующего увеличения обеспеченности населения качественными торговыми площадями.

В последние годы домашние хозяйства значительно подняли планку своих расходов на питание вне дома. Так, по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого Росстатом, если в 2000 г. на услуги гостиниц, кафе и ресторанов в среднем по России уходило 1,8% бюджета, то в 2013 г. - 3,5%, а в I квартале 2014 г. - 4,2 процента. Такие изменения в структуре потребления свидетельствуют о том, что доходы российских потребителей дают им возможность активнее проводить время вне дома.

Между тем расходы россиян на рестораны и гостиницы пока далеки от развитых стран. Так, если в структуре фактического конечного потребления домашних хозяйств (по результатам международных сопоставлений ВВП за 2011 г. - последние данные) в России доля затрат на рестораны и гостиницы составляет 2,8%, то в Австрии - 10%, Испании - 14,6%, Греции - 11,0%, Великобритании - 6,6%, Японии - 5,3 процента.

В среднесрочной перспективе динамика оборота общественного питания приблизится к динамике оборота розничной торговли. Ожидается, что к 2017 г. оборот общественного питания по сравнению с 2013 г. увеличится на 8,2%, что всего на 0,9 п. п. ниже соответствующего показателя оборота розничной торговли (9,1 процента).

Сохраняющийся потребительский спрос со стороны домашних хозяйств, базирующийся на ускоренных темпах роста доходов населения, будет в среднесрочной перспективе поддерживать темпы роста на рынке потребительских товаров, причем на уровне, опережающем рост экономики в целом.

Введение запрета на поставки в Россию ряда продуктов из Европейского Союза, США, Австралии, Канады и Норвегии по мнению Ассоциации Компаний Розничной Торговли в настоящее время не несет угрозы для развития отечественного ритейла, а напротив послужит его развитию через совершенствование ассортиментной политики, в том числе локализацию ассортимента и более гибкий подход к взаимодействию с производителями, которые, в свою очередь, получат шанс для ускоренного развития. Для покупателя введенные ограничения на продовольственные импортные поставки проявятся в незначительном изменении ассортимента, которое в наименьшей степени затронет социально значимые группы товаров.