См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Развитие инновационных территориальных кластеров

В период 2014 - 2016 гг. предусматривается оказание государственной поддержки развитию 25-ти пилотных инновационных территориальных кластеров, в том числе планируется:

предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития инновационных территориальных кластеров (объем субсидий в 2014 году составит 2,5 млрд. рублей, в период 2015 - 2016 гг. предполагается предоставить 10 млрд. рублей);

обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития инновационных территориальных кластеров в рамках государственных программ Российской Федерации (необходимый общий объем финансирования проектов развития инновационных кластеров с привлечением средств государственных программ, по оценке Минэкономразвития России, составляет около 115 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - около 60 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - около 9 млрд. рублей, внебюджетных источников - около 47 млрд. рублей);

привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития инновационных территориальных кластеров;

стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности инновационных территориальных кластеров;

поддержка субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства на территориях базирования инновационных территориальных кластеров.

По данным профильных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за период 2012 - 2013 гг. инновационными кластерами продемонстрирован значительный рост по целому ряду ключевых социально-экономических показателей. В среднесрочной перспективе ожидается, что данная тенденция сохранится.

Однако для того чтобы инновационные кластеры стали по-настоящему привлекательными для размещения высокотехнологичного бизнеса, научных и образовательных организаций, а также для притока ведущих российских и зарубежных специалистов в глобальном масштабе, в том числе в сопоставлении с ведущими зарубежными кластерами и территориями высокой концентрации научно-образовательного и производственного потенциала, необходима комплексная государственная поддержка их развития на федеральном и региональном уровнях.

Используя большой накопленный научно-образовательный и производственный потенциал, инновационные кластеры планируют продемонстрировать существенный рост по важнейшим показателям социально-экономического развития на перспективу до 2017 года.

На фоне незначительного увеличения численности работников организаций-участников (около 6%) показатели инвестиционной и инновационной активности планируется увеличить в несколько раз. В том числе ежегодный объем инвестиционных затрат организаций - участников кластера - в 3,2 раза, общий ежегодный объем инвестиций в развитие кластера, включая бюджетные средства и средства внебюджетных источников, - в 1,5 раза, ежегодный объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями-участниками, - почти в 2 раза.

Всего за 2012 - 2017 гг. объем инвестиционных затрат организаций - участников кластера составит 3,6 трлн. рублей, общий объем инвестиций в развитие кластера, включая бюджетные средства и средства внебюджетных источников, - 3,2 трлн. рублей, объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями-участниками, - 648 млрд. рублей.

Планируется значительный рост числа высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации имеющихся рабочих мест. В 2017 году по сравнению с 2012 годом число создаваемых высокопроизводительных рабочих мест удвоится и составит более 55 тысяч. Всего за период 2012 - 2017 гг. в инновационных кластерах будет создано 255 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.