Производственная деятельность портов. В 2013 году объем перевалки грузов в морских торговых портах России составил 589,3 млн. тонн (103,9% к уровню 2012 года), в том числе сухих грузов - 255,7 млн. тонн (101,6%), наливных грузов - 333,5 млн. тонн (98%), в том числе нефти - 207,5 млн. тонн (104,6%), нефтепродуктов - 111,8 млн. тонн (108 процентов). Объем перевалки экспортных грузов составил в 2013 году 460,4 млн. т (102,9% к уровню 2012 года), импортных грузов - 46 млн. т (102%), транзитных - 47 млн. т (110,4%), каботажных - 35,9 млн. т (113,1 процента).
В 2013 году перевалка грузов в контейнерах составила 44,4 млн. тонн и выросла по сравнению с 2012 годом на 4,1 процента.
Рост объема перевалки сухогрузов обусловлен увеличением перевалки угля и кокса на 13,3%, минеральных удобрений - на 24 процента. Перевалка зерна в 2013 году сократилась на 23,3%, на 13,9%, грузов в контейнерах на 8,3%, черных металлов на 4,8%, зерна на 23,3%, грузов на паромах на 6,1% и цветных металлов на 1,9 процента. В то же время сократились объемы перевалки минеральных удобрений на 17%, руды на 9,5%, лесных грузов на 4,1% и металлолома на 3,2 процента.
Грузооборот морских портов Арктического бассейна вырос на 19,2% и составил 46,2 млн. тонн. В Балтийском бассейне морские порты перегрузили 216,1 млн. тонн грузов, что выше показателя 2012 года на 4,2 процента. Объем перевалки грузов в морских портах Азово-Черноморского бассейна уменьшился на 1,3% и составил 174,4 млн. тонн. В Дальневосточном бассейне переработка грузов увеличилась до 144,8 млн. тонн - на 7,8% к уровню 2013 года.
По итогам 2013 года общий объем перегрузки грузов по Северному морскому пути составил 2,82 млн. т, в том числе генеральных - 1,633 млн. т, угля 0,42 млн. т, руды - 0,03 млн. т, нефтепродуктов - 0,61 млн. т, газового конденсата - 0,13 млн. тонн.
Перевозки грузов. В 2013 году объемы перевозки грузов морским транспортом составили 16,7 млн. т (90,9% к уровню 2012 года), из них в заграничном плавании - 8,3 млн. т (49,5% к уровню 2012 года), коммерческий грузооборот - 39,4 млрд. т-км или 86,9% к уровню 2012 года.
Объем перевозок морским транспортом, с учетом прогнозируемого снижения тоннажа морского флота, уменьшится в 2014 году на 8,1% против уровня 2013 года и составит 15,3 млн. тонн. Грузооборот также снизится на 24,2% против уровня 2013 года и составит 30 млрд. т-км.
Столь резкое падение показателей вызвано, прежде всего, изменением методологии сбора статистической информации (перевозка на судах класса "река-море" теперь относится к внутреннему водному транспорту, а не морскому).
На сокращение показателей работы морского транспорта также оказывают влияние следующие факторы: неблагоприятная конъюнктура мирового рынка, уменьшение физических объемов экспортных грузов, снижение количества договоров на перевозку грузов судами под флагом Российской Федерации, передача судов под иностранный флаг и рост перевозок судами под "удобным флагом" российских судоходных компаний.
В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности морским транспортом завезено 4,1 млн. тонн (101,1% к уровню 2012 года).
Структура перевозок отечественных грузов и, соответственно, структура морского транспортного флота в ближайшие годы не изменится.
Перевозки морским транспортом в значительной степени ориентированы на внешний рынок (экспортно-импортные поставки), поэтому его показатели деятельности очень чувствительны к изменениям конъюнктуры мирового фрахтового рынка и мировой экономики в целом.
Помимо внешних факторов морской транспорт находится в существенной зависимости от эффективности российской портовой инфраструктуры, а также эффективности коммерческого флота, зарегистрированного под флагом Российской Федерации.
В ближайшей перспективе ожидается постепенное увеличение объема перевозок грузов морским флотом, что обусловлено реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства в рамках принятия Федерального закона от 07.11.2011 N 305-ФЗ, строительством новых судов и регистрацией судов в Российском международном реестре судов.
С учетом прогнозируемых темпов роста внутреннего валового продукта в среднесрочной перспективе прогнозируется снижение перевозок грузов морским транспортом, при котором в 2017 году они достигнут 15,4 млн. т (92,6% к уровню 2013 года), а грузооборот 30,1 млрд. т-км (76,4% к уровню 2013 года). Вместе с тем в случае ускоренного роста экономики объем коммерческих перевозок грузов будет больше на 0,7 млн. т (92,6% к 2013 году), а грузооборота - на 1,5 млрд. пасс.-км (80,3 к 2013 году).
К позитивным факторам развития морского транспорта России можно отнести реализацию инновационной программы крупнейшей российской судоходной компании ОАО "Совкомфлот", в рамках которой планируются: разработка и освоение Арктических маршрутов транспортировки углеводородов в Китай, Японию и Юго-Восточную Азию, внедрение инновационных технологических решений по организации круглогодичного обслуживания нефти и газодобывающих компаний на шельфовых месторождениях Арктических морей, поэтапную замену танкерного флота компании энергоэффективными и экологически безопасными судами нового поколения, переход на качественно новый уровень подготовки экипажей судов с применением инновационных средств обеспечения и профессионального отбора специалистов.
Дальнейшее развитие портовых мощностей также будет способствовать повышению независимости транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных морских портов.
Инвестиции. Повышение эффективности коммерческого флота требует значительных инвестиций, поэтому темпы его обновления будут определяться, прежде всего, возможностями российского судостроения, а также доступностью заемных финансовых ресурсов на российском рынке.
На морском транспорте инвестиции в 2013 году составили 45,2 млрд. рублей (117,4% к уровню 2012 года). Инвестиции за счет внебюджетных средств в 2013 году составили 17 млрд. рублей. Объем средств за счет средств федерального бюджета составил 28 млрд. рублей.
При сохранении нынешней тенденции в экономике, темпов роста ВВП, объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь к 2017 году 45 млрд. рублей (24 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета), при ожидаемом уровне 2014 года в размере 44,2 млрд. рублей (27 млрд. рублей - за счет федерального бюджета).
Вместе с тем в случае ускоренного темпа роста экономики уровень финансирования может достичь в 2017 году отметки 59 млрд. рублей (34 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета).
Разница между прогнозируемыми уровнями 2017 года может повлиять на реализацию проектов, связанных со строительством скоростных пассажирских судов (морское такси), автопассажирских паромов, которые станут невозможными в случае замедления темпов развития экономики страны, исходя из приоритетов развития портовой инфраструктуры.
Технологическая оснащенность российских торговых портов не обеспечивает необходимый объем перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, в результате часть российских внешнеторговых грузов, перевозимых с использованием морского транспорта, следует через иностранные порты.
Недостаточное развитие морских портов, в том числе ориентированных на экспорт угольных и зерновых терминалов, а также ориентированных на импорт портовых мощностей для перевалки контейнеров и накатных грузов, остается одной из приоритетных проблем. В рамках сложившихся тенденций проблема будет решаться в основном за счет частных инвестиций.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" ввод производственных мощностей в морских портах составил в 2013 году 30,5 млн. тонн (в 2012 году - 72,5 млн. т, в 2011 году - 29,3 млн. тонн).
В среднесрочной перспективе будут реализовываться комплексные проекты: развитие морского торгового порта Усть-Луга; строительство морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе; развитие морского перегрузочного комплекса "Бронка"; строительство федеральной собственности в морском порту Ванино и морском торговом порту Оля; строительство терминала (угольные грузы) морского порта Ванино в районе Бурный; строительство специализированного порта на Дальневосточном побережье для угледобывающих предприятий, пополнение морского транспортного флота, строительство морских судов обеспечивающего флота, строительство линейных дизель-электрических ледоколов.
В рамках развития портовой инфраструктуры Республики Крым будет осуществлено строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры портов Керчь, Евпатория, Севастополь, Феодосия, а также реконструкция гидротехнических сооружений пассажирского района морского порта Ялта.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей