См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Направления развития научно-технической и инновационной деятельности

Направления развития научно-технической

и инновационной деятельности

Мероприятия по инновационному развитию отраслей промышленности будут реализовываться в рамках отраслевых государственных программ, а также планов и детальных планов-графиков по их реализации.

При этом в условиях принятого после утверждения госпрограмм решения о сокращении бюджета повышаются риски невыполнения целевых показателей госпрограмм.

Государственная политика в инновационной сфере продолжит осуществляться в том числе через "принуждение к инновациям" крупных компаний с государственным участием. Программы инновационного развития таких компаний станут стимулом для повышения конкурентоспособности производства за счет увеличения спроса на существенно улучшенные товары и услуги, инновационные проекты.

На инновационную сферу значительное влияние будут оказывать "дорожные карты" по развитию новых производств и отраслей промышленности, таких как биотехнологии, фотоника, композитные материалы, по поддержке инжиниринга и промышленного дизайна, по градостроительству, утверждение которых завершено к сентябрю 2013 года.

В результате реализации дорожных карт объем производства биотехнологической продукции планируется нарастить с 24 млрд. рублей в 2013 году до 50 млрд. рублей в 2015 году, в том числе объем экспорта - с менее 1 до 10 млрд. рублей; объем продаж гражданской продукции фотоники, произведенной в Российской Федерации, будет увеличен соответственно с 10 млрд. рублей до 25 млрд. рублей, в том числе объем экспорта - с 0,5 до 1,3 млрд. рублей; объем производства продукции из композиционных материалов возрастет с 16,6 млрд. рублей в 2013 году до 50 млрд. рублей в 2016 году, доля экспорта составит 5% против текущего уровня 1%; объем внутреннего рынка инжиниринга планируется нарастить с 1,5 млрд. рублей в 2013 году до 2 млрд. рублей в 2015 году; объем производства продукции в области информационных технологий соответственно возрастет с 250 млрд. рублей до 300 млрд. рублей.

Продолжится поддержка вузовской и академической науки, в том числе в рамках мероприятий Российского научного фонда и федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", утвержденной Правительством Российской Федерации в 2013 году. При этом поддержка по линии Минобрнауки России будет направлена в сторону вузов, усиления конкурсности при отборе проектов и повышения эффективности мер господдержки.

В связи с реорганизацией сферы науки и выделением наиболее эффективных научно-исследовательских организаций с постепенным отсевом неэффективных количество организаций, выполняющих исследования и разработки, сократится к 2016 году по сравнению с 2012 годом на 1,1 процента. Одновременно численность исследователей, выполняющих научные исследования и разработки, сократится на 3 - 6 процентов.

Будет увеличено финансирование научных фондов (Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд). К 2020 году Президентом Российской Федерации поставлена задача доведения объема финансирования Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда до 25 млрд. рублей.

Будет продолжено расширение состава научных фондов. В октябре 2012 г. был создан Фонд перспективных исследований (аналог DARPA), попечительский совет которого в августе 2013 г. утвердил Программу деятельности Фонда перспективных исследований на 2014 - 2016 годы. В ноябре 2013 г. создан Российский научный фонд, одной из функций которого является финансовая и организационная поддержка фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки.

Подпрограммой "Стимулирование инноваций" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2014 - 2016 гг. предусмотрена реализация мероприятий по развитию механизмов поддержки патентования результатов интеллектуальной деятельности на базе институтов развития, созданию системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях с государственным участием, повышению эффективности оказания государственных услуг по регистрации результатов интеллектуальной деятельности, созданию сети центров поддержки технологий и инноваций во взаимодействии со Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

Продолжится поддержка научных исследовательских центров, включая Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт".

Технологические платформы обеспечат коммуникацию между государством, бизнесом, наукой и образованием, сформируют приоритеты инновационного развития соответствующих отраслей промышленности через формирование системы государственной поддержки, учитывающей их стратегические программы исследований.

С учетом реализации мер государственной политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности, затраты на технологические инновации в промышленном производстве к 2016 году могут возрасти на 14 - 15% в реальном выражении. В структуре затрат к 2016 году доля затрат на исследования и разработки возрастет до 16% против 15,1% в 2012 году, доля затрат на приобретение машин и оборудования снизится до 59,5 - 60% против 61 процента.