См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Динамика производства основной продукции нефтепереработки

(млн. тонн)

2013

2014

прогноз

2017 год к 2013 году, %

2015 г.

2016 г.

2017 г.

отчет

оценка

варианты

1

2

1

2

1

2

1

2

Нефть, поступившая на переработку

280,6

287,5

287

287

285

285

281

281

100,1

100,1

Автобензин

38,8

39,1

41,0

42,5

43,5

44,7

45,5

45,7

117,3

117,8

Дизельное топливо

71,6

75,6

77,0

80,7

79,5

86,1

84,8

92,0

118,4

128,5

Мазут топочный

77,0

77,7

74,2

68,4

67,2

57,4

63,6

49,1

82,6

63,8

С учетом предусмотренных в соглашениях с нефтяными компаниями сроков модернизации нефтеперерабатывающих заводов, направленной на увеличение углубляющих процессов, прогнозируется умеренное снижение объемов нефтепереработки до 281 млн. тонн в 2017 году. Глубина переработки возрастет до 76,4 процента. Рост внутреннего спроса на нефтепродукты и снижение эффективности экспорта темных нефтепродуктов приведет к постепенному снижению экспорта нефтепродуктов до 144,2 млн. тонн к 2017 году (прирост на 4,9% к 2013 году). В структуре экспорта произойдет замещение темных нефтепродуктов светлыми нефтепродуктами, однако с учетом предполагаемого налогового маневра темпы снижения экспорта темных нефтепродуктов замедлятся.

Ожидается закрытие ряда небольших неэффективных нефтеперерабатывающих предприятий с низкой глубиной переработки, производство нефтепродуктов на которых не отвечает установленным требованиям в техническом регламенте к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.

Внутренний спрос на автомобильный бензин и дизельное топливо с учетом дальнейшей автомобилизации населения страны, роста грузо- и пассажироперевозок всеми видами транспорта, а также дорожно-строительной техники и механизмов будет иметь в прогнозный период тенденцию увеличения и в 2017 году темп роста внутреннего потребления этих видов моторного топлива составит соответственно 112,1% и 125,1% к 2013 году.

С учетом намечаемой реконструкции, модернизации и строительства новых нефтеперерабатывающих предприятий пик инвестиционной активности нефтяных компаний в производство нефтепродуктов придется на 2015 год. Инвестиции в основной капитал за период 2015 - 2017 гг. ожидаются в объеме более 1,1 трлн. рублей.

Производительность труда на одного работающего в нефтеперерабатывающем секторе к 2017 году по сравнению с 2013 годом из расчета выпуска автомобильного бензина и дизельного топлива из одной тонны нефти возрастет на 22,6 процента.

Объем переработки нефти во 2 варианте прогнозируется на уровне базового варианта, но с более высокой глубиной переработки до 81,6% к 2017 году, что позволит за счет увеличения выхода светлых нефтепродуктов обеспечить намечаемый рост внутреннего потребления моторных топлив. При этом экспорт нефтепродуктов во 2 варианте также будет снижаться и к 2017 году прогнозируется на 2,5 млн. тонн меньше, чем в базовом варианте.

При разработке прогноза учитывались технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (оборот автомобильных бензинов и дизельного топлива класса "Евро-3" - до 31 декабря 2014 г., класса "Евро-4" - до 31 декабря 2015 г. и по классу "Евро-5" срок не ограничен), подпрограмма "Развитие нефтяной отрасли" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" и генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года в части развития нефтеперерабатывающей промышленности.