См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Темпы роста мировой экономики, %

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Мир

3,9

3,2

3,0

3,3

3,7

3,9

4,0

США

1,8

2,8

1,9

2,0

2,9

3,1

3,1

Еврозона

1,6

-0,7

-0,4

0,9

1,4

1,5

1,6

Германия

3,4

0,9

0,5

1,5

1,6

1,6

1,5

Франция

2,0

0,0

0,3

0,5

1,2

1,4

1,7

Италия

0,5

-2,4

-1,9

0,4

0,8

1,2

1,4

Великобритания

1,1

0,3

1,8

3,0

2,6

2,2

1,8

Япония

-0,5

1,4

1,5

1,1

1,3

1,1

1,0

Китай

9,3

7,7

7,7

7,2

7,0

7,0

6,8

Индия

6,6

4,7

4,4

5,4

6,1

6,5

6,5

Бразилия

2,7

1,0

2,3

0,7

1,3

2,9

2,9

В 2014 году экономика США увеличится на 2 процента. После спада в I квартале экономический рост быстро восстановился в результате оживления внутреннего спроса, роста запасов, машиностроительного экспорта, инвестиций в основной капитал. Ожидается, что благоприятные экономические тенденции уже в 2015 году возвратят рынок труда Америки в "исторически нормальное" состояние, что возобновит цикл роста ключевых ставок. В то же время это не приведет к резкому снижению стоимости активов и существенному росту кредитных ставок. Удастся избежать значительного сокращения инвестиционных ресурсов, а Казначейство США будет иметь возможность размещать активы, необходимые для финансирования дефицита бюджета, на приемлемых для инвесторов условиях, не вызывающих значительного повышения стоимости обслуживания госдолга.

Настроения и кредитоспособность американских потребителей и корпоративного сектора, конкурентоспособность американских товаров, дешевый кредит и рост занятости будут обеспечивать устойчивый рост спроса и приток инвестиций. Медленный рост издержек будет стимулировать американские предприятия к возвращению производств на территорию США, американская энергетика будет претендовать на лидирующие мировые позиции, обеспечивая растущую долю потребности внутреннего рынка и увеличивая конкурентные преимущества, удерживая цены энергоресурсов на относительно невысоком уровне.

Рост производительности и низкие издержки в экономике США будут способствовать росту промышленности, расширению экспорта и укреплению позиций американских товаров и услуг на внешних рынках, особенно в секторах высокотехнологичного машиностроения, гражданской и военной авиатехники и услуг. Несмотря на рост долгосрочных процентных ставок, рынок жилья будет восстанавливаться, создавая условия для роста потребительских расходов. Динамика инвестиций в жилищное строительство в США в 2014 - 2017 гг. может приближаться к десятипроцентной траектории роста. По темпам роста инвестиций в основной капитал США сохранят лидерство среди развитых стран, а среди стран большой двадцатки будут уступать только Китаю.

В 2015 - 2017 гг. возможно ускорение роста экономики США до уровней близких к 3%, основанное на инвестиционной активности, росте производительности, нормализации рынка труда, расширении потребления населения и продолжении нормализации жилищного сектора американской экономики.

Экономика стран общей европейской валюты в 2012 - 2013 гг. под влиянием мер нормализации бюджетов и оздоровления балансов, факторов монетарного стимулирования внутреннего спроса, укрепления устойчивости рефинансирования долговой нагрузки постепенно уменьшила темпы спада: с 0,7% в 2012 году до 0,4% в 2013 году.

В 2013 году Евросоюзу удалось сократить дефицит бюджета с 3,9 до 3,3%, в 2014 году консолидация расходов позволит уменьшить дефицит бюджета до 2,6% ВВП. Германия смогла ликвидировать дефицит и свести сбалансированный бюджет, сохраняется устойчивое положительное сальдо текущего счета - 7,3% ВВП.

Прогноз экономической динамики европейских стран базируется на возможности оживления потребительского спроса, обусловленного сокращением масштабов бюджетной консолидации. Стабилизация экономики стран общей валюты будет поддерживаться стимулирующей монетарной политикой, рекордно низкими базовыми ставками, реализацией мер уменьшения финансовой фрагментации, укрепления европейских интеграционных механизмов. Скажутся результаты работы единого надзорного механизма банковского сектора на основе Европейского центрального банка, что даст возможность сократить финансовую фрагментацию стран монетарного союза.

Восстановление экономики Еврозоны прогнозируется в 2014 году темпом, не превышающим 1 процент. К 2017 году позитивная динамика ускорится до 1,6% в случае успешной реализации планов создания банковского союза, восстановления инвестиций, кредита и потребительской активности.

Тем не менее сохраняются риски более длительного периода завершения рецессии европейской экономики. На фоне высокой задолженности домашних хозяйств и вялого спроса рост цен продолжает снижаться, закручивая дефляционную спираль, которую не удерживает даже угроза отрицательной базовой ставки Европейского центрального банка.

Динамика развивающихся стран и стран с переходной экономикой замедлилась в 2012 - 2013 гг. с 5,1 до 4,7 процента. Негативно влияли снижение внешнего спроса, риски финансовой стабильности и изменение направлений потоков капитала.

Перспектива сворачивания США программы выкупа собственных долговых обязательств привела к существенному ослаблению валют в Аргентине, ЮАР, Индии, Индонезии, Бразилии, Турции и некоторых других странах и вынудила их принять экстренные меры для защиты национальных валют и нормализации балансов. Соответственно, это отразилось и на более существенном торможении темпов их роста.

В экономике Китая будет продолжаться политика управляемого умеренного снижения темпов роста при сохранении платежеспособности ведущих китайских банков и заемщиков. Темпы роста ВВП Китая удержатся в сравнительно высоком диапазоне 6,8 - 7,2% под влиянием мер стимулирования внутреннего спроса и прежде всего роста доходов и потребления домашних хозяйств. Монетарная политика обеспечит гарантии платежеспособности ведущих китайских банков и крупных заемщиков.

Вместе с тем прогнозный период характеризуется неопределенностью перспектив как сохранения устойчивой высокой динамики развивающихся стран, так и колебаниями темпов восстановления экономик развитых стран. Появляются новые геополитические риски, которые могут привести к постепенному свертыванию сложившейся системы международного экономического сотрудничества, функционированию валютно-финансовых и торговых институтов, усилению протекционизма.