См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Обеспечение сбалансированности на федеральном уровне

Базовый вариант прогноза предполагает при формировании расходной части федерального бюджета использование действующего бюджетного правила, при котором федеральный бюджет на 2015 - 2017 гг. будет сбалансирован при базовой цене на нефть 96 долларов США за баррель при прогнозной оценке на тот же период 100 долларов США за баррель ежегодно. Таким образом, учитывая превышение прогнозной цены на нефть над базовой ценой, в 2015 - 2017 гг. планируется пополнение Резервного фонда дополнительными нефтегазовыми доходами в объемах 0,5 - 0,6% ВВП. Однако, несмотря на планируемое пополнение Резервного фонда, существуют также риски неисполнения программы приватизации федерального имущества и программы заимствований в полном объеме, что может потребовать замещения недополученных средств за счет дополнительных нефтегазовых доходов и/или средств Резервного фонда.

По оценке Минэкономразвития России, в 2014 году ожидается незначительный дефицит федерального бюджета в объеме 0,02% ВВП, при этом в 2015 - 2017 гг. дефицит федерального бюджета повысится до 0,6% ВВП. После временного повышения ненефтегазового дефицита федерального бюджета в 2015 году до 10,2 - 10,5% ВВП в 2017 году он снизится до 9,7% ВВП.

Вместе с тем в части обеспечения сбалансированности федерального бюджета, а также выхода в среднесрочной перспективе на приемлемые темпы экономического роста в сложившихся непростых для экономики условиях в базовом варианте учтены следующие первоочередные решения.

Во-первых, предусмотрены расходы федерального бюджета, направленные на обеспечение экономического роста, связанные с поддержкой приоритетных направлений, включая поддержку промышленности, развитие транспорта, формирование и реализацию экспортного потенциала, развитие науки и инновации. Объем данных расходов составляет в 2015 - 2017 гг. от 100 до 300 млрд. рублей ежегодно.

Во-вторых, в базовом варианте предусматривается реализация мероприятий по оптимизации расходов федерального бюджета и сокращению целого ряда неприоритетных расходов. К неприоритетным расходам федерального бюджета прежде всего относятся расходы, которые не оказывают значительного эффекта на экономический рост и могут быть профинансированы в более поздние сроки и в меньших объемах. Объем закладываемой в базовый вариант экономии от реализации вышеуказанных мер составит до 180 млрд. рублей ежегодно.

В-третьих, в базовом варианте закладывается значительная мобилизация дополнительных ресурсов в 2015 году - в объеме около 850 млрд. рублей. Основными направлениями мобилизации являются следующие решения:

отмена "порогового значения" базы для начисления страховых взносов в систему обязательного медицинского страхования;

продление на 2015 год моратория на передачу страховых взносов на накопительную пенсию.

Реализация всех вышеуказанных предпосылок позволяет сформировать сбалансированный бюджет в базовом варианте.