См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

2.10. Основные макроэкономические параметры умеренно-оптимистичного варианта прогноза

2.10. Основные макроэкономические параметры

умеренно-оптимистичного варианта прогноза

Второй (умеренно-оптимистичный) вариант предполагает осуществление ряда мер стимулирующего характера, прежде всего направленных на повышение инвестиционной активности, рост потребительского спроса, повышение эффективности и конкурентоспособности экономики. Этот комплекс мер включает осуществление ряда инфраструктурных и высокотехнологичных проектов, в том числе за счет увеличения государственных инвестиций, поддержку кредитования ряда секторов экономики, расширение возможностей для кредитного финансирования инвестиций частного сектора.

Умеренно-оптимистичный вариант предполагает усиление стимулирующей составляющей бюджетной политики. Расходы по государственным программам Российской Федерации (включая расходы инвестиционного характера) формируются с учетом дополнительных расходов на науку, транспорт и инфраструктуру. Расходы на национальную оборону и национальную безопасность предполагают восстановление объемов финансирования федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы" в 2017 году.

Вариант предполагает расширение базового списка проектов, финансируемых из Фонда национального благосостояния и возможности использования 100% средств Фонда национального благосостояния, в том числе на докапитализацию банковской системы.

Для расширения ресурсной базы предполагается доходы от управления средствами нефтегазовых фондов направлять непосредственно в доходы федерального бюджета. Нормативную величину Резервного фонда предлагается снизить с 7% ВВП до 5% ВВП, при этом при ее достижении отказаться от перечислений в Фонд национального благосостояния, а полностью использовать ресурс для финансирования инвестиционных проектов федерального бюджета.

Активная государственная политика обеспечивает в среднем в 2015 - 2017 гг. ежегодный прирост государственных капитальных вложений (с учетом инвестиций за счет средств Фонда национального благосостояния) до 7,4% против 1,9% в первом варианте.

Вариантом предусматривается расширение возможностей кредитного финансирования инвестиций частного капитала, в том числе за счет докапитализации банковской системы. Среднегодовые темпы прироста кредитов нефинансовым организациям в 2015 - 2017 гг. увеличатся до 15 - 17 процентов. Это позволит увеличить среднегодовой темп роста инвестиций частных компаний в 2015 - 2017 гг. (за исключением компаний инфраструктурного сектора) до 7,1% против 3,7% в первом варианте.

Таким образом, средний темп прироста инвестиций в основной капитал за счет всех источников в 2015 - 2017 гг. составит около 6% в год, что на 3,8 п. п. выше, чем в условиях первого варианта.

В более благоприятных экономических условиях умеренно-оптимистичного варианта снижение безработицы в 2015 - 2017 гг., после ускоренного роста во второй половине 2014 года, будет происходить значительно быстрее, и к 2017 году она снизится до 5,6% от численности экономически активного населения. В результате, численность занятого населения после снижения в 2015 году до 67,5 млн. человек, в 2016 - 2017 гг. стабилизируется на уровне 67,6 млн. человек (67,3 млн. человек в варианте 1).

В отличие от базового варианта в умеренно-оптимистичном варианте предполагается ускоренное увеличение заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы начиная с 2015 года. При этом для прочего персонала бюджетной сферы начиная с 2015 года предполагается более высокий размер индексации - на средний темп роста между инфляцией и заработной платой в целом по экономике за предыдущий год. По такому же принципу предполагается с 2016 года индексировать расходы на денежное довольствие военнослужащих. Данная мера, в условиях сниженного относительно базового варианта инфляционного фона, позволит сохранить реальный рост заработной платы бюджетников в 2015 году даже в условиях пропуска индексации в 2014 году - на уровне 0,4 процента.

Кроме того, в умеренно-оптимистичном варианте установление тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов предусматривается с 2016 года (в базовом варианте - с 2015 года). Таким образом, в результате более низкого инфляционного фона и меньшей нагрузки на заработную плату компании получают больше возможностей для повышения заработной платы в реальном выражении в 2015 году. В целом рост реальной заработной платы по экономике ускорится с 2% в 2015 году до 5,9% в 2017 году.

С учетом более благоприятной экономической ситуации вариант предполагает ускорение роста доходов населения от собственности и предпринимательской деятельности. В результате средний темп роста реальных располагаемых доходов в 2015 - 2017 гг. составит 3,5% против 2,1% в базовом варианте.

В результате уровень бедности к 2017 году снизится до 9,9% (против 10,2% по базовому варианту).

Ускорение роста доходов населения обеспечит высокие темпы роста потребительского спроса. Положительное влияние на динамику потребления будет также оказывать расширение потребительского кредитования. Прирост кредитного портфеля населению в 2015 - 2017 гг. составит 17 - 19%, что на 3 - 7 п. п. выше, чем в базовом варианте. С учетом этих факторов динамика оборота розничной торговли ускорится с 1,9% в 2013 году до 4,8% в 2017 году, его средний темп роста в 2015 - 2017 гг. будет выше, чем в базовом варианте, на 1,6 п. п. и составит 3,9 процента.

Умеренно-оптимистичный вариант предусматривает успешную реализацию запланированных мер по поддержке экспорта, что позволит к 2018 году достичь существенного наращивания объемов экспорта промышленной продукции высокой степени обработки (в 2 раза по отношению к 2011 году).

Экспорт нефти и газа также выше, чем в базовом сценарии. Во втором варианте предусматривается увеличение добычи нефти к уровню базового варианта за счет отсутствия ограничений в инвестиционных возможностях по отдельным новым проектам и развитию инновационных технологий, а также снижения рисков переноса сроков реализации проектов по освоению трудноизвлекаемых запасов. При этом весь прирост добычи нефти будет направлен на экспорт. Вариантом предусматривается восстановление роста поставок газа в Европу, стабилизация поставок газа на Украину на уровне 20 млрд. куб. м в год, более динамичное развитие газохимии и других газоемких производств в России. В результате к 2017 году добыча газа возрастет до 696 млрд. куб. м, а экспорт трубопроводного газа - до 196 млрд. куб. метров.

Таким образом, предполагается повышение темпов физического объема товарного экспорта дополнительно на 0,8 - 1,5 п. п. в год по сравнению с базовым сценарием, а стоимостные объемы в 2015 - 2017 гг. дополнительно прирастут на 8 - 19 млрд. долларов США.

Умеренно-оптимистичный вариант также предполагает существенное повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке. Активная модернизация сельского хозяйства и обрабатывающих производств промышленности позволит интенсифицировать процессы импортозамещения.

За период 2015 - 2017 гг. промышленное производство увеличится на 9,1%, что на 3,6 п. п. выше, чем в базовом сценарии. Опережающими темпами будут расти обрабатывающие производства - прирост за три года составит 12,6 процента. Вслед за ростом инвестиционного спроса наибольшие темпы роста будут характерны для отраслей машиностроения (производство транспортных средств и оборудования возрастет на 20,9%, производство машин и оборудования - на 20,1%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 13,6%) и производства прочих неметаллических минеральных продуктов (прирост за три года составит 12 процентов). Из промежуточных производств наибольшие темпы роста будут характерны для отраслей, совмещенных с производством товаров инвестиционного назначения (химическое производство увеличится на 17,9%, производство резиновых и пластмассовых изделий на 22%, обработка древесины и производство изделий из дерева на 10%, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий на 11 процентов). Высоких темпов роста к 2017 году достигнут отрасли потребительского назначения: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака возрастет на 12,5%, текстильное и швейное производство - на 13,5%, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви - на 16,5 процента.

Таким образом, в условиях второго варианта с 2015 года рост ВВП начинает ускоряться и в целом за год составит 3,3 процента, а в 2016 - 2017 гг. экономический рост составит 3,3 - 4,3 процента. В среднем за период 2015 - 2017 гг. ежегодный прирост ВВП более чем на 1,4 п. п. выше, чем в базовом варианте.