2.9. Риски базового варианта прогноза
В условиях усиления геополитической напряженности сохраняется высокая неопределенность траектории дальнейшего экономического развития. Базовый сценарий основан на относительно благоприятных геополитических условиях, которые предполагают отсутствие дальнейших серьезных экономических санкций и относительное снижение напряженности уже в 2015 году. Это ослабит геополитические риски и поможет возобновлению роста инвестиций в основной капитал. Условия, при которых внешнеполитическая напряженность может сохраняться в течение более длительного периода времени, чем предусмотрено в прогнозе, обеспечивают преобладание негативных рисков. В долгосрочный период санкции могут оказать существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости, а также ухудшение условий и сокращение возможностей для модернизации при ограничении импорта технологий, инвестиций и передовых практик. Иными словами, несмотря на понижение предыдущих оценок траектории экономического развития в 2015 - 2017 гг., вероятность более сильного замедления экономической динамики превосходит вероятность того, что рост будет более высоким, чем в базовом варианте прогноза.
Реализация рисков ухудшения внешнеполитических условий может вести к ухудшению условий заимствования, росту премий за риск и усилению оттока капитала. Это приведет к дальнейшему ослаблению обменного курса, росту инфляции и ухудшению потребительской уверенности. Снижение стоимости активов может существенно снизить устойчивость банковской системы и привести к сжатию кредита.
В условиях роста общей неуверенности и снижения экономической активности можно ожидать более сильного сокращения инвестиций в основной капитал. Рассматривается возможность сокращения инвестиционных планов компаний инфраструктурного сектора в связи с ужесточением условий привлечения заемных средств на внешних рынках. Поскольку дальнейшие возможности по поддержанию и наращиванию добычи нефти и газа сопряжены с переходом на более трудноизвлекаемые месторождения и развитием новых регионов добычи со сложными условиями разработки, а также применением дорогостоящих инновационных технологий, что потребует значительных инвестиционных затрат. В условиях эскалации санкций это является вызовом для компаний топливно-энергетического комплекса и требует дальнейшего стимулирования со стороны государства.
Прогноз инфляции на 2014 год был повышен до 7,5%, при этом сохраняются риски недооценки эффекта введения санкций на часть продовольственной продукции. Основной риск связан с нарастанием разбалансированности рынков социально значимых товаров (прежде всего товаров молочной и мясной групп и другой белковой продукции) во многом из-за сокращения импорта продовольственного сырья для промышленной переработки (на долю импорта сырья в объеме продовольственного импорта приходится свыше 40 процентов). Замещение импорта сырья из стран, подпавших под санкции, более дорогим импортом будет повышать цены (в издержках мясной и молочной промышленности сырье составляет от 70 до 85 процентов). Такая ситуация приведет к сокращению производства и потребления, а также росту цен на другие продукты за счет переключения спроса и перераспределения торговой наценки во избежание всплеска цен.
Более высокий, чем прогнозируется, рост потребительских цен в конце 2014 года повысит среднегодовой уровень инфляции в 2015 году, что будет негативно воздействовать на динамику реальных показателей в социальной сфере и может привести к более низкому уровню потребления.
Негативные риски преобладают и в прогнозе заработной платы. Повышение заработной платы работников бюджетной сферы, предусмотренное в базовом варианте прогноза, предполагается как за счет увеличения бюджетного, так и внебюджетного финансирования. В условиях роста общей неуверенности и снижения экономической активности существуют риски снижения объема привлечения средств из внебюджетных источников. Другими рисками в сфере оплаты труда могут оказаться недооценка негативного влияния на динамику оплаты труда во внебюджетном секторе ожидаемого роста безработицы, а также расширение базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения. В совокупности указанные факторы могут привести к отрицательному росту реальной заработной платы в 2015 году и существенному замедлению темпов роста заработной платы в 2016 - 2017 годах.
В основных вариантах прогноза предполагается, что доля отечественного производства на внутреннем рынке будет повышаться. Рост спроса на импорт будет существенно ниже, чем рост спроса на отечественную продукцию. Будет реализован потенциал импортозамещения в секторе продовольственных товаров. Это означает, что отмена санкций, введенных Россией по ограничению импорта продовольствия, в августе 2015 г. приведет лишь к частичному (не больше четверти) возврату запрещенной к ввозу продукции. В то же время высокая себестоимость отечественных сельскохозяйственных товаров и низкие темпы модернизации инфраструктуры накладывают негативные риски на данное предположение. В части машиностроительной продукции импортозамещение может также быть менее интенсивным в результате сохранения на невысоком уровне конкурентоспособности отечественной продукции, в том числе из-за низких объемов осуществления опытно-конструкторских и научно-исследовательских разработок в области развития технологий, а также низкого уровня процессов технологического обновления.
Факторы большего снижения цены в результате опережающего роста предложения нефти рассматриваются как равновероятные с факторами более высокой цены на нефть, связанной с сохранением высокого роста спроса и с нестабильностью поставок. Для тестирования экономики на развитие при более низких ценах на нефть рассмотрен вариант А.
Одним из основных внутренних рисков прогноза является достаточно жесткий ориентир по инфляции, таргетируемой Банком России. В условиях высокой зависимости инфляции от ослабления обменного курса и других факторов со стороны издержек, форсированные меры по подавлению инфляции будут требовать дальнейшего сохранения высоких процентных ставок, что приведет к сокращению объемов банковского кредитования, что снизит экономическую активность. При этом реализация базового варианта прогноза предполагает сохранение двузначного роста кредитования на протяжении всего периода 2014 - 2017 годов. Это позволяет частично рефинансировать внешнюю задолженность, а также поддержать восстановление инвестиций и снизить норму чистых сбережений населения до однозначных значений с 2016 года. Вероятности реализации позитивных событий, которые могут обеспечить ускорение роста по отношению к базовому варианту, в основном учтены в умеренно-оптимистичном сценарии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей