См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Сбережение и инвестиции

Формирование валового сбережения национальной экономики в прогнозный период при принятых сценарных условиях будет характеризоваться нисходящим трендом его относительного уровня в 2014 - 2017 годах. Замедление номинального роста сбережения приведет к снижению его относительной величины с 24,5% ВВП в 2014 году до 24% ВВП в 2017 году. Несмотря на формирование понижательного тренда, норма сбережения в экономике останется на достаточно высоком уровне.

Ситуация в секторах в прогнозный период будет характеризоваться разнонаправленными изменениями. Относительный уровень сбережений в секторе государственного управления последовательно снизится, в то время как в секторе финансовых корпораций - возрастет, а в секторах нефинансовых корпораций и домашних хозяйств будет снижаться вплоть до 2016 года, после чего возможен их рост.

Межсекторные пропорции сберегаемых ресурсов также изменятся. Так, к 2017 году удельный вес сбережений сектора государственного управления в общем объеме сбережений снизится до 18,7% по сравнению с 22,5% в 2014 году, а сектора домашних хозяйств - до 30,1% по сравнению с 32,8% соответственно. В остальных секторах возможен повышательный тренд. Доля нефинансовых корпораций возрастет с 34,5% до 39,8%, а финансовых корпораций - с 9,2% до 10,6 процента.

Инвестиционная активность в среднесрочной перспективе возрастет. Ресурсы экономики, направляемые на валовое накопление, могут увеличиться с 19,7% ВВП в 2014 году до 21,4% ВВП в 2017 году. Это станет возможным при повышении степени использования внутренних ресурсов. В этом случае в 2016 - 2017 гг. на финансирование валового накопления следует направлять порядка 83% внутреннего сбережения, в то время как в 2014 году на эти цели будет использовано только 82,2 процента.

В секторальном разрезе основной вклад в восстановление инвестиционной активности внесут нефинансовые корпорации при поддержке домашних хозяйств. Относительный уровень валового накопления нефинансовых корпораций вырастет к 2017 году до 14,1% ВВП по сравнению с 12,3% ВВП в 2014 году. Норма накопления домашних хозяйств в течение 2014 - 2017 гг. стабилизируется на уровне 4,7 - 4,9% ВВП. Рост приобретения недвижимости населением возможен лишь в случае существенного наращивания предложения и улучшения ситуации в жилищном строительстве. Удельный вес инвестиционных расходов финансовых корпораций сохранится на уровне менее 1% ВВП.

Валовое накопление сектора государственного управления при планируемых параметрах инвестиционных расходов бюджетной системы в 2014 - 2016 гг. в относительном выражении останется на стабильном уровне - 2 - 2,1% ВВП. При этом значительные объемы капитальных трансфертов, передаваемых из бюджета нефинансовым корпорациям и домашним хозяйствам, будут способствовать повышению и поддержанию инвестиционной активности не только в этих секторах, но и в целом в экономике.

В распределении накапливаемых ресурсов качественных изменений не произойдет. Сектор нефинансовых корпораций продолжит обеспечивать 62 - 65% всех инвестиционных расходов экономики. Доля сектора домашних хозяйств стабилизируется на уровне 23%, а доля государства не превысит 10% от общего объема накопления в экономике.

Опережающая потребность в масштабном финансировании инвестиционных программ по сравнению с ростом внутренних сбережений приведет к необходимости замедлить чистый вывоз капитала частным сектором за рубеж.

В прогнозный период национальная экономика продолжит оставаться кредитором остального мира, но при этом объемы чистого кредитования будут последовательно снижаться с 4,3% ВВП в 2014 году до 2,6% ВВП в 2017 году, что отражает уменьшение степени финансирования зарубежных стран Россией. В разрезе секторов заемщиками недостающих ресурсов продолжают оставаться корпорации (3,2 - 4,1% ВВП). Финансовые корпорации, домашние хозяйства и сектор государственного управления - остаются кредиторами (суммарно 6 - 7,3% ВВП).