См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Таможенно-тарифная политика

В 2015 - 2017 гг. реализация таможенно-тарифной политики будет проходить в условиях переориентации внешнеэкономических отношений, в том числе из-за мировой нестабильности, связанной с развитием сценария введения новых торговых ограничений.

Так, решение приоритетных задач, направленных на модернизацию экономики, ввиду недружественных действий отдельных стран потребует переориентации импорта необходимого современного, высокотехнологичного оборудования с традиционных рынков центральной Европы, США, Японии на страны Востока и Юго-Восточной Азии.

Существует вероятность дальнейшей эскалации проводимой в отношении Российской Федерации санкционной политики, что потребует применения ответных мер в области как ограничения внешней торговли, так и усилий, направленных на диверсификацию существующих внешнеэкономических связей.

В связи с активными действиями Европейского союза по заключению соглашений об ассоциации со странами Восточной Европы (Украина, Молдавия, Грузия, потенциально другие страны) и о несовместимости таких зон свободной торговли с действующими нормами как технического, так и санитарно-фитосанитарного регулирования, а также прямым влиянием либерализации таможенного тарифа стран на взаимную торговлю с Россией, потребуется экспертная работа по сокращению негативного влияния действия таких соглашений вплоть до перехода на непреференциальный режим торговли с такими странами.

Одновременно планируется дальнейшее расширение Таможенного союза. С 1 января 2015 г. начнет функционировать Евразийский экономический союз - интеграционное объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. О своем желании присоединиться к Евразийскому экономическому союзу уже заявили Армения и Киргизия. Подготовлен Договор о присоединении Республики Армения и дорожная карта по вступлению в Таможенный союз (в дальнейшем в Евразийский экономический союз) Киргизской Республики. Согласно информационным сообщениям, интерес к присоединению к Таможенному союзу проявляют целый ряд стран - Турция, Индия и другие.

Реализация проводимой политики импортозамещения возможно потребует более активной работы по увеличению ставок таможенных пошлин в допустимых рамках обязательств ВТО на товары, конкурентоспособные аналоги которых уже производятся в Российской Федерации, а также продолжения активной работы в части соблюдения принципа эскалации таможенного тарифа путем снижения ставок на комплектующие и сырье, необходимое для освоения либо развития производственных мощностей отечественных товаропроизводителей, что необходимо как для импортозамещения, так и для успешной работы на глобальном рынке.

Определяющее влияние на таможенно-тарифное регулирование импорта Таможенного союза будут оказывать обязательства России в ВТО. Средневзвешенный уровень тарифной защиты, зафиксированный в едином таможенном тарифе Таможенного союза, с января по сентябрь 2014 г. составил 7,8 процента.

С 1 сентября 2014 г. произошло очередное снижение таможенного тарифа в рамках тарифных обязательств Российской Федерации в ВТО. По параметрам, зафиксированным в Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, средневзвешенная ставка в период с 1 сентября по 31 декабря 2014 г. составит 7,25 процента. В среднем по 2014 году - 7,54 процента. В 2015 году снижение средневзвешенной ставки составит 0,48 п. п. (в среднем до 7,06%), в 2016 году - 0,45 п. п. (в среднем 6,61%) и в 2017 году - 0,78 п. п. (в среднем 5,83 процента).

Подготовка Основных направлений таможенно-тарифной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, в том числе пересчет средневзвешенных ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, будет начата в ноябре 2014 года.