Индекс производства продукции текстильного и швейного производства в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил 104,3%, производства кожи, изделий из кожи и производства обуви - 95,6 процента.
В 2013 году либерализация доступа иностранных товаров легкой промышленности на внутренний рынок в связи со вступлением России в ВТО не привела к усилению иностранной конкуренции.
Кроме того, на структуру внутреннего рынка значительное влияние оказал фактор перераспределения товарных потоков в странах - членах Таможенного союза. В условиях функционирования Таможенного союза для недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности становится более привлекательным декларировать в других странах - членах Таможенного союза товары, предназначенные для реализации в Российской Федерации.
Объем ввоза товаров в 2013 году, несмотря на снижение ставок ввозной таможенной пошлины в рамках тарифных обязательств Российской Федерации перед ВТО, во многих случаях сократился как по стоимости, так и по физическому объему, в целом составив в стоимостном выражении 103,6%, по физическому объему - 98,0 процента.
В 2013 году отмечается усиление импортозамещения, однако этот процесс в легкой промышленности не имеет устойчивого характера, поскольку его катализатором отчасти является снижение уровня жизни населения.
Указанная тенденция сохранится в 2014 году, о чем свидетельствуют официальные данные по объемам импорта товаров легкой промышленности за первое полугодие 2014 г. (по стоимостному объему - 93,2%, по физическому объему - 92,8 процента).
Сложившаяся ситуация в 2013 году оказала положительное влияние на темпы экспорта товаров легкой промышленности, так как на экспортную составляющую производства влияет состояние внутреннего рынка. Тем не менее, в стоимостном выражении экспорт только достиг уровня 2011 года после "провального" 2012 года.
За первое полугодие 2014 г. объемы экспорта в стоимостном выражении составили 125,4%, по физическому объему - 137,2 процента. Данный фактор свидетельствует об устойчивой тенденции восстановления объемов экспорта за счет возросшей конкурентоспособности российской экспортной продукции.
Стоимостные объемы экспорта в 2014 году, по оценке Минэкономразвития России, составят 110,7% к уровню 2013 года при росте физических объемов на 15,3 процента.
Текстильное производство в 2013 году сохранило устойчивое положение (104,0%) благодаря значительному росту производства тканей из синтетических и искусственных волокон и нитей (149,3%), представляющих сильную конкуренцию импортному аналогу. Однако производство тканей из натуральных волокон (хлопчатобумажных, шерстяных и льняных) неуклонно сокращалось (94,2%, 90,8% и 82,0% соответственно).
Швейное и обувное производство возросло до 105,6% и 111,0% соответственно. Темпы роста по физическому объему аналогичных импортных товаров имели отрицательную динамику (по одежде - 97,3%, обуви кожаной - 99,7%), что может свидетельствовать об усилении процесса импортозамещения.
За январь - июль 2014 г. производство тканей (шерстяных, хлопчатобумажных и льняных) имело отрицательную динамику (88,6%, 91,8% и 79,1% соответственно), что свидетельствует о крайне тяжелой ситуации в данном секторе текстильной промышленности. Низкие показатели загрузки мощностей по производству шерстяных и льняных тканей свидетельствуют о том, что реально мощности сохранены только на 30 - 40% предприятий. Загрузка мощностей в 2013 году по тканям льняным составила 17,0%, шерстяным - 28,6%, хлопчатобумажным - 61,0 процента.
Данный фактор говорит также о несоответствии производимой продукции потребностям рынка. Востребована продукция нового поколения, для производства которой необходимо как более качественное сырье (лен длинноволокнистый, шерсть тонкорунная), так и химические волокна и нити, используемые в качестве компонентов в смеси с основным сырьем. Необходима современная отделка тканей, которая в России не развита. В ближайшей перспективе улучшение ситуации не предвидится.
Реализация инвестиционных проектов затруднительна из-за сложного финансового состояния предприятий отрасли. Необходима адресная поддержка со стороны государства, в противном случае деградация ткацкого производства будет продолжаться.
Низкий уровень рентабельности текстильного производства ограничивает возможность привлечения кредитных ресурсов. Рентабельность за 2013 год и I квартал 2014 г. составила по ткацкому производству -2,8% и 6,8% соответственно, по отделке тканей - -14,2% и 0,7% соответственно.
Тем не менее в текстильном производстве определились перспективные направления для развития текстильной промышленности: это производство тканей из синтетических и искусственных волокон и нитей (108,8% за январь - июль 2014 г.) и тканей кордных из высокопрочных полиамидных, полиэфирных нитей (115,8%), востребованных смежными отраслями.
Для сохранения основы текстильного производства - производства тканей - необходимо внедрение в производство инновационной составляющей, что позволит расширить спектр спроса и придаст устойчивость бизнесу.
Производство одежды развивается высокими темпами (115,6% за январь - июль 2014 года). Практически единственное ограничение для его успешного развития - неравноправная конкуренция на рынке.
Рентабельность производства одежды за 2013 год составила 18,3%, за первый квартал 2014 г. - 14,9 процента.
Учитывая, что доля швейного производства составляет порядка 40% в общем объеме производства легкой промышленности, поддержка данного производства посредством решения вопроса по применению в Российской Федерации маркировки наиболее налогоемких чувствительных товаров, к которым возможно отнести товары швейной промышленности, позволили в значительной степени "очистить" рынок от контрафактной продукции.
Проблемы в обувном производстве как внутренние, связанные с обеспечением кожевенным сырьем, так и внешние, выраженные в ограничении сбыта продукции из-за недобросовестной конкуренции на рынке. Так, объемы производства кожсырья (хромовых кожтоваров) в 2013 году составили 91,9%, за январь - июль 2014 г. - 84,3%, несмотря на установление вывозных пошлин на кожевенный полуфабрикат с IV квартала 2013 г. в размере 450 евро за одну тонну кожсырья.
Значительные объемы кожевенного полуфабриката в настоящее время экспортируются нелегально через территорию Республики Казахстан.
Введение практически запретительных мер в отношении сырьевого экспорта привело к обратному результату - экспорт становится "теневым". Данный фактор сказался на темпах производства обуви кожаной, которые в 2013 году составили 100,2%, за январь - июль 2014 г. - 95,5 процента.
В структуре розничной торговли обуви кожаной доля товаров отечественного производства составляет порядка 12 - 13 процентов. Половина рынка - серый импорт и неучтенное производство обуви.
Загрузка мощностей по производству обуви в 2013 году составила 58,8% при рентабельности 20,6 процента. Рентабельность за первый квартал 2014 г. составила 9,0 процента.
На рынке товаров легкой промышленности доля отечественных товаров за 2014 год не превысит 25%, официальный импорт сохранится на уровне половины рынка, четвертую часть рынка занимает "серый" импорт и теневое производство.
В настоящее время государственная поддержка легкой промышленности осуществляется путем предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на осуществление:
сезонных закупок сырья и материалов (в 2013 году выделено 640 млн. рублей, освоено 440 млн. рублей за счет перераспределения средств, на 2014 год выделено 523,3 млн. рублей, за первое полугодие 2014 г. освоено 445,6 млн. рублей);
технического перевооружения (в 2013 году выделено 225,0 млн. рублей, освоено 105 млн. рублей за счет перераспределения средств, на 2014 год выделено 96,5 млн. рублей, за первое полугодие 2014 г. освоено 54,4 млн. рублей);
на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению (в 2013 году выделено 20,0 млн. рублей, освоено 11,7 млн. рублей, на 2014 год выделено 75,0 млн. рублей, за первое полугодие 2014 г. освоено 14,5 млн. рублей);
на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и созданию новых производств, в том числе льняного комплекса (на 2014 год выделено 250,0 млн. рублей, за первое полугодие 2014 г. не востребованы).
Низкий уровень освоения субсидий в 2014 году на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению, нулевой уровень освоения субсидий по модернизации и созданию производств свидетельствует об инвестиционной непривлекательности легкой промышленности в целом и отсутствии мотивации в модернизации отрасли.
В целях защиты отечественного рынка подготовлен проект Указа Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции", предусматривающий создание Межведомственного комитета по противодействию ввозу, производству и обороту нелегальной и контрафактной промышленной продукции.
Кроме того, Евразийской экономической комиссией разработан проект Соглашения о создании и функционировании в Евразийском экономическом союзе системы маркировки товаров народного потребления контрольными (идентификационными) знаками.
В целях обеспечения максимального уровня доступа российских предприятий к выполнению государственного заказа разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд и дополнительного требования к участникам закупок таких товаров", создан инновационный центр легкой промышленности на базе действующих отраслевых институтов (распоряжение Росимущества от 13 мая 2013 г. N 370-р, а также приняты нормативные правовые акты в сфере образования на региональном, муниципальном уровнях, устанавливающие требования к одежде обучающихся общеобразовательных учреждений.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей