См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Динамика оборота розничной торговли и общественного питания (вариант 1)

Динамика оборота розничной торговли и общественного питания

(вариант 1)

(прирост, % к предыдущему году)

2012

2013

2014 оценка

прогноз

2017 к 2013, %

2015

2016

2017

Розничный товарооборот

106,3

103,9

101,9

100,6

102,9

103,4

109,1

продовольственные товары

103,6

102,6

100,2

100,1

101,7

102,1

104,2

непродовольственные товары

108,69

104,9

103,4

101,0

104,0

104,6

113,7

Оборот общественного питания

106,8

104,0

101,6

100,3

102,7

103,4

108,2

По основному варианту в прогнозный период динамика роста непродовольственных товаров по-прежнему будет значительно опережать динамику роста продуктов питания. Среднегодовой прирост продовольственных товаров составит 1,1%, тогда как непродовольственных товаров в 3 раза больше - 3,3 процента.

В 2015 - 2017 гг. в структуре оборота розничной торговли (в фактических ценах) возобновится тенденция незначительного роста доли продажи непродовольственных товаров с 51,9% в 2015 году до 52,3% в 2017 году.

По продовольственным товарам в среднесрочной перспективе в основном динамика продажи отдельных продуктов питания будет соответствовать общей тенденции развития оборота продовольственных товаров.

Вместе с тем Россия пока отстает по потреблению на душу населения отдельных продуктов питания, таких как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, растительное масло, овощи, фрукты от развитых стран мира. Так, по мясу и мясопродуктам от США в 1,7 раза, Австрии - в 1,5 раза, Франции - в 1,4 раза, по фруктам - от США, Нидерландов, Германии более чем в 2 раза. В 2015 - 2017 гг. будут расти объемы потребления и продажи мяса и мясопродуктов, рыбы и морепродуктов, растительных масел, сыров, кондитерских изделий, свежих овощей и фруктов. По указанным товарам среднегодовые темпы прироста продаж этих товаров будут опережать темпы среднегодового прироста оборота продовольственных товаров в целом на 1,4 - 2,2 п. пункта.

Из группы непродовольственных товаров в среднесрочной перспективе сохранится интерес к приобретению компьютеров, телевизоров, автомобилей, мобильных телефонов, парфюмерно-косметических товаров. Рост объемов продаж по этим товарным группам будет опережать темпы прироста оборота непродовольственных товаров.

Вместе с тем наличие у населения предметов длительного пользования на 100 семей, по последней информации, свидетельствует о значительном отставании от развитых стран мира. Так, например, по автомобилям легковым Россия отстает от США более чем в 2 раза, от Японии - в 2,6 раза, от Чехии - в 1,4 раза, по телевизорам - от США в 1,6 раза, от Японии - почти в 1,3 раза.