Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается с 31 декабря 2022 года (Приказ Минпросвещения России от 06.07.2022 N 531).

Таблица 2. Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

Таблица 2

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

базовой подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

3726

2484

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

732

488

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 14

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1 - 14

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

196

ОГСЭ.03. Иностранный язык

ОК 4 - 6, 8, 9

ПК 1.1 - 5.2

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

392

196

ОГСЭ.04. Физическая культура

ОК 2 - 4, 6, 8, 11, 14

ПК 1.1 - 5.2

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

186

124

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

знать:

значение математики в профессиональной

деятельности и при освоении ППССЗ;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;

основы интегрального и дифференциального исчисления;

ЕН.01. Математика

ОК 4, 5

ПК 1.1 - 5.2

уметь:

использовать компьютерные технологии в профессиональной и повседневной деятельности;

знать:

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи информации;

основы взаимодействия с операционной системой персонального компьютера и пакеты прикладных программ;

автоматизацию рабочих мест медицинского персонала с использованием компьютеров;

использование компьютерных технологий в приборах и аппаратуре медицинского назначения, в клинике ортопедической стоматологии и в технологиях изготовления зубных протезов;

ЕН.02. Информатика

ОК 4, 5

ПК 1.1 - 5.2

уметь:

определять организационно-правовые формы организаций;

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности

организации;

находить и использовать необходимую экономическую информацию;

оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

знать:

современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

основные принципы построения экономической системы организации;

общую организацию производственного и технологического процессов;

основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета;

методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

формы оплаты труда.

ЕН.03. Экономика организации

ОК 4, 5

П.00

Профессиональный учебный цикл

2808

1872

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

426

284

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по

общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

определять групповую принадлежность зуба;

определять вид прикуса;

читать схемы, формулы зубных рядов и зарисовки полости рта;

использовать знания по анатомии, физиологии и биомеханике зубочелюстной системы при изготовлении зубных протезов, ортодонтических аппаратов и челюстно-лицевых протезов и аппаратов;

знать:

строение и функцию тканей, органов и систем организма человека;

физиологические процессы, происходящие в организме человека;

анатомическое строение зубочелюстной системы;

физиологию и биомеханику зубочелюстной системы;

ОП.01. Анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной системы

ОК 1, 12 - 14

ПК 1.1 - 5.2

уметь:

использовать знания о составе, свойствах и назначении зуботехнических материалов при изготовлении зубных протезов, ортодонтических и челюстно-лицевых аппаратов с учетом соблюдения правил техники безопасности и требований охраны труда;

знать:

историю развития производства зубных протезов;

классификацию и свойства конструкционных и вспомогательных материалов, применяемых в производстве зубных протезов;

влияние конструкционных материалов на ткани полости рта и организм человека в целом;

требования, предъявляемые к конструкционным и вспомогательным материалам;

организацию производства в зуботехнической лаборатории;

правила эксплуатации оборудования в зуботехнических лабораториях;

правила работы с конструкционными и вспомогательными зуботехническими материалами;

технику безопасности при работе с химически активными, легковоспламеняющимися и взрывоопасными средствами;

средства индивидуальной и коллективной защиты от источников вредного действия на организм в зуботехнической лаборатории; правила инфекционной безопасности;

ОП.02. Зуботехническое материаловедение с курсом охраны труда и техники безопасности

ОК 1, 4, 9, 12 - 14

ПК 1.1 - 5.2

уметь:

использовать знания о видах и свойствах микроорганизмов для профилактики профессиональных вредностей и внутрибольничной инфекции (далее - ВБИ);

знать:

основные виды и свойства микроорганизмов;

принципы лечения и профилактики инфекционных болезней;

общие и специальные мероприятия по профилактике ВБИ в условиях стоматологической поликлиники (отделения,

кабинета) и зуботехнической лаборатории;

ОП.03. Основы микробиологии и инфекционная безопасность

ОК 1 - 4, 9, 13

ПК 1.1 - 5.2

уметь:

оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ожогах, обморожениях;

оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

проводить сердечно-легочную реанимацию;

знать:

основные принципы оказания первой медицинской помощи;

алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации;

ОП.04. Первая медицинская помощь

ОК 1, 12

ПК 1.1 - 5.2

уметь:

использовать средства индивидуальной гигиены полости рта;

использовать знания о заболеваниях полости рта при планировании конструкции протезов;

знать:

этиологию, патогенез, диагностику, принципы лечения и профилактики основных стоматологических заболеваний;

структуру стоматологической помощи населению;

роль зубных протезов в возникновении и развитии стоматологических заболеваний (кариес, пародонтиты, патологические изменения слизистой оболочки полости рта);

ОП.05. Стоматологические заболевания

ОК 1 - 4, 9

ПК 1.1 - 5.2

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

68

ОП.06. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 4, 9, 12 - 14

ПК 1.1 - 5.2

ПМ.00

Профессиональные модули

2382

1588

ПМ.01

Изготовление съемных пластиночных протезов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

изготовления съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов с пластмассовым базисом;

изготовления съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов с металлизированным базисом;

изготовления съемных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов;

изготовления съемных пластиночных протезов с двухслойным базисом;

проведения починки съемных пластинчатых протезов;

уметь:

работать с современными зуботехническими материалами с учетом соблюдения техники безопасности при воздействии профессиональных вредностей;

изготавливать вспомогательные и рабочие модели челюстей;

подготавливать рабочее место;

оформлять отчетно-учетную документацию;

проводить оценку слепка (оттиска);

планировать конструкцию съемных пластиночных протезов при частичном и полном отсутствии зубов;

загипсовывать модели в окклюдатор и среднеанатомический артикулятор;

изгибать одноплечие и перекидные удерживающие кламмера;

проводить постановку искусственных зубов на приточке и на искусственной десне;

моделировать восковой базис съемного пластиночного протеза при частичном и полном отсутствии зубов;

проводить загипсовку восковой композиции съемного пластиночного протеза в кювету прямым, обратным и комбинированным методом;

проводить обработку, шлифовку и полировку съемного пластиночного протеза;

проводить починку съемных пластиночных протезов;

проводить контроль качества выполненных работ;

знать:

цели, задачи и историю развития ортопедической стоматологии;

организацию зуботехнического производства по изготовлению съемных пластиночных протезов;

классификацию и свойства материалов, применяемых при изготовлении съемных пластиночных протезов;

анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы при частичном отсутствии зубов;

классификацию дефектов зубных рядов при частичном отсутствии зубов;

особенности слизистой оболочки полости рта при частичном и полном отсутствии зубов;

показания и противопоказания к изготовлению съемных пластиночных протезов при полном и частичном отсутствии зубов,

виды и конструктивные особенности съемных пластиночных протезов, применяемых при полном и частичном отсутствии зубов;

преимущества и недостатки съемных пластиночных протезов, применяемых при частичном отсутствии зубов;

способы фиксации и стабилизации съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов;

клинико-лабораторные этапы и технологию изготовления съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов;

классификации беззубых челюстей;

классификации слизистых оболочек;

виды и конструктивные особенности съемных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов;

технологию починки съемных пластиночных протезов;

способы армирования базисов протезов.

МДК.01.01. Технология изготовления съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов

ОК 1 - 14

ПК 1.1 - 1.4

МДК.01.02. Технология изготовления съемных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов

ПМ.02

Изготовление несъемных протезов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

изготовления пластмассовых коронок и мостовидных протезов;

изготовления штампованных металлических коронок;

изготовления штампованно-паяных мостовидных протезов;

изготовления штифтово-культевых вкладок;

изготовления цельнолитых коронок и мостовидных протезов;

изготовления цельнолитых коронок и мостовидных протезов с облицовкой; уметь:

вести отчетно-учетную документацию;

оценить оттиски челюстей и отливать по ним

рабочие и вспомогательные модели;

изготавливать разборные комбинированные модели;

моделировать восковые конструкции несъемных протезов;

гипсовать восковую композицию несъемного протеза в кювету, заменять воск на пластмассу;

проводить обработку, шлифовку и полировку пластмассовых коронок и мостовидных протезов;

моделировать восковую композицию для изготовления штампованных коронок и штампованных паяных мостовидных протезов, осуществлять подбор гильз, производить штамповку коронок, отжиг и отбеливание;

подготавливать восковые композиции к литью;

проводить отжиг, паяние и отбеливание металлических конструкций;

проводить отделку, шлифовку и полировку несъемных металлических зубных протезов;

моделировать воском каркас литой коронки и мостовидного протеза;

изготовить литниковую систему;

припасовывать на рабочую модель и обрабатывать каркас литой коронки и мостовидного протеза;

моделировать восковую композицию литого каркаса коронок и мостовидных зубных протезов с пластмассовой облицовкой;

изготавливать пластмассовую облицовку несъемных мостовидных протезов;

моделировать восковую композицию литого каркаса, металлокерамических конструкций зубных протезов;

моделировать зубы керамическими массами;

производить литье стоматологических сплавов при изготовлении каркасов несъемных зубных протезов;

знать:

организацию производства зуботехнических протезов и оснащение рабочего места зубного техника при изготовлении несъемных протезов с учетом устранения профессиональных вредностей;

состав, свойства и правила работы с материалами, применяемыми при изготовлении несъемных протезов;

правила эксплуатации оборудования в литейной и паяльной;

клинико-лабораторные этапы и технологию изготовления пластмассовых несъемных зубных протезов;

особенности изготовления временных пластмассовых коронок и мостовидных протезов;

клинико-лабораторные этапы и технологию изготовления штампованных коронок и штампованно-паяных мостовидных протезов;

клинико-лабораторные этапы и технологию изготовления цельнолитых коронок и мостовидных протезов;

способы и особенности изготовления разборных моделей;

клинико-лабораторные этапы и технологию изготовления цельнолитых коронок и мостовидных протезов с пластмассовой облицовкой;

виды керамических масс, назначение, состав и технологические свойства;

технологические этапы изготовления металлокерамических зубных протезов;

назначение, виды и технологические этапы изготовления культевых штифтовых конструкций;

область применения и технологические особенности изготовления цельнокерамических протезов;

организацию литейного производства в ортопедической стоматологии;

оборудование и оснащение литейной лаборатории;

охрану труда и технику безопасности в литейной комнате.

МДК.02.01. Технология изготовления несъемных протезов

ОК 1 - 14

ПК 2.1 - 2.5

МДК.02.02. Литейное дело в стоматологии

ПМ.03

Изготовление бюгельных зубных протезов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

моделирования элементов каркаса бюгельного протеза;

изготовления литого бюгельного зубного протеза с кламмерной системой фиксации;

уметь:

проводить параллелометрию;

планировать конструкцию бюгельных протезов;

подготавливать рабочую модель к дублированию;

изготавливать огнеупорную модель;

моделировать каркас бюгельного протеза;

изготавливать литниковую систему для каркаса бюгельного зубного протеза на верхнюю и нижнюю челюсти;

изготавливать огнеупорную опоку и отливать каркас бюгельного зубного протеза из металла;

припасовывать металлический каркас на модель;

проводить отделку, шлифовку и полировку металлического каркаса бюгельного зубного протеза;

проводить постановку зубов при изготовлении бюгельного зубного протеза;

подготавливать протез к замене воска на пластмассу;

проводить контроль качества выполненной работы;

знать:

показания и противопоказания к изготовлению бюгельных зубных протезов;

виды и конструктивные особенности бюгельных зубных протезов;

способы фиксации бюгельных зубных протезов;

преимущества и недостатки бюгельных зубных протезов;

клинико-лабораторные этапы и технологию изготовления бюгельных зубных протезов;

технологию дублирования и получения

огнеупорной модели;

планирование и моделирование восковой композиции каркаса бюгельного зубного протеза;

правила обработки и припасовки каркаса бюгельного зубного протеза на рабочую модель;

правила постановки зубов и замены воскового базиса бюгельного зубного протеза на пластмассовый;

технологию починки бюгельных протезов;

особенности изготовления литниковых систем и литья стоматологических сплавов при изготовлении каркаса бюгельного зубного протеза.

МДК.03.01. Технология изготовления бюгельных протезов

ОК 1 - 14

ПК 3.1

МДК.03.02. Литейное дело в стоматологии

ПМ.04

Изготовление ортодонтических аппаратов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

изготовления элементов ортодонтических аппаратов с различным принципом действия;

изготовления рабочих и контрольных моделей;

нанесения рисунка ортодонтического аппарата на модель;

уметь:

изготавливать основные виды ортодонтических аппаратов;

подготовить рабочее место;

читать заказ-наряд;

знать:

цели и задачи ортодонтии;

оснащение рабочего места зубного техника

при изготовлении ортодонтических аппаратов;

анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы у детей на разных этапах развития;

понятие о зубочелюстных аномалиях, их классификации и причины возникновения;

общие принципы конструирования ортодонтических аппаратов;

классификацию ортодонтических аппаратов;

элементы съемных и несъемных ортодонтических аппаратов механического, функционального и комбинированного действия;

биомеханику передвижения зубов;

клинико-лабораторные этапы и технологию изготовления ортодонтических аппаратов и применяемые материалы;

особенности зубного протезирования у детей.

МДК.04.01. Технология изготовления ортодонтических аппаратов

ОК 1 - 14

ПК 4.1 - 4.2

ПМ.05

Изготовление челюстно-лицевых аппаратов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

уметь:

изготовить основные виды челюстно-лицевых аппаратов;

изготавливать лечебно-профилактические челюстно-лицевые аппараты (шины);

знать:

цели и задачи челюстно-лицевой ортопедии;

историю развития челюстно-лицевой ортопедии;

связь челюстно-лицевой ортопедии с другими науками и дисциплинами;

классификацию челюстно-лицевых аппаратов;

определение травмы, повреждения, их классификацию;

огнестрельные повреждения челюстно-лицевой области, их особенности;

ортопедическую помощь на этапах медицинской эвакуации;

неогнестрельные переломы челюстей, их классификации и механизм смещения отломков;

особенностей ухода и питания челюстно-лицевых больных;

методы борьбы с осложнениями на этапах медицинской эвакуации;

принципы лечения переломов челюстей;

особенности изготовления шины (каппы)

МДК.05.01. Технология изготовления челюстно-лицевых аппаратов

ОК 1 - 14

ПК 5.1 - 5.2

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ

(определяется образовательной организацией самостоятельно)

1566

1044

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

5292

3528

УП.00

Учебная практика

7 нед.

252

ОК 1 - 14

ПК 1.1 - 5.2

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

8 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.