Индекс
|
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
(час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
3250
|
2166
|
|
|
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
620
|
414
|
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1 - 14
|
|
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения;
|
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1 - 14
|
|
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
|
146
|
ОГСЭ.03. Иностранный язык
|
ОК 4 - 6, 8
|
|
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
344
|
172
|
ОГСЭ.04. Физическая культура
|
ОК 1 - 14
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
122
|
82
|
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления;
|
|
|
ЕН.01. Математика
|
ОК 2, 4 - 5
ПК 1.2, 1.3, 2.3 - 2.4, 3.2, 3.3, 4.2, 4.3, 5.2, 5.3, 6.2 - 6.4
|
|
уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
|
|
|
ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности
|
ОК 2, 4 - 6, 8, 9
ПК 1.2, 1.3, 2.3, 2.4, 3.2, 3.3, 4.2, 4.3, 5.2, 5.3, 6.2 - 6.4
|
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
2506
|
1670
|
|
|
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
768
|
512
|
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу;
знать:
элементы латинской грамматики и способы словообразования;
500 лексических единиц;
глоссарий по специальности;
|
|
|
ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией
|
ОК 4 - 6, 9
|
|
уметь:
использовать знания анатомии и физиологии при взятии биологических материалов для лабораторных исследований;
знать:
структурные уровни организации человеческого организма;
структуру функциональных систем организма, его основные физиологические функции и механизмы регуляции;
количественные и качественные показатели состояния внутренней среды организма, механизмы ее регуляции и защиты;
механизмы взаимодействия организма человека с внешней средой;
|
|
|
ОП.02. Анатомия и физиология человека
|
ОК 1, 4
ПК 2.2
|
|
уметь:
оценивать показатели организма с позиции "норма - патология";
знать:
этиологию, механизмы развития и диагностику патологических процессов в органах и системах;
роль структурно-функциональных изменений в формировании сдвигов лабораторных показателей;
общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов;
сущность типовых патологических процессов на молекулярно-биологическом, клеточном, тканевом и системном уровнях;
патогенетические основы неотложных состояний, их клинические проявления и основные принципы лабораторной диагностики;
|
|
|
ОП.03. Основы патологии
|
ОК 1, 4, 14
ПК 1.2, 2.3, 3.2, 4.2, 5.2, 6.2
|
|
уметь:
готовить препараты для паразитологических исследований методами нативного мазка, обогащения, приготовления толстой капли;
различать на препаратах представителей простейших, гельминтов и членистоногих;
идентифицировать яйца и личинки гельминтов в биоматериале;
знать:
классификацию паразитов человека;
географическое распространение паразитарных болезней человека;
основные морфологические характеристики простейших и гельминтов;
циклы развития паразитов;
наиболее значимые паразитозы человека;
основные принципы диагностики паразитозов человека;
основные принципы профилактики паразитарных болезней человека;
|
|
|
ОП.04. Медицинская паразитология
|
ОК 1, 13, 14
ПК 1.1, 1.2, 6.1 - 6.3
|
|
уметь:
составлять электронные и электронно-графические формулы строения электронных оболочек атомов;
прогнозировать химические свойства элементов, исходя из их положения в периодической системе электронных формул;
составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов;
составлять уравнения реакций ионного обмена;
решать задачи на растворы;
уравнивать окислительно-восстановительные реакции ионно-электронным методом;
составлять уравнения гидролиза солей, определять кислотность среды;
составлять схемы буферных систем;
давать названия соединениям по систематической номенклатуре;
составлять схемы реакции, характеризующие свойства органических соединений;
объяснять взаимное влияние атомов;
знать:
периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, принципы построения периодической системы элементов;
квантово-механические представления о строении атомов;
общую характеристику s-, p-, d-элементов, их биологическую роль и применение в медицине;
важнейшие виды химической связи и механизм их образования;
основные положения теории растворов и электролитической диссоциации;
протеолитическую теорию кислот и оснований;
коллигативные свойства растворов;
методику решения задач на растворы;
основные виды концентрации растворов и способы ее выражения;
кислотно-основные буферные системы и растворы;
механизм их действия и их взаимодействие;
теорию коллоидных растворов;
сущность гидролиза солей;
основные классы органических соединений, их строение и химические свойства;
все виды изомерии;
|
|
|
ОП.05. Химия
|
ОК 1 - 14
ПК 3.1, 3.2
|
|
уметь:
готовить рабочее место, посуду, оборудование для проведения анализов с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности;
выполнять основные операции, предшествующие или сопутствующие проведению лабораторных исследований;
владеть практическими навыками проведения качественного и количественного анализа методами, не требующими сложного современного оборудования;
готовить приборы к лабораторным исследованиям;
работать на фотометрах, спектрофотометрах, иономерах, анализаторах;
проводить калибровку мерной посуды, статистическую обработку результатов количественного анализа;
оценивать воспроизводимость и правильность результатов анализа;
знать:
устройство лабораторий различного типа, лабораторное оборудование и аппаратуру;
правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в КДЛ различного профиля и санитарно-гигиенических лабораториях;
теоретические основы лабораторных исследований, основные принципы и методы качественного и количественного анализа;
классификацию методов физико-химического анализа;
законы геометрической оптики;
принципы работы микроскопа;
понятия дисперсии света, спектра;
основной закон светопоглощения;
сущность фотометрических, электрометрических, хроматографических методов;
принципы работы иономеров, фотометров, спектрофотометров;
современные методы анализа;
понятия люминесценции, флуоресценции;
методики статистической обработки результатов количественных определений, проведения контроля качества выполненных исследований, анализа ошибок и корригирующие действия;
|
|
|
ОП.06. Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ
|
ОК 1 - 14
ПК 1.1, 1.2, 2.1 - 2.3, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1 - 6.4
|
|
уметь:
владеть экспресс-диагностикой состояний, требующих оказания неотложной доврачебной помощи;
соблюдать права пациента при оказании ему неотложной помощи;
владеть современными технологиями оказания первой медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций;
взаимодействовать с бригадами скорой медицинской помощи и спасателей;
подготавливать пациента к транспортировке;
осуществлять наблюдение и уход за пострадавшими во время транспортировки в зависимости от характера поражающих факторов;
знать:
правовую ответственность при отказе от оказания неотложной доврачебной помощи пациентам;
права пациента при оказании ему неотложной помощи;
основные принципы оказания первой медицинской помощи;
|
|
|
ОП.07. Первая медицинская помощь
|
ОК 12
|
|
уметь:
применять общие закономерности теории экономики и управления здравоохранением в конкретных условиях лабораторий медицинских учреждений различного типа и профиля;
рассчитать себестоимость медицинской услуги;
проводить расчеты статистических показателей;
знать:
основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
организацию лабораторной службы Российской Федерации, ее задачи, структуру, перспективы развития;
принципы деятельности КДЛ в условиях страховой медицины;
основы менеджмента и маркетинга в лабораторной службе;
основы статистики;
|
|
|
ОП.08. Экономика и управление лабораторной службой
|
ОК 1 - 5, 9
|
|
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны, способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
|
68
|
ОП.09. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 3, 6 - 8
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.6, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1, 3.2, 3.4, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 5.4, 6.1 - 6.3, 6.5
|
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
1738
|
1158
|
|
|
ПМ.01
|
Проведение лабораторных общеклинических исследований
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
определения физических и химических свойств, микроскопического исследования биологических материалов (мочи, кала, дуоденального содержимого, отделяемого половыми органами, мокроты, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, кожи, волос, ногтей);
уметь:
готовить биологический материал, реактивы, лабораторную посуду, оборудование;
проводить общий анализ мочи: определять ее физические и химические свойства, приготовить и исследовать под микроскопом осадок;
проводить функциональные пробы;
проводить дополнительные химические исследования мочи (определение желчных пигментов, кетонов и прочее);
проводить количественную микроскопию осадка мочи;
работать на анализаторах мочи;
исследовать кал: определять его физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопирования, проводить микроскопическое исследование;
определять физические и химические свойства дуоденального содержимого;
проводить микроскопическое исследование желчи;
исследовать спинномозговую жидкость: определять физические и химические свойства, подсчитывать количество форменных элементов;
исследовать экссудаты и транссудаты: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического исследования;
исследовать мокроту: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического и бактериоскопического исследования;
исследовать отделяемое женских половых органов: готовить препараты для микроскопического исследования, определять степени чистоты;
исследовать эякулят: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического исследования;
работать на спермоанализаторах;
знать:
задачи, структуру, оборудование, правила работы и технику безопасности в лаборатории клинических исследований;
основные методы и диагностическое значение исследований физических, химических показателей мочи;
морфологию клеточных и других элементов мочи;
основные методы и диагностическое значение исследований физических, химических показателей кала;
форменные элементы кала, их выявление;
физико-химический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;
лабораторные показатели при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;
морфологический состав, физико-химические свойства спинномозговой жидкости, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и другом;
морфологический состав, физико-химические свойства выпотных жидкостей, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и другом;
принципы и методы исследования отделяемого половыми органами.
|
|
|
МДК.01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований
|
ОК 1 - 14
ПК 1.1 - 1.4
|
ПМ.02
|
Проведение лабораторных гематологических исследований
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
проведения общего анализа крови и дополнительных методов исследований ручными методами и на гематологических анализаторах;
уметь:
производить забор капиллярной крови для лабораторного исследования;
готовить рабочее место для проведения общего анализа крови и дополнительных исследований;
проводить общий анализ крови и дополнительные исследования;
дезинфицировать отработанный биоматериал и лабораторную посуду;
работать на гематологических анализаторах;
знать:
задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в гематологической лаборатории;
теорию кроветворения;
морфологию клеток крови в норме;
понятия "эритроцитоз" и "эритропения", "лейкоцитоз" и "лейкопения", "тромбоцитоз" и "тромбоцитопения";
изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях, при заболеваниях органов кроветворения (анемии, лейкозах, геморрагических диатезах и других заболеваниях);
морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях;
морфологические особенности лейкоцитов при различных патологиях.
|
|
|
МДК.02.01. Теория и практика лабораторных гематологических исследований
|
ОК 1 - 14
ПК 2.1 - 2.5
|
ПМ.03
|
Проведение лабораторных биохимических исследований
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
определения показателей белкового, липидного, углеводного и минерального обменов, активности ферментов, белков острой фазы, показателей гемостаза;
уметь:
готовить материал к биохимическим исследованиям;
определять биохимические показатели крови, мочи, ликвора и так далее;
работать на биохимических анализаторах;
вести учетно-отчетную документацию;
принимать, регистрировать, отбирать клинический материал;
знать:
задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в биохимической лаборатории;
особенности подготовки пациента к биохимическим лабораторным исследованиям;
основные методы и диагностическое значение биохимических исследований крови, мочи, ликвора и так далее;
основы гомеостаза, биохимические механизмы сохранения гомеостаза;
нормальную физиологию обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; причины и виды патологии обменных процессов;
основные методы исследования обмена веществ, гормонального профиля, ферментов и другого;
|
|
|
МДК.03.01. Теория и практика лабораторных биохимических исследований
|
ОК 1 - 14
ПК 3.1 - 3.4
|
ПМ.04
|
Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
применения техники бактериологических, вирусологических, микологических и иммунологических исследований;
уметь:
принимать, регистрировать, отбирать клинический материал, пробы объектов внешней среды и пищевых продуктов;
готовить исследуемый материал, питательные среды, реактивы и оборудование для проведения микроскопических, микробиологических и серологических исследований;
проводить микробиологические исследования клинического материала, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;
оценивать результат проведенных исследований;
вести учетно-отчетную документацию;
готовить материал для иммунологического исследования, осуществлять его хранение, транспортировку и регистрацию;
осуществлять подготовку реактивов, лабораторного оборудования и аппаратуры для исследования;
проводить иммунологическое исследование;
проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию, используемой в лаборатории посуды, инструментария, средств защиты рабочего места и аппаратуры;
проводить оценку результатов иммунологического исследования;
знать:
задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборатории;
общие характеристики микроорганизмов, имеющие значение для лабораторной диагностики;
требования к организации работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности;
организацию делопроизводства;
задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в иммунологической лаборатории;
строение иммунной системы, виды иммунитета;
иммунокомпетентные клетки и их функции;
виды и характеристику антигенов;
классификацию, строение, функции иммуноглобулинов;
механизм иммунологических реакций.
|
|
|
МДК.04.01. Теория и практика лабораторных микробиологических и иммунологических исследований
|
ОК 1 - 14
ПК 4.1 - 4.4
|
ПМ.05
|
Проведение лабораторных гистологических исследований
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
приготовления гистологических препаратов;
уметь:
готовить материал, реактивы, лабораторную посуду и аппаратуру для гистологического исследования;
проводить гистологическую обработку тканей и готовить микропрепараты для исследований;
оценивать качество приготовленных гистологических препаратов;
архивировать оставшийся от исследования материал;
оформлять учетно-отчетную документацию;
проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию лабораторной посуды, инструментария, средств защиты;
знать:
задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в гистологической лаборатории;
правила взятия, обработки и архивирования материала для гистологического исследования;
критерии качества гистологических препаратов;
морфофункциональную характеристику органов и тканей.
|
|
|
МДК.05.01. Теория и практика лабораторных гистологических исследований
|
ОК 1 - 14
ПК 5.1 - 5.5
|
ПМ.06
|
Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
осуществления качественного и количественного анализа проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;
уметь:
осуществлять отбор, транспортировку и хранение проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;
определять физические и химические свойства объектов внешней среды и пищевых продуктов;
вести учетно-отчетную документацию;
проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию лабораторной посуды, инструментария, средств защиты;
знать:
механизмы функционирования природных экосистем;
задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в санитарно-гигиенических лабораториях;
нормативно-правовые аспекты санитарно-гигиенических исследований;
гигиенические условия проживания населения и мероприятия, обеспечивающие благоприятную среду обитания человека.
|
|
|
МДК.06.01. Теория и практика санитарно-гигиенических исследований
|
ОК 1 - 14
ПК 6.1 - 6.5
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
1394
|
930
|
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
4644
|
3096
|
|
|
УП.00
|
Учебная практика
|
24 нед.
|
864
|
|
ОК 1 - 14
ПК 1.1 - 6.5
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|
|
|
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
|
|
|
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 нед.
|
|
|
|
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
4 нед.
|
|
|
|
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
2 нед.
|
|
|
|