Таблица 2. Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
|||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|||||
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; |
|||||
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|||||
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
|||||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: дифференцировать и интегрировать; решать обыкновенные дифференциальные уравнения; производить операции с последовательностями, рядами, множествами, отношениями; решать комбинаторные задачи, находить вероятность события; выполнять приближенные вычисления и анализировать результаты измерений величин с допустимой погрешностью; использовать математический аппарат для решения прикладных задач при обработке аэрологической и метеорологической радиолокационной информации; знать: основные понятия и методы математического анализа, теории вероятности и математической статистики; методику выполнения приближенных вычислений и оценки погрешности вычислений при измерении метеопараметров атмосферы; основные методы решения прикладных задач при обработке аэрологической и метеорологической радиолокационной информации; |
ПК 1.2, 2.1, 2.3, 3.1, 3.3 |
||||
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании информационно-компьютерных технологий (далее - ИКТ) в профессиональной деятельности; использовать ИКТ для создания, редактирования, оформления, обработки, хранения, передачи информации в процессе профессиональной деятельности; работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности; использовать сервисы и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) для поиска информации, необходимой для решения профессиональных задач; знать: программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники; основные этапы решения задач с помощью электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ); методы и средства создания, редактирования, оформления, обработки, защиты, хранения, передачи и поиска информации; |
ПК 1.2, 2.3, 3.3 |
||||
анализировать эффективность природоохранных мероприятий; оценивать качество окружающей среды; объяснять причины истощения озонового слоя, возникновения парникового эффекта, кислотных дождей, повышения среднеглобальной приземной температуры воздуха и изменения климата; определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды; знать: особенности взаимодействия общества и природы; природные ресурсы России, принципы и методы рационального природопользования; понятие мониторинга окружающей среды, прогнозирование последствий природопользования; правовые вопросы экологической безопасности; международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды; влияние, причины и последствия изменения газового состава атмосферы на экологическую ситуацию: истощение озонового слоя, парниковый эффект, повышение среднеглобальной приземной температуры воздуха; значение озонового слоя и методы измерения концентрации озона. |
ПК 2.1, 3.1 |
||||
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: собирать простые электрические цепи и измерять их параметры; производить расчеты простых электрических цепей; использовать средства вычислительной техники и программное обеспечение для выполнения расчетов; знать: основные законы электротехники; характеристики электрического и магнитного полей; методы расчета электрических цепей; параметры электрических схем и единицы их измерения; понятие, классификацию и принцип действия электрических машин; способы получения, передачи и использования электрической энергии; |
ПК 1.1, 1.3, 2.2, 3.2 |
||||
измерять и анализировать параметры электронных устройств; пользоваться технической и справочной литературой для подбора компонентов для электронных устройств; знать: физические процессы в проводниках, полупроводниках и диэлектриках; компоненты электронной и микроэлектронной техники; устройство, принцип действия и область применения электронных приборов и устройств; |
ПК 1.1, 1.3 |
||||
рассчитывать параметры радиотехнических цепей; пользоваться технической и справочной литературой; знать: радиотехнические сигналы и цепи, распространение радиоволн в атмосфере; свободные и вынужденные колебания в колебательном контуре; конструкцию и характеристики различных антенных устройств; физические основы радиолокации, принципы построения радиолокационных систем; радиолокационные методы измерения дальности и угловых координат; |
ПК 1.1, 1.3, 2.2, 3.2 |
||||
анализировать работу основных элементов автоматики и импульсной техники; эксплуатировать устройства импульсной техники и системы автоматического управления, применяемые в профессиональной деятельности при проведении метеорологических и аэрологических наблюдений; знать: теоретические основы и принципы построения систем автоматического управления; устройство, принцип действия, характеристики основных элементов импульсной техники; структурно-алгоритмическую организацию систем управления в гидрометеорологии; |
ПК 1.1, 1.3, 2.2, 3.2 |
||||
анализировать схемы радиотехнических устройств; настраивать радиотехнические устройства; пользоваться технической и справочной литературой; знать: структуру, принцип действия, показатели качества радиоприемных устройств (далее - РПУ); назначение, принцип действия, схемы и характеристики каскадов РПУ; автоматические регулировки и подстройки в РПУ; принцип действия, режимы работы, формирование сигналов и схемы различных радиопередающих устройств; |
ПК 1.1, 1.3 |
||||
пользоваться электроизмерительными приборами; производить измерения электрорадиотехнических параметров и оценивать погрешности измерений; знать: основные методы и средства измерений параметров и характеристик электрорадиотехнических цепей и компонентов; единицы измерения физических величин, погрешности измерений; |
ПК 1.1, 1.3, 2.2, 3.2 |
||||
переводить числа из одной системы счисления в другую; использовать алгебру логики для построения логических схем; анализировать структурные схемы цифровых устройств; использовать аппаратное и программное обеспечение ЭВМ; знать: виды информации и способы ее представления в ЭВМ; системы счисления и перевод чисел из одной системы счисления в другую; логические основы ЭВМ, элементарные логические функции, законы алгебры логики; типовые устройства вычислительной техники, основы микропроцессорных систем; аппаратное и программное обеспечение ЭВМ; |
ПК 1.2, 2.3, 3.3 |
||||
анализировать причины изменения метеорологических параметров в пространстве и времени; объяснять причины возникновения и сущность метеорологических природных явлений; знать: физическую сущность процессов и явлений в атмосфере; метеорологические параметры и единицы их измерения; законы и причины изменений метеорологических величин в пространстве и времени; |
ПК 2.1, 3.1 |
||||
эксплуатировать метеорологические приборы; проводить метеорологические наблюдения; обрабатывать результаты измерения метеопараметров; соблюдать правила техники безопасности при проведении метеорологических наблюдений; знать: организацию метеорологических наблюдений; устройство, принцип действия и правила эксплуатации приборов для измерения основных метеорологических параметров; технологию метеорологических наблюдений; технологию обработки и передачи метеорологической информации; |
ПК 2.2, 3.2 |
||||
наносить метеорологическую информацию на карты; обрабатывать и анализировать синоптические карты; применять принципы синоптического анализа для прогноза погоды; знать: принципы классификации климатов; синоптические процессы в атмосфере; принципы синоптического анализа и прогноза погоды; |
ПК 2.1, 3.1 |
||||
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности; использовать информационно-компьютерные технологии для оформления документации, создания и сопровождения баз данных, создания презентаций и web-страниц в процессе профессиональной деятельности; использовать сервисы и ресурсы сети Интернет для поиска информации, необходимой для решения профессиональных задач; работать с системными, прикладными и специальными программными продуктами профессиональной направленности; знать: программное и аппаратное обеспечение, применяемое при аэрологических и метеорологических радиолокационных наблюдениях; основные алгоритмы расчета метеорологических параметров атмосферы и этапы решения профессиональных задач с помощью ЭВМ; системные, прикладные и специальные программные продукты профессиональной направленности; |
ОП.11. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
ПК 1.2, 2.3, 3.3 |
|||
планировать, организовывать и анализировать работу коллектива аэрологической и метеорологической станций; оценивать эффективность гидрометеорологической информации; вести техническую, организационно-оперативную, хозяйственно-финансовую документацию аэрологической и метеорологической станций; мотивировать исполнителей на повышение качества труда; использовать современные технологии менеджмента; знать: особенности, перспективы развития, материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли; организацию производственного и технологического процессов на аэрологической и метеорологической станциях; методику разработки бизнес-плана; механизм ценообразования и формы оплаты труда; информационные технологии в сфере управления; функции, виды и психологию менеджмента в области профессиональной деятельности; |
ПК 2.1, 3.1 |
||||
составлять трудовой договор; защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством; использовать базы данных законодательства Российской Федерации; знать: основные положения Конституции Российской Федерации; законодательные акты и другие нормативные правовые акты в области гидрометеорологии; права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; |
ПК 2.1, 3.1 |
||||
организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
ПК 1.1 - 4.3 |
||||
Эксплуатация аэрологических и метеорологических РИС В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проверки работоспособности и осуществления необходимых настроек и регулировок аэрологических и метеорологических РИС; управления аэрологическими и метеорологическими РИС в оперативном режиме; обнаружения, анализа и устранения неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации РИС; уметь: работать с технической документацией, структурными и коммутационными схемами аэрологических и метеорологических РИС; проводить регулировку и контроль источников питания радиоаппаратуры и оборудования РИС; проводить проверку работоспособности и настройку приемо-передающих и антенно-фидерных устройств аэрологических и метеорологических РИС; проводить функциональный контроль основных систем аэрологических и метеорологических РИС; осуществлять профилактические и регламентные работы в процессе эксплуатации аэрологических и метеорологических РИС; диагностировать оборудование аэрологических и метеорологических РИС и обнаруживать неисправности; проводить мелкий текущий ремонт оборудования аэрологических и метеорологических РИС; использовать компьютерные и телекоммуникационные средства при эксплуатации аэрологических и метеорологических РИС; применять специальное программное обеспечение для получения, обработки и передачи радиолокационной информации; соблюдать правила техники безопасности при эксплуатации РИС, используемых в гидрометеорологии; знать: эксплуатационно-технические требования и тактико-технические данные аэрологических и метеорологических РИС; принципы построения структурных и коммутационных схем основных систем аэрологических и метеорологических РИС; конструкцию, компоновку и размещение аппаратуры аэрологических и метеорологических РИС; характер сигналов и связей между основными системами аэрологических и метеорологических РИС; состав и назначение отдельных блоков аэрологических и метеорологических РИС, порядок их работы по функциональным схемам; методики настройки, проверки работоспособности, проведения функционального контроля основных систем аэрологических и метеорологических РИС; методику эксплуатации аэрологических и метеорологических РИС в оперативном режиме; методику осуществления профилактических и регламентных работ в процессе эксплуатации аэрологических и метеорологических РИС; методику диагностики и обнаружения неисправностей оборудования аэрологических и метеорологических РИС; методику проведения мелкого текущего ремонта оборудования аэрологических и метеорологических РИС; компьютерные и телекоммуникационные средства, используемые в аэрологических и метеорологических РИС; специальное программное обеспечение для получения, обработки и передачи радиолокационной информации; правила техники безопасности при эксплуатации РИС, применяемых в гидрометеорологии. |
МДК.01.01. Теоретические основы устройства аэрологических РИС и их эксплуатация |
ПК 1.1 - 1.3 |
|||
МДК.01.02. Теоретические основы устройства метеорологических РИС и их эксплуатация |
|||||
Проведение аэрологических наблюдений В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения аэрологических наблюдений, обработки и анализа аэрологической информации; уметь: планировать, организовывать и анализировать работу коллектива аэрологической станции; оформлять и использовать нормативно-техническую документацию аэрологической станции; устанавливать и поверять аэрологический теодолит; эксплуатировать метеорологические приборы, используемые на аэрологической станции; эксплуатировать водородные баллоны и газогенераторы; эксплуатировать шаропилотные и радиозондовые оболочки; проводить, обрабатывать и анализировать результаты шаропилотных наблюдений; осуществлять проверку, сборку и выпуск радиозонда; проводить температурно-ветровое зондирование атмосферы; обрабатывать, кодировать, проверять и анализировать аэрологическую информацию; передавать потребителям аэрологическую информацию; эксплуатировать аэрологические РИС в оперативном режиме; использовать компьютерные и телекоммуникационные средства при проведении аэрологических наблюдений; применять специальное программное обеспечение для получения, обработки, хранения и передачи аэрологической информации; соблюдать правила техники безопасности при проведении аэрологических наблюдений; знать: организацию работы аэрологической станции; строение и состав атмосферы; сущность методов исследования атмосферы; назначение, устройство, правила эксплуатации водородных баллонов и газогенераторов; правила эксплуатации шаропилотных и радиозондовых оболочек; назначение, устройство, установку и поверку аэрологического теодолита; правила эксплуатации метеорологических приборов, используемых на аэрологической станции; методику проведения, обработки и анализа данных шаропилотных наблюдений; назначение, устройство, принцип работы и правила эксплуатации радиозонда; методику проведения радиозондирования атмосферы; методику эксплуатации аэрологических РИС в оперативном режиме; методику обработки координатно-телеметрической информации температурно-ветрового зондирования атмосферы; содержание кодов КН-04, КН-03 и "СЛОЙ" и методику кодирования и анализа аэрологической информации; компьютерные и телекоммуникационные средства, используемые на аэрологической станции; специальное программное обеспечение для получения, обработки, хранения и передачи аэрологической информации; назначение, состав, комплект программ автоматизированного рабочего места аэролога; правила техники безопасности при проведении аэрологических наблюдений. |
МДК.02.01. Технология аэрологических наблюдений и обработки аэрологической информации |
ПК 2.1 - 2.3 |
|||
Проведение радиолокационных метеорологических наблюдений В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения радиолокационных метеорологических наблюдений, обработки и анализа радиолокационной метеорологической информации; уметь: планировать, организовывать и анализировать работу коллектива метеорологической радиолокационной станции; оформлять и использовать нормативно-техническую документацию метеорологической радиолокационной станции; проводить наблюдения за облаками и осадками с помощью метеорологических радиолокаторов (далее - МРЛ); определять контур радиоэха облаков и осадков в ближней и дальней зонах обзора МРЛ; определять максимальные высоты радиоэха облачности в дальней зоне; измерять радиолокационную отражаемость метеообразования на различных уровнях в дальней и ближней зонах; измерять высоту верхней и нижней границы облаков в ближней зоне; получать первичную радиолокационную информацию в синоптические, ежечасные и дополнительные сроки в теплый, холодный и переходный периоды; анализировать первичную радиолокационную информацию и определять формы облаков, наличие опасных явлений погоды (град, гроза, шквал), осадков и их интенсивность; определять скорость и направление перемещения радиоэха; определять тенденцию изменения площади и радиолокационной отражаемости радиоэха; наносить на бланки первичную радиолокационную и метеорологическую информацию; кодировать радиолокационную метеорологическую информацию по коду "RADOB" и передавать ее потребителям; проводить наблюдения за облаками и осадками с помощью автоматизированного комплекса сбора, обработки и представления радиолокационной информации (далее - АКСОПРИ); использовать специальное программное обеспечение для получения, обработки, хранения и передачи метеорологической радиолокационной информации; соблюдать правила техники безопасности при проведении радиолокационных метеорологических наблюдений; знать: организацию работы метеорологической радиолокационной станции; сущность метода наблюдения за облаками, опасными явлениями погоды и осадками с помощью МРЛ; основы радиолокационной метеорологии; методику проведения метеорологических радиолокационных наблюдений и правила эксплуатации метеорологических РИС; методику получения первичной радиолокационной информации в синоптические, ежечасные и дополнительные сроки в теплый, холодный и переходный периоды; методику обработки и анализа радиолокационной метеорологической информации; критерии и методику распознавания опасных явлений погоды и осадков; методику определения скорости и направления перемещения радиоэха; методику определения тенденции изменения площади и радиолокационной отражаемости радиоэха; содержание кода "RADOB" и методику кодирования радиолокационной метеорологической информации; назначение, состав, методику наблюдений и программное обеспечение АКСОПРИ; правила техники безопасности при проведении метеорологических радиолокационных наблюдений. |
МДК.03.01. Технология радиолокационных метеорологических наблюдений и обработки радиометеорологической информации |
ПК 3.1 - 3.3 |
|||
Участие в организации производственной деятельности малого структурного подразделения организации В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: участия в планировании и организации работы структурного подразделения организации на основе знания психологии личности и коллектива; применения информационно-коммуникационных технологий для построения деловых отношений и ведения бизнеса; участия в руководстве работой структурного подразделения; участия в анализе процесса и результатов деятельности подразделения на основе современных информационных технологий; уметь: рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда; участвовать в оценке психологии личности и коллектива; рассчитывать показатели, характеризующие эффективность организации обслуживания основного и вспомогательного оборудования; принимать и реализовывать управленческие решения; мотивировать работников на решение производственных задач; управлять конфликтными ситуациями, стрессами и рисками; знать: современные технологии управления организацией: процессно-стоимостные и функциональные; основы предпринимательской деятельности; Гражданский кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"; Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; теорию и практику формирования команды; современные технологии управления подразделением организации; принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов эксплуатации телекоммуникационных систем и информационно-коммуникационных сетей связи; принципы делового общения в коллективе; основы конфликтологии; деловой этикет. |
МДК.04.01. Планирование и организация работы структурного подразделения |
ПК 4.1 - 4.3 |
|||
МДК.04.02 Современные технологии управления структурным подразделением |
|||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
|||||
ПК 1.1 - 4.3 |
|||||
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей