Заключение

Власть, не ограниченная правом, опасна. Право, не обеспеченное властью, бессильно. Первое много раз подтверждалось нашей историей. Второе становится очевидным сегодня.

Общество подошло к рубежу, когда самое главное и самое конструктивное - последовательные меры по созиданию порядка. Нельзя допустить, чтобы неизбежные издержки переходных процессов стали необратимыми. Даже если не произойдет серьезных срывов, остается опасность медленного вползания в такой режим, в котором нынешний беспорядок станет устойчивой формой "порядка".

Наш выбор - это порядок, основанный на праве. Порядок, подавляющий человека, его свободу и инициативу, его достоинство, не может стать основой современного общества. Это не только аморально и политически опасно, но и обрекает страну на безнадежное отставание.

Всеми ответственными политиками должно быть осознано и принято главное: порядок в стране начинается с порядка во власти. Именно так я намерен использовать мандат доверия, полученный от российских граждан на последних выборах.

Послание, посвященное наведению порядка во власти, должно предполагать жесткую дисциплину реализации самого Послания.

На Президента страны Конституцией возложена ответственность за определение основных направлений внутренней и внешней политики России. Эти направления формулируются, в первую очередь, в ежегодных Посланиях Президента Федеральному Собранию. Поэтому они являются документами, обязательными для исполнительной власти и задающими ориентиры для деятельности иных ветвей власти.

За реализацию выдвинутых задач должностные лица всех органов и уровней исполнительной власти будут нести персональную ответственность.

Не удовлетворен степенью и качеством реализации предыдущих Посланий. Поэтому начиная с 1997 года вводятся в практику меры, призванные обеспечить выполнение задач, поставленных в Послании.

1. Будет издан указ, регламентирующий осуществление предусмотренных в Послании основных мер.

2. Правительство Российской Федерации обязано регулярно (один раз в три месяца) представлять Президенту Российской Федерации отчеты о выполнении Послания на текущий год. В этих отчетах должны содержаться конкретные данные о том, что удалось и что не удалось сделать по направлениям, обозначенным в Послании.

3. Подготовка проекта федерального бюджета на очередной год будет проходить под контролем Президента. Задача - обеспечить соответствие проекта бюджета социально - политическим приоритетам, определяемым главой государства.

4. Администрации Президента Российской Федерации поручается анализировать действия региональных властей по выполнению задач, поставленных в Послании.

5. Намерен сам информировать граждан России о ходе выполнения Послания.

Такой подход должен стать правилом для всех органов власти. Граждане России имеют право знать все о планах власти и о том, как эти планы осуществляются. Общественный контроль - самый надежный. Поэтому открытость нашей политики - средство повышения ее эффективности.

Верю в то, что мы сможем решить поставленные в этом Послании задачи. Они вполне реальны. Если так и будет, то в следующем году взаимные неплатежи, задержки выплаты зарплат и пенсий перестанут быть национальной проблемой, рост экономики составит не менее 2 процентов валового внутреннего продукта в год. Мы сможем существенно сократить масштабы социального расслоения.

Многие трудности последних лет были связаны с необходимостью обеспечить условия для предстоящего подъема России на новом витке ее развития. Сейчас главное - не растратить заделы последних лет, не позволить себе расслабиться, не лишить достойной перспективы самих себя и будущие поколения.

Установить порядок, в основе которого лежали бы не диктатура и подавление, а общность целей, разум и согласие, энергия примирения и созидания, - поистине историческая задача для России.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

6 марта 1997 года