3.1. Жесткий контроль за расходованием средств налогоплательщика
за расходованием средств налогоплательщика
Ключевым звеном является наведение порядка в бюджетном процессе.
Такой порядок начинается с принятия бюджета, основанного на точной оценке возможностей экономики и государства, то есть реального и выполнимого. Мы уже начинаем двигаться в этом направлении, но пока слишком медленно и непоследовательно. Далеко не всегда в бюджете отражаются приоритеты экономической и социальной политики, задаваемые Посланиями Президента Федеральному Собранию.
Поэтому начиная с текущего года разработка бюджета будет находиться под президентским контролем. Основные параметры бюджета будут задаваться Бюджетным посланием Президента, развивающим идеи Послания Федеральному Собранию.
Другая проблема - ущербность сложившейся системы исполнения бюджета, практика нецелевого использования бюджетных средств. Главное здесь - скорейшее принятие Бюджетного кодекса, который определит принципы и процедуры бюджетного процесса.
Исполнение бюджета должно осуществляться исключительно через казначейскую систему. Все доходы и расходы бюджета должны проходить через единый счет федерального казначейства. Правительству Российской Федерации необходимо до конца 1997 года завершить развертывание территориальной системы федерального казначейства и в 1998 году осуществить полный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета.
Необходимо перейти на международные стандарты бюджетной отчетности, в частности, учитывать в бюджете все затраты на обслуживание внутренних заимствований.
Стоит задача консолидации в бюджет большинства внебюджетных фондов, естественно, с сохранением целевой направленности. Это касается не только федерального, но и регионального уровней. При этом процедура расходования средств внебюджетных фондов и форма контроля должны быть не менее жесткими, чем для бюджетных средств.
Необходимо перейти к практике цивилизованного регламентированного секвестирования бюджетных расходов в случае недобора доходов.
Прозрачность бюджетных статей и процедур, правильность и законность расходования средств должны обеспечиваться системой контроля и аудита исполнения бюджета. Правительство, отвечая за своевременное и полное исполнение бюджета, должно регулярно отчитываться перед палатами Федерального Собрания о ходе его исполнения, теснее работать со Счетной палатой. Важно, чтобы не только у депутатов, но и у всех граждан не возникало вопросов о том, куда и в каких объемах расходуются бюджетные средства.
Для обеспечения своевременного и целевого использования средств необходимо ввести квартальные отчеты руководителей министерств, ведомств, учреждений, финансируемых непосредственно из федерального бюджета. Бюджетные организации должны финансироваться с учетом всех их доходов.
Необходимо прекратить практику бюджетного финансирования путем выдачи гарантий и поручительств органов исполнительной власти по коммерческим кредитам бюджетным организациям. Хотя такая практика зачастую является вынужденной, она приводит к перераспределению значительных государственных средств в негосударственный финансовый сектор.
Правительству совместно с Центральным Банком необходимо срочно разработать и утвердить такой порядок использования счетов федеральных органов исполнительной власти, который воспрепятствует нецелевому расходованию бюджетных средств. Временно свободные финансовые ресурсы должны размещаться Минфином только на счетах Центрального Банка или, когда это невозможно, на платной основе в абсолютно надежных коммерческих банках.
Все бюджетные ссуды должны предоставляться исключительно под надежное обеспечение или гарантии.
Для ужесточения контроля за эффективностью расходования бюджетных средств, в том числе для закрытия лазеек тем, кто злоупотребляет своим служебным положением, Правительство должно исключить любую возможность распределения государственных заказов и государственных инвестиций помимо процедуры открытого конкурса с публикацией цен, условий конкурса и требований к представляемым на конкурс документам. В тех случаях, когда открытость конкурса сопряжена с разглашением государственной тайны, должен проводиться закрытый конкурс.
Необходимо в месячный срок завершить разработку и внести в Государственную Думу проект нового закона о государственных закупках, обеспечивающего честную конкуренцию при размещении государственных заказов на поставку продукции и оказание услуг. До принятия этого закона конкурсный порядок размещения государственных заказов будет установлен указом Президента.
Поручаю Правительству в трехмесячный срок разработать и утвердить нормативные акты, регулирующие порядок проведения конкурсов, экспертизы, оформления государственных заказов и контроля за их исполнением.
Важнейшим условием наведения порядка в бюджетной сфере является рационализация финансирования бюджетного дефицита, управления государственным долгом, разработка годовых планов заимствований и погашения долгов.
Значительный дефицит федерального бюджета, связанный, помимо прочего, с низкой финансовой дисциплиной и нерациональным использованием бюджетных средств, вызвал необходимость крупномасштабных государственных заимствований на внутреннем финансовом рынке. Высокий спрос государства на кредитные ресурсы привел к вытеснению частных заимствований с финансовых рынков и крайне сузил возможности коммерческого кредитования производства.
Правительство должно в трехмесячный срок разработать программу сокращения бюджетного дефицита таким образом, чтобы начиная с 1999 года доходы федерального бюджета полностью обеспечивали текущие расходы, за исключением выплаты процентов по государственному долгу.
Сокращение бюджетного дефицита и масштабов внутренних заимствований существенно уменьшит отток финансовых ресурсов из реального сектора экономики, позволит снизить процентные ставки, обеспечит дешевый кредит и, таким образом, создаст предпосылки для производственного инвестирования и экономического роста.
Следует также перейти к среднесрочному планированию государственных инвестиций, сконцентрировав их на направлениях, которые обеспечивают перспективные условия функционирования экономики (производственная, социальная и правовая инфраструктура, подготовка кадров). Правительство уже в этом году должно разработать инвестиционную программу до 2000 года, увязав все государственные и иные источники финансирования, и сделать ее основой для подготовки бюджетов развития на 1998 год и последующие годы. Проект такой программы должен быть представлен Президенту к сентябрю 1997 года.
Нам необходимо перспективное бюджетное планирование, которое позволит уже сейчас спрогнозировать возможности бюджета по финансированию основных государственных программ, проведению реформы в социальной, военной и других областях, даст возможность определить в условиях сокращения дефицита бюджета реальный объем финансовых ресурсов государства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей