6.2. Путь к современной армии

Приоритетное значение в предотвращении войн и вооруженных конфликтов Россия, как и прежде, отдает политико - дипломатическим, международно - правовым и экономическим средствам, коллективным действиям мирового сообщества в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Но для защиты интересов России мы должны быть готовы и к применению других средств - Вооруженных Сил, всей оборонной мощи государства.

Между тем происходит снижение уровня боевой и мобилизационной готовности войск. По общему уровню технической оснащенности Вооруженные Силы Российской Федерации отстают от наиболее мощных армий мира на пять - десять, а по отдельным направлениям - на пятнадцать лет. Практически свернута модернизация вооружения и военной техники. Тяжелое положение складывается с организацией прохождения военной службы и подготовки кадров.

Уровень денежного довольствия военнослужащих не соответствует сложности, напряженности, значимости и особому характеру воинского труда, что подрывает престижность воинской службы и экономические основы комплектования военными кадрами.

Большую озабоченность вызывает то, что не выполняется в полном объеме Закон "О статусе военнослужащих", определяющий права и льготы, которыми пользуются военнослужащие в соответствии с условиями контракта о прохождении военной службы. Не обеспечивается и своевременность выплаты военнослужащим денежного содержания.

Сегодня Вооруженные Силы, другие войска находятся в тяжелом положении. И это положение продолжает ухудшаться. Вот почему в проведении военной реформы, в преобразовании военной организации государства в целом дорог каждый день. Любые задержки наносят ущерб обороноспособности России.

Военную реформу следует проводить по нескольким направлениям.

1. Всю военную организацию государства необходимо привести в соответствие с потенциальными угрозами и вызовами безопасности России, экономическими возможностями страны.

В этих целях будет оптимизирована структура видов и родов Вооруженных Сил, уменьшено число министерств и ведомств, которым разрешено иметь в своем составе вооруженные формирования, сокращена численность Вооруженных Сил и других войск. Уже в этом году штатная численность Вооруженных Сил сокращается на 200 тысяч военнослужащих. В ближайшее время будет принято решение и о сокращении численности других войск. Это поможет создать хорошо укомплектованные объединения и части.

2. Усиление социальной защищенности, социальное обеспечение, переподготовку по гражданским специальностям офицеров и прапорщиков, увольняемых из Вооруженных Сил и других войск в связи с их сокращением, должна обеспечить Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на основе существующих и специально разработанных общегосударственных программ.

3. Россия имеет самые протяженные границы в мире. Мы не можем, да в этом и нет необходимости, иметь по всему периметру одинаково сильные группировки войск. Поэтому по региональному принципу в составе военных округов должны быть созданы высокомобильные силы, способные вести автономные действия и в кратчайшие сроки локализовать и нейтрализовать угрозы на любом направлении.

В течение этого года планируется уточнить задачи Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, обеспечить сопряжение планов их строительства и подготовки, повысить эффективность управления, интегрировать системы технического, тылового и иных видов обеспечения, капитального строительства, подготовки кадров, военного образования и военной науки.

Основная цель - добиться комплексного применения Вооруженных Сил и других войск, устранить параллелизм, ликвидировать дублирующие звенья или перенацелить их на решение других задач. Убежден, это даст значительную экономию финансовых, материальных и иных средств.

4. Комплектование Вооруженных Сил, других войск будет переводиться на контрактную основу по мере создания необходимой инфраструктуры для службы и жизни контрактников и членов их семей.

5. В военно - технической политике основные усилия будут сосредоточены на обеспечении качественного технического оснащения, роста боевой эффективности Вооруженных Сил и других войск, на оптимизации номенклатуры, стандартизации, унификации и широкой модернизации вооружений и военной техники в соответствии с утвержденной Президентом Государственной программой вооружения до 2005 года. Правительство также должно приложить максимум усилий для сохранения и развития научно - производственных мощностей промышленности по созданию и выпуску современных вооружений и военной техники. Необходимо наращивать и расширять отвечающее интересам России военно - техническое сотрудничество с зарубежными странами.

При организации научных исследований первостепенное внимание будет уделено готовности Вооруженных Сил эффективно функционировать в условиях быстрого развития информационных технологий и новых видов вооружений.

Реформирование Вооруженных Сил и других войск будет происходить при неуклонном соблюдении принципа сохранения Россией способности осуществлять эффективное сдерживание, в том числе ядерное, от агрессии против нее и союзных государств.

Конечная цель военной реформы - создание достаточной обороны, качественно новых, значительно меньших по численности Вооруженных Сил и других войск, оснащенных современной боевой техникой и обладающих высокой профессиональной выучкой.

Укрепление обороноспособности страны требует активной морально - политической поддержки общества и должно быть обеспечено необходимой нормативной базой. В этом году необходимо будет принять федеральные законы "О военном положении" и "О чрезвычайном положении", проекты которых будут внесены в Государственную Думу. Надеюсь на конструктивное сотрудничество с депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации.