Редакция от 30.12.2020 (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021)

Редакция от 30.12.2020

(с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021)

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 31.07.2020 N 303-ФЗ, вступающих в силу с 28.01.2021. См. справку к редакции.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение наименования статьи 13

старая редакция новая редакция

Статья 13. Ценовые и налоговые Статья 13. Ценовые и налоговые

меры, направленные на сокращение меры, направленные на сокращение

спроса на табачные изделия спроса на табачные изделия или

никотинсодержащую продукцию

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 1 статьи 13

старая редакция новая редакция

1. В целях сокращения спроса на 1. В целях сокращения спроса на

табачные изделия осуществляются табачные изделия или

меры по увеличению акцизов на никотинсодержащую продукцию

табачную продукцию в соответствии осуществляются меры по увеличению

с законодательством Российской акцизов на табачную продукцию или

Федерации о налогах и сборах, а никотинсодержащую продукцию в

также могут осуществляться иные соответствии с законодательством

меры государственного воздействия Российской Федерации о налогах и

на уровень цен указанной сборах, а также могут

продукции. осуществляться иные меры

государственного воздействия на

уровень цен указанной продукции.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 2 статьи 13

старая редакция новая редакция

2. Меры государственного 2. Меры государственного

воздействия на уровень цен воздействия на уровень цен

табачной продукции осуществляются табачной продукции или

посредством установления никотинсодержащей продукции

минимальных розничных цен такой осуществляются посредством

продукции. Минимальная розничная установления минимальных розничных

цена табачной продукции цен такой продукции. Минимальная

представляет собой цену, ниже розничная цена табачной продукции

которой единица потребительской или никотинсодержащей продукции

упаковки (пачка) табачных изделий представляет собой цену, ниже

не может быть реализована которой единица потребительской

потребителям предприятиями упаковки (пачка) табачных изделий

розничной торговли, общественного или никотинсодержащей продукции не

питания, сферы услуг, а также может быть реализована

индивидуальными предпринимателями. потребителям предприятиями

розничной торговли, общественного

питания, сферы услуг, а также

индивидуальными предпринимателями.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 4 статьи 13

старая редакция новая редакция

4. Порядок опубликования 4. Порядок опубликования

минимальных розничных цен табачной минимальных розничных цен табачной

продукции устанавливается продукции или никотинсодержащей

федеральным органом исполнительной продукции устанавливается

власти, осуществляющим функции по федеральным органом исполнительной

выработке государственной политики власти, осуществляющим функции по

и нормативно-правовому выработке государственной политики

регулированию в сфере бюджетной, и нормативно-правовому

налоговой деятельности. регулированию в сфере бюджетной,

налоговой деятельности.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 5 статьи 13

старая редакция новая редакция

5. Реализация табачной 5. Реализация табачной

продукции по цене, которая ниже продукции или никотинсодержащей

минимальных розничных цен и выше продукции по цене, которая ниже

максимальных розничных цен, минимальных розничных цен и выше

установленных в соответствии с максимальных розничных цен,

законодательством Российской установленных в соответствии с

Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской

запрещена. Федерации о налогах и сборах,

запрещена.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Наименование статьи 16 - изложено в новой редакции

старая редакция новая редакция

Статья 16. Запрет рекламы и Статья 16. Запрет рекламы и

стимулирования продажи табака, стимулирования продажи табака,

спонсорства табака табачных изделий или

никотинсодержащей продукции,

устройств для потребления

никотинсодержащей продукции,

кальянов, спонсорства табака или

никотинсодержащей продукции

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца первого части 1 статьи 16

старая редакция новая редакция

1. В целях сокращения спроса на 1. В целях сокращения спроса на

табак и табачные изделия табак, табачные изделия,

запрещаются: никотинсодержащую продукцию,

устройства для потребления

никотинсодержащей продукции,

кальяны запрещаются:

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Абзац первый пункта 1 части 1 статьи 16 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

1) реклама и стимулирование 1) реклама и стимулирование

продажи табака, табачной продукции продажи табака, табачной продукции

и (или) потребления табака, в том или никотинсодержащей продукции,

числе: устройств для потребления

никотинсодержащей продукции,

кальянов, стимулирование

потребления табака или

никотинсодержащей продукции, в том

числе:

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 16

старая редакция новая редакция

а) распространение табака, а) распространение табака,

табачных изделий среди населения табачных изделий или

бесплатно, в том числе в виде никотинсодержащей продукции,

подарков; устройств для потребления

никотинсодержащей продукции,

кальянов среди населения

бесплатно, в том числе в виде

подарков;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 16

старая редакция новая редакция

б) применение скидок с цены б) применение скидок с цены

табачных изделий любыми способами, табачных изделий или

в том числе посредством издания никотинсодержащей продукции любыми

купонов и талонов; способами, в том числе посредством

издания купонов и талонов;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Подпункт "в" пункта 1 части 1 статьи 16 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

в) использование товарного в) использование товарного

знака, служащего для знака, служащего для

индивидуализации табачных изделий, индивидуализации табачных изделий,

на других видах товаров, не никотинсодержащей продукции,

являющихся табачными изделиями, устройств для потребления

при производстве таких товаров, а никотинсодержащей продукции,

также оптовая и розничная торговля кальянов, на других видах товаров,

товарами, которые не являются не являющихся табачными изделиями,

табачными изделиями, но на которых никотинсодержащей продукцией,

использован товарный знак, устройствами для потребления

служащий для индивидуализации никотинсодержащей продукции,

табачных изделий; кальянами, при производстве таких

товаров, а также оптовая и

розничная торговля товарами,

которые не являются табачными

изделиями, никотинсодержащей

продукцией, устройствами для

потребления никотинсодержащей

продукции, кальянами, но на

которых использован товарный знак,

служащий для индивидуализации

табачных изделий,

никотинсодержащей продукции,

устройств для потребления

никотинсодержащей продукции,

кальянов;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение подпункта "г" пункта 1 части 1 статьи 16

старая редакция новая редакция

г) использование и имитация г) использование и имитация

табачного изделия при производстве табачного изделия или

других видов товаров, не никотинсодержащей продукции при

являющихся табачными изделиями, производстве других видов товаров,

при оптовой и розничной торговле не являющихся табачными изделиями

такими товарами; или никотинсодержащей продукцией,

при оптовой и розничной торговле

такими товарами;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение подпункта "д" пункта 1 части 1 статьи 16

старая редакция новая редакция

д) демонстрация табачных д) демонстрация табачных

изделий и процесса потребления изделий или никотинсодержащей

табака во вновь созданных и продукции, устройств для

предназначенных для детей потребления никотинсодержащей

аудиовизуальных произведениях, продукции, кальянов, процесса

включая теле- и видеофильмы, в потребления табака или потребления

театрально-зрелищных никотинсодержащей продукции во

представлениях, в радио-, теле-, вновь созданных и предназначенных

видео- и кинохроникальных для детей аудиовизуальных

программах, а также публичное произведениях, включая теле- и

исполнение, сообщение в эфир, по видеофильмы, в

кабелю и любое другое театрально-зрелищных

использование указанных представлениях, в радио-, теле-,

произведений, представлений, видео- и кинохроникальных

программ, в которых осуществляется программах, а также публичное

демонстрация табачных изделий и исполнение, сообщение в эфир, по

процесса потребления табака; кабелю и любое другое

использование указанных

произведений, представлений,

программ, в которых осуществляется

демонстрация табачных изделий или

никотинсодержащей продукции,

устройств для потребления

никотинсодержащей продукции,

кальянов, процесса потребления

табака или потребления

никотинсодержащей продукции;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение подпункта "е" пункта 1 части 1 статьи 16

старая редакция новая редакция

е) организация и проведение е) организация и проведение

мероприятий (в том числе лотерей, мероприятий (в том числе лотерей,

конкурсов, игр), условием участия конкурсов, игр), условием участия

в которых является приобретение в которых является приобретение

табачных изделий; табачных изделий,

никотинсодержащей продукции,

устройств для потребления

никотинсодержащей продукции,

кальянов;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Подпункт "ж" пункта 1 части 1 статьи 16 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

ж) организация и проведение ж) организация и проведение

культурных, физкультурных, культурных, физкультурных,

спортивных и других массовых спортивных и других массовых

мероприятий, целью, результатом мероприятий, целью, результатом

или вероятным результатом которых или вероятным результатом которых

является прямое или косвенное является прямое или косвенное

побуждение к приобретению табачных побуждение к приобретению табачных

изделий и (или) потреблению табака изделий, никотинсодержащей

(в том числе организация и продукции, устройств для

проведение массовых мероприятий, в потребления никотинсодержащей

которых табачные изделия продукции, кальянов и (или)

установлены в качестве призов); потреблению табака или потреблению

никотинсодержащей продукции (в том

числе организация и проведение

массовых мероприятий, в которых

такие изделия, продукция и

устройства установлены в качестве

призов);

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 2 части 1 статьи 16

старая редакция новая редакция

2) спонсорство табака. 2) спонсорство табака или

никотинсодержащей продукции.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 2 статьи 16

старая редакция новая редакция

2. Не допускается демонстрация 2. Не допускается демонстрация

табачных изделий и процесса табачных изделий,

потребления табака во вновь никотинсодержащей продукции,

созданных и предназначенных для курительных принадлежностей,

взрослых аудиовизуальных устройств для потребления

произведениях, включая теле- и никотинсодержащей продукции,

видеофильмы, в кальянов и процесса потребления

театрально-зрелищных табака или потребления

представлениях, в радио-, теле-, никотинсодержащей продукции во

видео- и кинохроникальных вновь созданных и предназначенных

программах, а также публичное для взрослых аудиовизуальных

исполнение, сообщение в эфир, по произведениях, включая теле- и

кабелю и любое другое видеофильмы, в

использование указанных театрально-зрелищных

произведений, представлений, представлениях, в радио-, теле-,

программ, в которых осуществляется видео- и кинохроникальных

демонстрация табачных изделий и программах, а также публичное

процесса потребления табака, за исполнение, сообщение в эфир, по

исключением случаев, если такое кабелю и любое другое

действие является неотъемлемой использование указанных

частью художественного замысла. произведений, представлений,

программ, в которых осуществляется

демонстрация табачных изделий,

никотинсодержащей продукции,

курительных принадлежностей,

устройств для потребления

никотинсодержащей продукции,

кальянов и процесса потребления

табака или потребления

никотинсодержащей продукции, за

исключением случаев, если такое

действие является неотъемлемой

частью художественного замысла.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 3 статьи 16

старая редакция новая редакция

3. При демонстрации 3. При демонстрации

аудиовизуальных произведений, аудиовизуальных произведений,

включая теле- и видеофильмы, включая теле- и видеофильмы,

теле-, видео- и кинохроникальных теле-, видео- и кинохроникальных

программ, в которых осуществляется программ, в которых осуществляется

демонстрация табачных изделий и демонстрация табачных изделий,

процесса потребления табака, процесса потребления табака или

вещатель или организатор потребления никотинсодержащей

демонстрации должен обеспечить продукции, вещатель или

трансляцию социальной рекламы о организатор демонстрации должен

вреде потребления табака обеспечить трансляцию социальной

непосредственно перед началом или рекламы о вреде потребления табака

во время демонстрации такого или никотинсодержащей продукции

произведения, такой программы. непосредственно перед началом или

во время демонстрации такого

произведения, такой программы.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 4 статьи 16

старая редакция новая редакция

4. Допускается демонстрация 4. Допускается демонстрация

табачных изделий и процесса табачных изделий, процесса

потребления табака при потребления табака или потребления

информировании населения о вреде никотинсодержащей продукции при

потребления табака и вредном информировании населения о вреде

воздействии окружающего табачного потребления табака или потребления

дыма в средствах массовой никотинсодержащей продукции,

информации при проведении вредном воздействии окружающего

информационных кампаний. табачного дыма и веществ,

выделяемых при потреблении

никотинсодержащей продукции в

средствах массовой информации при

проведении информационных

кампаний.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Часть 5 статьи 16 - изложена в новой редакции

старая редакция новая редакция

5. Запрет рекламы табака, 5. Запрет рекламы табака,

табачных изделий и курительных табачных изделий,

принадлежностей осуществляется в никотинсодержащей продукции,

соответствии с законодательством курительных принадлежностей,

Российской Федерации о рекламе. устройств для потребления

никотинсодержащей продукции,

кальянов осуществляется в

соответствии с законодательством

Российской Федерации о рекламе.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Наименование статьи 19 - изложено в новой редакции

старая редакция новая редакция

Статья 19. Ограничения торговли Статья 19. Ограничения торговли

табачной продукцией и табачными табачной продукцией, табачными

изделиями изделиями или никотинсодержащей

продукцией, кальянами,

устройствами для потребления

никотинсодержащей продукции

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 1 статьи 19

старая редакция новая редакция

1. Розничная торговля табачной 1. Розничная торговля табачной

продукцией осуществляется в продукцией или никотинсодержащей

магазинах и павильонах. В целях продукцией, кальянами

настоящей статьи под магазином осуществляется в магазинах и

понимается здание или его часть, павильонах. В целях настоящей

специально оборудованные, статьи под магазином понимается

предназначенные для продажи здание или его часть, специально

товаров и оказания услуг оборудованные, предназначенные для

покупателям и обеспеченные продажи товаров и оказания услуг

торговыми, подсобными, покупателям и обеспеченные

административно-бытовыми торговыми, подсобными,

помещениями, а также помещениями административно-бытовыми

для приема, хранения товаров и помещениями, а также помещениями

подготовки их к продаже, под для приема, хранения товаров и

павильоном понимается строение, подготовки их к продаже, под

имеющее торговый зал и павильоном понимается строение,

рассчитанное на одно рабочее место имеющее торговый зал и

или несколько рабочих мест. рассчитанное на одно рабочее место

или несколько рабочих мест.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 2 статьи 19

старая редакция новая редакция

2. В случае отсутствия в 2. В случае отсутствия в

населенном пункте магазинов и населенном пункте магазинов и

павильонов допускается торговля павильонов допускается торговля

табачной продукцией в других табачной продукцией или

торговых объектах или развозная никотинсодержащей продукцией,

торговля табачной продукцией. кальянами в других торговых

объектах или развозная торговля

табачной продукцией или

никотинсодержащей продукцией,

кальянами.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 3 статьи 19

старая редакция новая редакция

3. Запрещается розничная 3. Запрещается розничная

торговля табачной продукцией в торговля табачной продукцией или

торговых объектах, не никотинсодержащей продукцией,

предусмотренных частями 1 и 2 кальянами в торговых объектах, не

настоящей статьи, на ярмарках, предусмотренных частями 1 и 2

выставках, путем развозной и настоящей статьи, на ярмарках,

разносной торговли, дистанционным выставках, путем развозной и

способом продажи, с использованием разносной торговли, дистанционным

автоматов и иными способами, за способом продажи, с использованием

исключением развозной торговли в автоматов и иными способами, за

случае, предусмотренном частью 2 исключением развозной торговли в

настоящей статьи. случае, предусмотренном частью 2

настоящей статьи.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 4 статьи 19

старая редакция новая редакция

4. Запрещается розничная 4. Запрещается розничная

торговля табачной продукцией с торговля табачной продукцией или

выкладкой и демонстрацией табачной никотинсодержащей продукцией с

продукции в торговом объекте, за выкладкой и демонстрацией табачной

исключением случая, продукции или никотинсодержащей

предусмотренного частью 5 продукции в торговом объекте, за

настоящей статьи. исключением случая,

предусмотренного частью 5

настоящей статьи.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Часть 5 статьи 19 - изложена в новой редакции

старая редакция новая редакция

5. Информация о табачной 5. Информация о табачной

продукции, предлагаемой для продукции или никотинсодержащей

розничной торговли, доводится продукции, кальянах, которые

продавцом в соответствии с предлагаются для розничной

законодательством Российской торговли, доводится продавцом в

Федерации о защите прав соответствии с законодательством

потребителей до сведения Российской Федерации о защите прав

покупателей посредством размещения потребителей до сведения

в торговом зале перечня покупателей посредством размещения

продаваемой табачной продукции, в торговом зале перечня

текст которого выполнен буквами продаваемой табачной продукции или

одинакового размера черного цвета никотинсодержащей продукции,

на белом фоне и который составлен кальянов, текст которого выполнен

в алфавитном порядке, с указанием буквами одинакового размера

цены продаваемой табачной черного цвета на белом фоне и

продукции без использования который составлен в алфавитном

каких-либо графических изображений порядке, с указанием цены

и рисунков. Демонстрация табачной продаваемой продукции без

продукции покупателю в торговом использования каких-либо

объекте может осуществляться по графических изображений и

его требованию после ознакомления рисунков. Демонстрация табачной

с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей

продукции с учетом требований продукции, кальянов покупателю в

статьи 20 настоящего Федерального торговом объекте может

закона. осуществляться по его требованию

после ознакомления с перечнем

продаваемой табачной продукции или

никотинсодержащей продукции,

кальянов с учетом требований

статьи 20 настоящего Федерального

закона.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Часть 6 статьи 19 - изложена в новой редакции

старая редакция новая редакция

6. Не допускаются розничная 6. Не допускаются розничная

торговля сигаретами, содержащимися торговля сигаретами, содержащимися

в количестве менее чем или более в количестве менее чем или более

чем двадцать штук в единице чем двадцать штук в единице

потребительской упаковки (пачке), потребительской упаковки (пачке),

розничная торговля сигаретами и розничная торговля сигаретами и

папиросами поштучно, табачными папиросами поштучно, табачными

изделиями без потребительской изделиями или никотинсодержащей

тары, табачными изделиями, продукцией без потребительской

упакованными в одну тары, табачными изделиями или

потребительскую тару с товарами, никотинсодержащей продукцией,

не являющимися табачными упакованными в одну

изделиями. потребительскую тару с товарами,

не являющимися табачными изделиями

или никотинсодержащей продукцией,

кальянами, устройствами для

потребления никотинсодержащей

продукции.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Абзац первый части 7 статьи 19 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

7. Запрещается розничная 7. Запрещается розничная

торговля табачной продукцией в торговля табачной продукцией или

следующих местах: никотинсодержащей продукцией,

кальянами, устройствами для

потребления никотинсодержащей

продукции в следующих местах:

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 19 частью 9. См. текст новой редакции

9. Запрещается розничная торговля никотином (в том числе полученным

путем синтеза) или его производными, включая соли никотина, а также

никотинсодержащей жидкостью и раствором никотина (в том числе жидкостями

для электронных средств доставки никотина), если концентрация никотина в

никотинсодержащей жидкости или растворе никотина превышает 20 мг/мл.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

* * *