1. Проведение анализа на предмет отнесения меры государственного регулирования к субсидии

На первом этапе проведения анализа необходимо определить, относится ли рассматриваемая мера государственного регулирования к субсидии.

1.1 (пункт Алгоритма N 1.1). В целях отнесения рассматриваемой меры государственного регулирования к субсидии необходимо, в первую очередь, проанализировать, оказывается ли содействие со стороны государства-члена. Так, в отсутствии установления факта оказания такого содействия со стороны государства мера не будет являться субсидией в понимании Соглашения, а также статьи 93 Договора о ЕАЭС и приложения N 28 к Договору о ЕАЭС.

Пример <1>: содействие оказывается конкретному промышленному предприятию в целях модернизации производственных мощностей. При этом для финансирования проекта привлекаются средства из вне государственных источников - средства инвесторов. В этом случае отсутствует первое условие, необходимое для отнесения меры регулирования к субсидии, а именно - содействие (участие) со стороны государства.

--------------------------------

<1> Здесь и далее примеры приведены в качестве иллюстрации работы положений рассматриваемого пункта.

В ходе анализа меры на предмет оказания содействия со стороны государства-члена, необходимо учитывать также случаи, при которых субсидирующий орган государства-члена поручает или предписывает любой другой организации выполнять возложенные на него функции по предоставлению субсидий (т.е. выступать в качестве "уполномоченного агента" государства). Такие действия указанной организации рассматриваются в качестве действий субсидирующего органа. Акты главы государства-члена, направленные на предоставление субсидий, также рассматриваются в качестве действий субсидирующего органа (в соответствии с положениями подпункта 5 статьи 2 Соглашения, пункта 4 статьи 93 Договора о ЕАЭС) <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с указанным, далее по тексту настоящих Пояснений и Алгоритма под действиями субсидирующего органа понимаются также действия уполномоченной государством-членом организации, получившей соответствующие инструкции. Понятие "акт, в соответствии с которым предоставляется субсидия" включает в себя акты субсидирующего органа, акты уполномоченной субсидирующим органом структуры, а также акты главы государства-члена, направленные на предоставление субсидий.

1.2 (пункт Алгоритма N 1.2). На втором этапе анализа меры на предмет предоставления субсидии необходимо удостовериться, что регулирование осуществляется посредством оказания финансового содействия в одной из форм, указанных в Соглашении, статье 93 Договора о ЕАЭС и приложении N 28 к Договору о ЕАЭС (прямое перечисление бюджетных средств, принятие обязательств по переводу бюджетных средств, невзимание причитающихся государству доходов, предоставление промышленных товаров или услуг, приобретение промышленных товаров) или любой другой формы поддержки доходов или цен.

Наиболее распространенными формами прямого перечисления бюджетных средств являются: вливание средств в уставной капитал предприятия, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставление грантов (под которыми понимается предоставление бенефициару безвозвратной ссуды).

В качестве примера субсидирования посредством принятия обязательств по переводу бюджетных средств возможно привести государственное гарантирование (например, кредитов).

Невзимание причитающихся государству доходов может быть реализовано, например, посредством предоставления налоговых льгот и налоговых кредитов; тарифных льгот <1>, предусматривающих освобождение конкретных предприятий от уплаты ввозной таможенной пошлины в полном объеме.

--------------------------------

<1> В соответствии с разделом II "Тарифные льготы" Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании (приложение N 6 к Договору о ЕАЭС).

Предоставление государством промышленных товаров или услуг может быть реализовано посредством установления льготных тарифов при перевозке промышленных товаров железнодорожным транспортом, снижения тарифов на электроэнергию, предоставления земли и специфической промышленной инфраструктуры для работы отдельных предприятий, отраслей промышленности.

Такая форма поддержки как приобретение государством промышленных товаров может быть реализована, например, посредством реализации государственного заказа на промышленные товары, в случае если они закупаются по ценам, превышающим рыночные (в этом случае анализу подлежит уровень цен на рынке субсидирующего государства-члена).

Также субсидирование может быть реализовано посредством поддержки доходов и цен, в случае если реализация такой поддержки действует, прямо или косвенно, на сокращение ввоза промышленного товара с территории любого из государств-членов или увеличение вывоза промышленного товара на территорию любого из государств-членов.

1.3 (пункт Алгоритма N 1.3). На третьем этапе анализа меры на предмет предоставления субсидии необходимо рассмотреть меру на предмет предоставления преимущества.

Наличие преимущества (нерыночных, более выгодных условий хозяйствования в связи с содействием государства) возможно проверить руководствуясь следующими положениями:

а) участие государства в капитале компании не рассматривается как предоставление субсидии, если решение об инвестициях не может быть расценено как не отвечающее обычной инвестиционной практике (включая предоставление рискового капитала) частных инвесторов на территории данного государства-члена;

б) государственное кредитование не рассматривается как предоставление субсидии, если отсутствует разница между суммой, которую предприятие - получатель кредита уплачивает по государственному кредиту, и суммой, которую оно уплатило бы за сопоставимый коммерческий кредит, полученный на кредитном рынке субсидирующего государства-члена. В противном случае субсидией считается разница между этими двумя суммами;

в) государственное гарантирование кредита не рассматривается как предоставление субсидии, если отсутствует разница между суммой, которую предприятие - получатель кредита уплачивает за кредит, гарантированный государством, и суммой, которую оно уплатило бы за сопоставимый коммерческий кредит без государственной гарантии. В противном случае субсидией считается разница между этими двумя суммами, с поправкой на разницу в комиссионных;

г) освобождение экспортируемого промышленного товара от пошлин и налогов, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо уменьшение таких пошлин и налогов, либо возврат таких пошлин и налогов в размере, не превышающем фактически начисленной суммы, не рассматривается как субсидия;

д) поставки государством промышленных товаров или услуг либо государственные закупки промышленных товаров не рассматриваются как субсидия, если только промышленные товары или услуги не поставляются государством за менее чем соразмерную плату, либо закупки не осуществляются за более чем соразмерную плату. Соразмерность оплаты определяется существующими на рынке субсидирующего государства-члена рыночными условиями для данных промышленных товаров и услуг в случае поставки или закупки (включая цену, качество, доступность, возможность быстрой продажи, транспортировку и прочие условия покупки или продажи);

е) поставки государством промышленных товаров или услуг в целях реализации инфраструктурных проектов не рассматриваются как субсидия, в случае если поставляемые промышленные товары или услуги предназначены для поддержания и развития общей инфраструктуры (в отличие от программ, предусматривающих предоставление земли и специфической промышленной инфраструктуры для работы отдельных предприятий, отраслей промышленности).

Отсюда следует, что преимуществом являются более благоприятные по сравнению с рыночными условия получения субсидиантом денежных средств от государства.