2. Проведение анализа на предмет отнесения субсидии к категории специфических субсидий

После установления факта отнесения меры государственного регулирования к субсидии необходимо провести анализ рассматриваемой субсидии на предмет того, является ли она специфической субсидией.

2.1 (пункт Алгоритма N 2.1). На данном этапе проведения анализа выявление специфичности субсидии рассматривается с точки зрения отраслевого критерия ее предоставления.

В случае если условия получения субсидии, зафиксированные в акте, в соответствии с которым предоставляется субсидия, сводятся к (или включают в себя) принадлежности предприятия к определенной отрасли промышленности, или если акт, в соответствии с которым предоставляется субсидия, включает в себя закрытый перечень отраслей промышленности или отдельных предприятий, которые могут претендовать на участие в программе поддержки (например, перечень приоритетных отраслей), такая субсидия будет отнесена к категории специфических субсидий в понимании пункта 1 статьи 3 Соглашения и пункта 3 раздела II "Специфические субсидии" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС.

Важно при этом отметить, что сам по себе факт того, что получателями субсидии в рамках программы поддержки стали конкретные предприятия конкретных отраслей промышленности, не позволяет однозначно классифицировать такую субсидию в качестве специфической, в связи с тем, что указанные предприятия могли получить бюджетные средства исходя не из отраслевого, а из ряда других экономических объективных критериев. В этом случае субсидия не будет отнесена к категории специфических.

Под объективными критериями, условиями получения субсидии понимаются критерии, которые являются нейтральными, не создают преимуществ при получении субсидий для некоторых предприятий по сравнению с другими, являются экономическими по характеру и горизонтальными по способу применения.

Примерами такого рода критериев, условий могут быть требования к числу занятых или размеру предприятий (поддержка предприятий малого и среднего бизнеса), требования по созданию определенного числа рабочих мест на территории субсидирующего государства-члена, субсидирование предприятий, финансирующих НИОКР, закупку энергосберегающего оборудования и развитие технологий по энергосбережению и т.д. - в отсутствии отраслевого и географического критериев получения поддержки, а также случаев, указанных в пункте 2.3 настоящих Пояснений.

Критерии и условия должны являться транспарентными, так, они должны быть четко оговорены в законе, инструкции, правовом акте или других официальных документах таким образом, чтобы их можно было проверить.

В этой связи важно обозначить, что в отсутствии четко прописанных объективных критериев и условий в акте, в соответствии с которым предоставляется субсидия, при применении таких критериев и условий исключительно де-факто, данный аспект не может быть принят во внимание в ходе анализа программы субсидирования.

2.2 (пункт Алгоритма N 2.2). На данном этапе проведения анализа выявление специфичности субсидии рассматривается с точки зрения географического критерия ее предоставления.

Так, если условия получения субсидии, зафиксированные в акте, в соответствии с которым предоставляется субсидия, сводятся к (или включают в себя) нахождению предприятий на территории определенного географического региона, такая субсидия будет отнесена к категории специфических промышленных субсидий в понимании пункта 2 статьи 3 Соглашения и пункта 4 раздела II "Специфические субсидии" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС.

Пример: предоставление субсидий резидентам той или иной свободной экономической зоны или субсидирование из средств федерального бюджета промышленных предприятий, расположенных на территории конкретного города.

Важно при этом отметить, что сам по себе факт того, что получателями субсидии в рамках программы поддержки стали конкретные предприятия конкретных географических регионов, не позволяет однозначно классифицировать такую субсидию в качестве специфической, в связи с тем, что указанные предприятия могли выиграть конкурс на получение бюджетных средств исходя не из географического критерия, а в результате соответствия ряду объективных экономических критериев, содержащихся в актах, в соответствии с которыми предоставляется субсидия (в этом случае субсидия не будет отнесена к категории специфических).

Пример: программа субсидирования моногородов (де-факто субсидия предоставляется с учетом расположения предприятий, являющихся градообразующими, однако ключевые критерии получения поддержки - число занятых и социальная значимость предприятия, т.е. критерии носят объективный экономический, а не географический характер).

Кроме того, в данном случае для определения наличия специфичности субсидии необходимо учитывать уровень юрисдикции субсидирующего органа (уровень распорядителя бюджетных средств).

Так, программа поддержки всех промышленных предприятий конкретного географического региона, реализуемая за счет средств федерального бюджета, будет являться специфической субсидией, в то время как реализация аналогичной программы за счет бюджета обозначенного региона не будет являться специфической субсидией, так как с учетом юрисдикции субсидирующего органа такая программа носит характер горизонтальной программы поддержки, не ограниченной ни отраслевым, ни географическим критериями.

2.3 (пункт Алгоритма N 2.3). На данном этапе проведения анализа выявление специфичности субсидии рассматривается с точки зрения фактической реализации бюджетных средств в рамках рассматриваемой программы поддержки.

Так, возможны случаи, при которых в отсутствии указанных выше очевидных показателей специфичности (отраслевая, географическая специфичность) сохраняются такие показатели специфичности субсидии как нетранспарентность и необъективность (экономическая) выделения средств, что на практике может проявляться в том, что определенные отдельно взятые предприятия, имеющие в целом равные условия хозяйствования наряду с другими претендентами на получение субсидии:

имеют доступ к бюджетным деньгам, в условиях непредоставления средств другим, аналогичным по условиям хозяйствования предприятиям;

обладают преимущественным правом доступа к бюджетным деньгам;

используют непропорционально большие суммы бюджетных средств в сравнении с другими, аналогичными по условиям хозяйствования предприятиями, претендующими на получение субсидии.

Пример: субсидия предоставляется предприятиям, осуществлявшим в прошедшем финансовом году вложения в НИОКР в определенных размерах (объективный экономический критерий). При этом на практике, из пятидесяти предприятий, подпадающих под требования рассматриваемой программы, субсидии были выделены только двум предприятиям (в отсутствии дополнительных объективных экономических критериев, под которые подпадают только два рассматриваемых получателя субсидии).

В ходе анализа программы субсидирования на де-факто специфичность оценке подлежит также способ использования субсидирующим органом властных полномочий при принятии решения о предоставлении субсидии, что включает в себя, в частности, анализ информации о частоте отказов или одобрений заявок на субсидирование и мотивов соответствующих решений.

В целом, в отношении применения пунктов 2.1 - 2.3 настоящих Пояснений важно отметить, что положения статьи 3 Соглашения и раздела II "Специфические субсидии" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС предусматривают необходимость доказательства факта специфичности субсидий, т.е. специфичность должна быть обоснована с учетом приведенных выше критериев. Наиболее детализированная процедура предусматривается в случае доказательства де-факто специфичности ввиду отсутствия очевидных показателей специфичности в актах, в соответствии с которыми предоставляется субсидия.

Кроме того, если по итогам анализа специфичности субсидии в соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 настоящих Пояснений, будет установлено отсутствие оснований для отнесения субсидии к категории специфических, необходимо провести анализ в части отнесения субсидии к категории запрещенных (раздел 3 Пояснений) в связи с тем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Соглашения и пунктом 5 раздела II "Специфические субсидии" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС все запрещенные субсидии автоматически признаются специфическими субсидиями.