Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября 2025 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

2. Визуальные международные сигналы (знаки), передаваемые с земли (с моря, надводного судна) экипажам поисково-спасательных самолетов (вертолетов) и экипажами поисково-спасательных самолетов (вертолетов) экипажам ВС, потерпевших бедствие, и экипажам надводных кораблей (Таблица 2)

2. Визуальные международные сигналы (знаки),

передаваемые с земли (с моря, надводного судна) экипажам

поисково-спасательных самолетов (вертолетов) и экипажами

поисково-спасательных самолетов (вертолетов) экипажам ВС,

потерпевших бедствие, и экипажам надводных кораблей <*>

--------------------------------

<*> Приложение 12 "Поиск и спасание" к Конвенции о международной гражданской авиации. Издание восьмое, 2004, Международная организация гражданской авиации.

Таблица 2

┌──────────────────────────────────────────┬──────────────────────────┐

│ Значение сигнала (знака) │ Сигнал (знак) │

├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤

│ Требуется помощь │ V │

├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤

│ Требуется медицинская помощь │ X │

├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤

│ Нет или отрицательно │ N │

├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤

│ Да или положительно │ y │

├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤

│ Двигаемся в этом направлении │ /\ │

│ │ │ │

├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤

│ Операции закончены │ L L L │

├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤

│ Мы нашли всех людей │ L L │

│ │ -- │

├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤

│ Мы нашли только нескольких человек │ ++ │

├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤

│ Мы не в состоянии продолжать поиск, │ │

│возвращаемся на базу │ XX │

├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤

│ Разделились на две группы. Каждая │ /\ │

│следует в указанном направлении │ / │

│ │ / │

│ │ --------- │

│ │ / │

│ │ / │

│ │ \/ │

├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤

│ Получены сведения, что ВС находится в │ --> --> │

│этом направлении │ │

├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤

│ Ничего не обнаружено. Продолжаем поиск │ N N │

└──────────────────────────────────────────┴──────────────────────────┘

Примечания:

1. При бедствии российских ВС на территории Российской Федерации, как правило, применяются визуальные сигналы (знаки), приведенные в таблице 1.

2. При бедствии российских ВС на территории иностранных государств и вне российских зон авиационно-космического поиска и спасания, а также ВС иностранных государств на территории Российской Федерации и в российских зонах авиационно-космического поиска и спасания применяются визуальные международные сигналы (знаки), приведенные в таблице 2.

3. Размер сигналов (знаков) должен быть не менее 2,5 м и их следует делать в максимальной степени заметными.

Сигналы (знаки) могут выкладываться с помощью полос ткани, парашютного материала, кусков дерева, камней. Нанесение сигналов (знаков) на поверхность земли производится маслом, уранином и т.п.

Привлекать внимание к сигналам (знакам) можно с помощью сигнальных ракет, дыма, отраженного света, радио и т.д.

Если сигналы (знаки), подаваемые с земли, поняты экипажем ВС, то он обязан подавать следующие сигналы (знаки):

а) при дневном свете - покачивание крыльями ВС;

б) при наступлении темноты - включение и выключение дважды посадочных фар, а если ВС ими не оборудовано - включение и выключение дважды аэронавигационных огней.

Отсутствие вышеуказанных сигналов (знаков) означает, что сигнал (знак), поданный с земли, не понят.

4. При выполнении ПСО (Р) на море могут подаваться следующие сигналы (знаки):

а) если экипажу ВС надлежит передать надводному судну просьбу направиться к воздушному или надводному судну, терпящему бедствие, то экипаж ВС должен выполнить следующие маневры:

выполнить, по крайней мере, один круг над водным судном;

пересечь на небольшой высоте курс надводного судна перед его носовой частью и выполнить покачивание крыльями, осуществить открытие и закрытие заслонок или изменение шага винта;

выйти на курс, по которому должно следовать надводное судно;

б) если помощь надводного судна, для которого был предназначен сигнал (знак), указанный в подпункте "а" пункта 4, больше не требуется, то экипаж ВС должен выполнить следующие маневры:

пересечь линию кильватера надводного судна вблизи кормовой части на малой высоте и выполнить покачивание крыльями, осуществить открытие и закрытие заслонок или изменение шага винта;

в) экипаж надводного судна в подтверждение получения сигнала (знака), указанного в подпункте "а" пункта 4, должен дать следующие сигналы (знаки):

поднять кодовый вымпел (вертикальные белые и красные полосы) вверх до конца (это означает, что сигнал понят);

передать с помощью сигнального фонаря по коду Морзе ряд букв "T";

изменить курс и следовать за ВС.

При невозможности выполнения переданных указаний экипаж надводного судна должен:

поднять международный флаг No (синие и белые квадраты в виде шахматной доски);

передать с помощью сигнального фонаря по коду Морзе ряд букв No.

5. Средства визуальной сигнализации

Средства визуальной сигнализации бывают пиротехническими, светотехническими, звуковыми и цветовыми.

К пиротехническим средствам относятся различные типы ракет и сигнальные патроны.

К светотехническим средствам относятся сигнальное зеркало и различные типы ручных фонарей и сигнальных ламп, входящих в комплекты НАЗ и надувных спасательных средств.

К звуковым средствам относятся звуковые ракеты и свистки.

К цветовым средствам относятся химические вещества для окрашивания окружающей среды в контрастные цвета.

Патрон сигнальный ночного действия (ПСН-30) горит огнем красного цвета в течение 30 секунд.

Дальность видимости огня при благоприятных метеорологических условиях достигает:

с высоты 500 м - 25 - 30 км;

над водной поверхностью с корабля - 20 км.

Патрон сигнальный дневного действия (ПСД-30) горит в течение 30 секунд с выделением дыма оранжевого цвета. Дальность видимости дыма при благоприятных метеорологических условиях достигает:

с высоты 500 м - 8 - 10 км;

над водной поверхностью с корабля - 6 км.

Патрон сигнальный ночного и дневного действия (ПСНД) может применяться в любое время суток. Он состоит из двух частей, из которых одна горит огнем красного цвета, а другая - с выделением оранжевого дыма. Время горения каждой части составляет 30 секунд. Дальность видимости огня (ночью) и дыма (днем) такая же, как и патронов ПСН-30 и ПСД-30.

Для приведения патронов в действие необходимо отвернуть крышку, извлечь шнур и на вытянутых руках резко дернуть за кольцо на конце шнура.

У ПСНД на крышке ночной части патрона имеется выемка. Зажженный патрон держать в вытянутой руке по ветру под углом 15 - 75°.

Во избежание повреждения плавсредств искрами патрон необходимо держать над водой.

Патрон РПСП-40 К красного цвета служит для подачи сигналов в дневное и ночное время. Правила пользования сигнальным патроном имеются на патроне.

Сигнальный патрон красного цвета со стреляющим приспособлением предназначен для подачи сигналов поисковым самолетам и вертолетам в целях обнаружения местоположения экипажа, терпящего бедствие.

Стреляющее приспособление представляет собой металлический стержень в виде авторучки, на одном конце которого имеется резьбовое отверстие для навинчивания сигнальных патронов. В корпусе приспособления смонтированы боевая пружина с ударником и приспособление для взведения.

Стреляющее приспособление и сигнальные патроны укладываются в коробку.

Сигнальное зеркало предназначено для подачи светового сигнала отраженными солнечными лучами (в виде солнечного зайчика).

Зеркало изготовлено из стали с полированной плоской поверхностью.

Дальность обнаружения "зайчика", поданного зеркалом из комплекта НАЗа, достигает 14 км, из комплекта группового плота - 37 км.

Наведение "зайчика" на самолет осуществляется в соответствии с инструкцией, нанесенной на обратной стороне зеркала.

Сигнальный краситель - порошок, который при попадании в воду образует днем большое желто-зеленое, а ночью ярко-зеленое флюоресцирующее пятно, хорошо видимое с воздуха. С помощью его можно окрашивать также снег, для чего порошок необходимо распылить на снегу. С помощью красителя на снегу можно наносить различные сигналы (знаки).