Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Особенности реализации программ бакалавриата и специалитета

III. Особенности реализации программ бакалавриата

и специалитета

67. Образовательные программы бакалавриата и специалитета имеют направленность (профиль), характеризующую их ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющую их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам их освоения.

Направленность (профиль) программы бакалавриата устанавливается высшим военно-учебным заведением в рамках направления подготовки либо в соответствии с направлением подготовки в целом.

Направленность (профиль) программы специалитета устанавливается специализациями соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. В случае отсутствия специализаций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, направленность (профиль) программы специалитета определяется ориентацией программы специалитета на области знания и (или) виды деятельности в рамках специальности либо соответствует специальности в целом.

По специальности (направлению) подготовки может реализовываться несколько программ специалитета (программ бакалавриата), имеющих различную направленность (профиль).

68. В структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалиста (бакалавра) выделяются базовая и вариативная части.

Базовая часть является обязательной вне зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и направлена на формирование у обучающихся компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями. Она включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями, дисциплины (модули) и практики, установленные военно-учебным заведением, а также государственную итоговую аттестацию.

Вариативная часть создается вузами и направлена на расширение и (или) углубление у обучающихся компетенций, устанавливаемых в базовой части основной профессиональной образовательной программы, а также формирование компетенций, устанавливаемых вузами дополнительно. При формировании вариативной части основной профессиональной образовательной программы дисциплины (модули) по выбору не планируются.

69. Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалиста (бакалавра) включает общую характеристику образовательной программы, которая разрабатывается вузами на основе федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований по соответствующим направлениям подготовки. В общей характеристике основной профессиональной образовательной программы военно-учебного заведения указываются:

квалификация, присваиваемая выпускникам;

вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;

направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы;

планируемые результаты освоения основной профессиональной образовательной программы;

сведения о преподавательском составе, необходимом для реализации основной профессиональной образовательной программы.

Общая характеристика основной профессиональной образовательной программы подписывается заместителем начальника вуза по учебной (учебной и научной) работе и утверждается начальником вуза.

70. При реализации основных профессиональных образовательных программ специалитета (бакалавриата) вузы руководствуются следующим:

срок обучения исчисляется в годах, а объем основной профессиональной образовательной программы измеряется количеством зачетных единиц. Объем основной профессиональной образовательной программы (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении основной профессиональной образовательной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Для измерения объема основной профессиональной образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица, представляющая собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по всем видам учебной деятельности. Величина одной зачетной единицы составляет 36 академических часов или 27 астрономических часов. Продолжительность академического часа 45 минут. Объем реализуемой основной профессиональной образовательной программы, установленный федеральным государственным образовательным стандартом, изменяться не может, а трудоемкость одного года обучения должна составлять не более 75 зачетных единиц;

основные профессиональные образовательные программы специалитета (бакалавриата) должны содержать модули (циклы) "Общая военная подготовка" и "Специальная военная подготовка";

у курсантов первого курса обучения учебный год начинается 1 августа. До 1 сентября с ними проводятся учебные занятия по общевоенным и военно-специальным дисциплинам, а также физической культуре (физической подготовке) в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы. В военно-учебных заведениях, где практики связаны с сезонностью, на втором и последующих курсах обучения допускается перенос начала учебного года, но не позднее 1 ноября.

71. Государственная итоговая аттестация по программам специалитета (бакалавриата) включает защиту дипломной работы (проекта), государственный междисциплинарный экзамен (экзамен по специальной дисциплине), государственный экзамен по физической культуре (физической подготовке).

Государственный экзамен по физической культуре (физической подготовке) по решению ученого совета (совета) военно-учебного заведения проводится на завершающем этапе учебных занятий по физической культуре (физической подготовке) последнего семестра.

(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 24.10.2019 N 626)

72. Дипломная работа представляет собой теоретическое и (или) экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности.

Дипломный проект представляет собой решение конкретной задачи по специальности.

Тематика дипломных работ (проектов) ежегодно разрабатывается в вузах (филиалах, институтах), рассматривается на ученом совете высшего военно-учебного заведения и согласовывается с руководителями органов военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка военнослужащих. Перечень тем подлежит ежегодному обновлению не менее чем на 20% с учетом актуальных потребностей войск, тенденций развития науки и техники.

Курсантам предоставляется право выбора темы дипломной работы (проекта) из утвержденного в военно-учебном заведении перечня тем, в том числе предложения своей тематики, при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом вуза.

Каждому курсанту назначается руководитель дипломной работы (проекта) из числа преподавателей и научных работников вуза, представителей органов военного управления или оборонно-промышленного комплекса (по согласованию), а также руководящего состава вуза (филиала, института), при этом за одним руководителем закрепляется не более пяти курсантов. В случаях, когда дипломная работа (проект) выполняется в воинской части (организации), по согласованию с воинской частью (организацией) руководителем дипломной работы (проекта) назначается специалист из соответствующей воинской части (организации).

Назначение руководителей, закрепление тем дипломных работ (проектов) за курсантами производится приказом начальника вуза (филиала, института). Выдача курсантам заданий на разработку дипломных работ (проектов) производится не позднее окончания первого месяца последнего года обучения.

По сложной и трудоемкой теме может разрабатываться комплексная дипломная работа (проект), в выполнении которой участвуют два и более курсанта. Для руководства комплексной работой один из руководителей назначается старшим.

Выполненные дипломные работы (проекты) подлежат предварительному обсуждению (предварительной защите) на кафедре. Результаты предварительного обсуждения (предварительной защиты) дипломных работ на кафедре оформляются в виде отчета, содержащего перечень недостатков и рекомендаций каждому курсанту, а также общий анализ готовности групп обучающихся, выполняющих дипломные работы (проекты) на кафедре, к защите.

Завершенная дипломная работа (проект) с письменным отзывом руководителя представляется начальнику кафедры. В отзыве руководителя также отражается степень устранения недостатков и выполнения рекомендаций по результатам предварительного обсуждения (предварительной защиты).

Дипломная работа (проект), допущенная к защите, представляется на рецензию.

К рецензированию привлекаются преподавательский состав, научные работники и руководящий состав вуза (факультета), а также представители заинтересованных органов военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка кадров, сотрудники профильных научно-исследовательских организаций Министерства обороны, научно-педагогические работники иных образовательных организаций (по согласованию).

Вместе с индивидуальным заданием, рецензией и письменным отзывом руководителя дипломная работа (проект) представляется в государственную экзаменационную комиссию военно-учебного заведения для защиты.