Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Особенности реализации программ магистратуры

73. Образовательная программа подготовки магистров имеет направленность (профиль), характеризующую ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения.

Направленность (профиль) программ магистратуры устанавливается высшим военно-учебным заведением в рамках соответствующих направлений подготовки. По направлению подготовки может реализовываться несколько программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль).

74. В структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки магистров выделяются базовая и вариативная части.

Базовая часть является обязательной вне зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и направлена на формирование у офицеров компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями, и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями, дисциплины (модули) и практики, установленные высшим военно-учебным заведением, а также государственную итоговую аттестацию.

Вариативная часть формируется вузами и направлена на расширение и (или) углубление у обучающихся компетенций, устанавливаемых в базовой части основной профессиональной образовательной программы, а также формирование компетенций, устанавливаемых вузами дополнительно. При формировании вариативной части основной профессиональной образовательной программы дисциплины (модули) по выбору не планируются.

75. Основная профессиональная образовательная программа магистратуры включает общую характеристику образовательной программы, которая разрабатывается вузами на основе федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований по соответствующим направлениям подготовки. В общей характеристике основной профессиональной образовательной программы военно-учебного заведения указываются:

квалификация, присваиваемая выпускникам;

вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;

направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы;

планируемые результаты освоения основной профессиональной образовательной программы;

сведения о преподавательском составе, необходимом для реализации основной профессиональной образовательной программы.

Общая характеристика основной профессиональной образовательной программы магистратуры подписывается заместителем начальника вуза по учебной (учебной и научной) работе и утверждается начальником вуза.

76. Срок обучения по программам магистратуры исчисляется в годах, а объем основной профессиональной образовательной программы измеряется количеством зачетных единиц. Объем основной профессиональной образовательной программы (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении основной профессиональной образовательной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Для измерения объема основной профессиональной образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица, представляющая собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по всем видам учебной деятельности. Величина одной зачетной единицы составляет 36 академических часов или 27 астрономических часов. Продолжительность академического часа 45 минут. Объем реализуемой основной профессиональной образовательной программы, установленный федеральным государственным образовательным стандартом, изменяться не может, а трудоемкость одного года обучения должна составлять не более 75 зачетных единиц.

77. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью основной профессиональной образовательной программы магистратуры осуществляется научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, а также стаж работы в образовательных организациях высшего образования не менее трех лет.

Для научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя, а для научно-педагогического работника вуза, совмещающего работу, - не более одной основной профессиональной образовательной программой магистратуры.

78. Государственная итоговая аттестация по программам магистратуры включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный междисциплинарный экзамен (экзамен по специальной дисциплине).

79. Слушателем высшего военно-учебного заведения, обучающимся по программам магистратуры, разрабатывается выпускная квалификационная работа, вид которой устанавливается высшим военно-учебным заведением самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 24.10.2019 N 626)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим военно-учебным заведением на основании федеральных государственных образовательных стандартов (в части требований к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры), а также квалификационных требований.

Магистерская диссертация представляет собой самостоятельный, логически завершенный научный труд, ориентированный на области знания и содержащий решение задач по видам деятельности, определяемые направленностью основной профессиональной образовательной программы.

Перечень тем магистерских диссертаций рассматривается на ученом совете высшего военно-учебного заведения и согласовывается с главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями центральных органов военного управления, руководителями органов военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка военнослужащих.

Слушателю предоставляется право самостоятельного выбора темы магистерской диссертации из утвержденного перечня тем магистерских диссертаций. Слушатель имеет право предложить свою тему магистерской диссертации при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом высшего военно-учебного заведения. Темы магистерских диссертаций, предложенные в инициативном порядке, разрабатываются после их согласования с главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями центральных органов военного управления, руководителями органов военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка военнослужащих.

Для непосредственного руководства процессом подготовки магистерской диссертации каждому слушателю назначается научный руководитель из числа научно-педагогических работников вуза, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, а также приравненные к ним в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Допускается одновременное руководство не более чем тремя слушателями.

Выбранные темы магистерских диссертаций и научные руководители закрепляются за слушателями приказом начальника вуза до 1 декабря года начала освоения программы магистратуры.

Время для работы слушателей над магистерской диссертацией выделяется в соответствии с учебным планом.

Магистерская диссертация выполняется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и включает:

исследование предметной области в рамках темы магистерской диссертации по библиографическим источникам;

исследование научных подходов и методик, инструментальных средств и программно-аппаратных систем, необходимых для решения поставленной задачи;

разработку решения поставленной задачи с обоснованием применяемых методов и средств;

обработку экспериментальных данных и формулирование полученных результатов.

В целях контроля сроков и качества разработки магистерской диссертации на заседаниях кафедры регулярно организуется заслушивание слушателей и научных руководителей о ходе подготовки магистерских диссертаций.

Завершенная магистерская диссертация с письменным отзывом научного руководителя представляется на кафедру для ее рассмотрения на заседании кафедры на предмет допуска к защите или обсуждению (предварительной защите) на кафедре.

Допущенная к защите магистерская диссертация подлежит рецензированию. К рецензированию привлекаются преподаватели, научные работники и руководящий состав вуза (филиала, института, факультета), а также представители воинских частей, соединений, объединений, органов военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка кадров, сотрудники профильных научно-исследовательских организаций Министерства обороны, научно-педагогические работники образовательных организаций высшего образования (по согласованию).

Магистерская диссертация с рецензией и отзывом научного руководителя представляется государственной экзаменационной комиссии высшего военно-учебного заведения для защиты.

80. Заочное обучение офицеров, зачисленных в высшие военно-учебные заведения в качестве слушателей (далее - слушатели-заочники), проводится по учебным планам, разработанным вузом на основе учебных планов очного обучения, и по учебным программам дисциплин (модулей), единым для очного и заочного обучения.

81. В зависимости от направления подготовки срок освоения образовательной программы магистратуры по заочной форме обучения составляет от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев.

82. Заочное обучение осуществляется путем проведения сборов в высшем военно-учебном заведении и самостоятельной работы слушателей-заочников в периоды между сборами.

В высших военно-учебных заведениях сборы со слушателями-заочниками проводятся в виде установочного сбора, учебных сборов и итогово-выпускного сбора.

Общая продолжительность установочного и учебного или двух учебных сборов в течение курса обучения составляет два месяца. Сроки их проведения определяются учебными планами заочного обучения. По решению ученого совета высшего военно-учебного заведения продолжительность сборов в течение курса обучения может быть изменена в пределах общего времени, отводимого на сборы в течение всего периода обучения.

Во время установочного сбора со слушателями-заочниками проводятся организационные мероприятия по освоению образовательной программы магистратуры, учебные занятия по дисциплинам (модулям), консультации, выдаются учебные задания. В случаях, когда продолжительность установочного сбора позволяет изучить учебные дисциплины в полном объеме, учебным планом предусматривается проведение промежуточной аттестации по ним.

В период учебных сборов проводятся учебные занятия, консультации, промежуточная аттестация слушателей-заочников, выдаются учебные задания, выделяется время для работы над магистерской диссертацией. Не позднее окончания первого учебного сбора приказом начальника вуза за слушателями-заочниками закрепляются темы магистерских диссертаций и научные руководители. Выбор и закрепление тем магистерских диссертаций слушателей-заочников осуществляется на основе утвержденного перечня тем магистерских диссертаций.

Обучение слушателей-заочников в высшем военно-учебном заведении завершается итогово-выпускным сбором. В период итогово-выпускного сбора проводятся учебные занятия, промежуточная аттестация обучающихся, выделяется время для завершения магистерской диссертации. Продолжительность итогово-выпускного сбора составляет 12 - 20 недель.

По окончании итогово-выпускного сбора проводится государственная итоговая аттестация слушателей-заочников.

83. Для организации обучения слушателей-заочников во время сборов и между ними в учебно-методическом центре (отделе) вуза (филиала, института) составляется расписание занятий и консультаций, утверждаемое начальником вуза (филиала, института). Расписание составляется на учебный год.

84. Высшее военно-учебное заведение обеспечивает слушателей-заочников необходимыми учебниками, учебными пособиями и другими учебно-методическими материалами, в том числе электронными. Кафедрами высшего военно-учебного заведения в соответствии с учебными программами разрабатываются и выдаются слушателям-заочникам контрольные работы, темы рефератов и другие учебные задания, а также методические указания по их выполнению.

Высшее военно-учебное заведение предоставляет слушателям-заочникам возможность в период между сборами получать консультации, пользоваться лабораториями и библиотеками, выполнять лабораторные работы, сдавать экзамены и зачеты (для слушателей-заочников, не сдавших экзамены и зачеты в установленные сроки по уважительным причинам), а также ликвидировать академическую задолженность.

85. Учебные задания слушателям-заочникам планируются из расчета не более трех заданий в месяц.

Выполненные работы представляются в вуз для рецензирования и предварительной оценки. Срок их рецензирования на кафедрах составляет не более семи рабочих дней. Окончательная оценка за учебное задание выставляется после собеседования по выполненному заданию в период проведения очередного сбора. Учебное задание, оцененное рецензентом на "неудовлетворительно", возвращается для доработки и повторного представления в вуз или выдается новое учебное задание с указанием срока его выполнения.

86. По результатам предварительной проверки курсовых работ (проектов, задач) кафедрой принимается решение о допуске их к защите. Защита производится на кафедре. Курсовые работы (проекты, задачи), не допущенные к защите, подлежат доработке.

87. Пересылка учебных заданий и других учебно-методических материалов для слушателя-заочника оплачивается вузом за счет денежных средств, выделяемых на учебные расходы. Материалы высылаются по месту военной службы слушателя-заочника.

Пересылка выполненных слушателем-заочником учебных заданий в адрес вуза производится воинской частью (организацией Вооруженных Сил) по месту военной службы слушателя-заочника.

88. На сбор вызываются слушатели-заочники, выполнившие ко дню направления вызова все учебные задания, предусмотренные учебными программами на данный период обучения. При наличии уважительных причин (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка) допускается вызывать на сборы слушателей-заочников, выполнивших только учебные задания по дисциплинам, выносимым на экзамены. В этом случае слушатели-заочники выполняют остальные задания в период сбора до начала промежуточной аттестации по соответствующей дисциплине (модулю).

О времени прибытия на сбор слушатель-заочник извещается вузом не позднее чем за один месяц до его начала. Вызов направляется командиру воинской части (начальнику (руководителю) организации Вооруженных Сил), а его копия - слушателю-заочнику.

89. Слушатели-заочники, не прошедшие промежуточную аттестацию по одной или нескольким дисциплинам, ликвидируют академическую задолженность в сроки, установленные высшим военно-учебным заведением, но не позднее даты окончания следующего сбора.

В целях ликвидации академической задолженности слушатель-заочник имеет право пройти промежуточную аттестацию по каждой дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах установленных сроков. Для прохождения слушателями-заочниками промежуточной аттестации во второй раз создается комиссия.

Слушатель-заочник вправе пройти промежуточную аттестацию во второй раз в период проведения текущего сбора, при этом не допускается ликвидация академической задолженности в день ее образования.

Слушатели-заочники, не выполнившие задания или не проходившие промежуточную аттестацию по уважительным причинам (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), проходят промежуточную аттестацию в сроки, устанавливаемые высшим военно-учебным заведением. При этом срок выполнения заданий, прохождения промежуточной аттестации и ликвидации академической задолженности, в случае образования таковой, не может превышать один год, начиная с даты проведения промежуточной аттестации по соответствующей дисциплине (модулю), определенной расписанием занятий.

Слушатели-заочники, не прошедшие в установленный срок промежуточную аттестацию, признаются не ликвидировавшими академическую задолженность в установленные сроки.

90. Слушатели-заочники, прошедшие учебные сборы, завершающие курс обучения и не имеющие академической задолженности, приказом начальника высшего военно-учебного заведения переводятся на следующий курс обучения.

Досрочный перевод на следующий курс обучения и сокращение общего срока обучения слушателей-заочников не допускаются.

91. Слушатели-заочники, выполнившие требования учебного плана и учебных программ в полном объеме, завершившие разработку магистерской диссертации и представившие ее в установленные сроки на кафедру для рецензирования, приказом начальника вуза допускаются к государственной итоговой аттестации.