2.1. Правовые, организационные основы осуществления последующего контроля исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период

2.1.1. Правовой основой проведения контрольных мероприятий являются законодательные акты Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.

Осуществление Счетной палатой комплекса контрольных мероприятий основывается на статьях 149, 157, 1671, 2649, 26410 Бюджетного кодекса Российской Федерации; статьях 3, 5, 13, 14, 15 и 20 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", иных нормативных правовых актах Российской Федерации".

2.1.2. Целью комплекса проверок является решение следующей совокупности задач:

- установление соответствия исполнения федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год и на плановый период ПФР, ФСС, ФОМС положениям Бюджетного кодекса и иным нормативным правовым актам;

- установление на документальной основе кассового исполнения федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год и на плановый период в части:

объема и структуры поступивших доходов бюджета фонда в разрезе кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

осуществленных расходов бюджета фонда в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджета;

реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики;

объема и структуры источников финансирования дефицита бюджета фонда;

- установление достоверности бюджетной отчетности фонда;

- установление достоверности показателей отчета об исполнении бюджета фонда за отчетный финансовый год, документов и материалов представляемых одновременно с ним;

- проверка состояния бюджетного учета и отчетности;

- установление эффективности администрирования доходов бюджета фонда и источников финансирования дефицита бюджета фонда;

- установление законности, целевого назначения и эффективности использования средств бюджета, федеральной собственности;

- проверка учета, использования, управления и распоряжения федеральным имуществом;

- проверка состояния внутреннего финансового контроля, осуществляемого государственными внебюджетными фондами;

- установление полноты и эффективности реализации Фондом полномочий, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом (Положением) Фонда";

- подготовка заключений Счетной палаты.

2.1.3. Объектами комплекса проверок являются ПФР, ФСС, ФОМС, а также при необходимости их исполнительные органы и иные получатели бюджетных средств, если они получают, перечисляют и используют средства бюджета.

2.1.4. Предметом комплекса контрольных мероприятий является исполнение федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год и на плановый период.

2.1.5. При осуществлении последующего контроля исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов следует исходить из необходимости:

2.1.5.1. Соблюдения обязательных последовательно осуществляемых процедур при проверке:

- исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда по доходам:

формирование и представление прогноза поступлений доходов в бюджет государственного внебюджетного фонда в установленном порядке;

контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о взносах, налогах и других обязательных платежах;

контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления доходов, включая межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам из федерального бюджета;

организация работы по предоставлению отсрочек (рассрочек) погашения сумм задолженности по страховым взносам, налогам, пеням и штрафам в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

организация работы по возврату (зачету) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет фонда, а также пеней и штрафов по ним;

организация и ведение бюджетного учета поступлений в бюджет фонда;

- исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда по расходам:

составление и ведение сводной бюджетной росписи бюджета фонда;

формирование и доведение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета фонда;

расходование средств бюджета фонда;

- исполнение бюджета фонда по источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета фонда:

организации учета операций с источниками финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда.

Кроме того, в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий осуществляется проверка следующих документов:

обоснования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период, представленные государственным внебюджетным фондом в Минфин России при формировании проекта федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и на плановый период, при внесении изменений в федеральный закон о бюджете Фонда;

протоколы рассмотрения разногласий по перечню несогласованных вопросов при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период.

2.1.5.2. обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, включая:

а) соблюдение положений и требований статьи 34 главы 5, глав 17, 18, 29 и 30 Бюджетного кодекса, а также федерального закона о бюджете фонда на отчетный финансовый год и на плановый период, в том числе устанавливающих:

- полномочия главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета фонда, главных администраторов доходов бюджета фонда и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита федерального бюджета;

- права и ответственность получателей средств бюджета фонда;

- ограничения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10 процентов;

- порядок учета операций по исполнению бюджета фонда за отчетный финансовый год;

- порядок составления отчетности об исполнении бюджета фонда за отчетный финансовый год и завершении исполнения бюджета фонда;

- порядок представления годового отчета об исполнении бюджета фонда;

- принцип результативности и эффективности использования средств бюджета фонда;

- обязанность фондов как главных администраторов доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществлять финансовый контроль за подведомственными администраторами по осуществлению ими функций по администрированию доходов;

- обязанность фонда осуществлять финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) средств бюджета фонда в части обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования средств бюджета;

- организация и осуществление внутреннего финансового контроля (аудита), включая нормативные (методические) документы, регламентирующие его организацию, а также рабочая документация, подготавливаемая и получаемая в связи с проведением мероприятий внутреннего финансового контроля (аудита);

- виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение;

б) проведение расчетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, Федерального закона "О бухгалтерском учете", федерального закона о бюджете фонда на отчетный финансовый год и на плановый период и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок расчетов по средствам бюджета фонда;

в) обеспечение исполнения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики Российской Федерации;

г) уменьшения объема кредиторской и дебиторской задолженностей.