Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Настоящее Положение распространяется на машинистов локомотивов (электровоз, тепловоз, паровоз, газотурбовоз) и моторвагонного подвижного состава (электропоезд, дизельпоезд) (далее - локомотивов) железных дорог МПС России, а также машинистов предприятий и организаций, не входящих в систему МПС России, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

2. Машинистам локомотивов присваиваются третий, второй и первый классы квалификации.

Присвоение класса квалификации машинистам локомотивов производится, как правило, после прохождения в установленном порядке курсов повышения квалификации в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.

3. Первый класс квалификации присваивается машинистам локомотивов, проработавшим на локомотивах соответствующего вида тяги в качестве машиниста после присвоения второго класса квалификации в пассажирском, пригородном и грузовом движениях не менее двух лет, а для лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование по тяговым специальностям, не менее одного года и обеспечившим безаварийную работу в течение этого срока.

Второй класс квалификации присваивается машинистам локомотивов, проработавшим на локомотивах соответствующего вида тяги в качестве машиниста после присвоения третьего класса квалификации в пассажирском, пригородном, грузовом движении, на маневровой и других видах внепоездной работы не менее двух лет, а для лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование по тяговым специальностям не менее одного года и обеспечившим безаварийную работу в течение этого срока.

Третий класс квалификации присваивается машинистам локомотивов, имеющим стаж работы машинистом на локомотивах данного вида тяги не менее одного года и обеспечившим в течение этого периода безаварийную работу.

4. Машинисты локомотивов, имеющие первый, второй или третий классы квалификации, один раз в пять лет подлежат испытанию на подтверждение своего класса квалификации в комиссии локомотивного депо. При этом комиссия вправе принять решение о подтверждении класса квалификации или дать в дорожную квалификационную комиссию рекомендации о понижении или повышении класса квалификации машинисту первого и второго класса, либо о повышении класса квалификации машинисту третьего класса. По указанным рекомендациям дорожная квалификационная комиссия принимает окончательное решение. Комиссия локомотивного депо самостоятельно принимает решения о понижении класса квалификации машинистам третьего класса, а также об использовании машиниста в соответствующем виде движения.

5. Машинисты - инструкторы локомотивных бригад допускаются к испытаниям на присвоение класса квалификации при стаже работы, предусмотренном для машинистов локомотивов соответствующего класса квалификации, при этом в стаж работы включается работа в качестве машиниста локомотива и машиниста - инструктора локомотивных бригад.

6. Машинисты локомотивов первого класса квалификации преимущественно обслуживают скоростное, пассажирское движение, а также могут быть использованы в пригородном, грузовом движении и на маневровой работе.

Машинисты локомотивов второго класса квалификации преимущественно обслуживают пассажирское, пригородное движение, а также могут быть использованы в грузовом движении и на маневровой работе.

Машинисты локомотивов третьего класса квалификации обслуживают грузовое движение и используются на маневровой работе. В исключительных случаях (локомотивное депо, обслуживающее чисто пассажирское и пригородное движения) с разрешения заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству машинисты локомотивов, не имеющие первого или второго классов квалификации, могут допускаться к обслуживанию пассажирского и пригородного движения. В этом случае локомотивная бригада состоит:

а) из машиниста локомотива, имеющего третий класс квалификации локомотива, и помощника машиниста локомотива со стажем работы не менее одного года;

б) из машиниста локомотива, не имеющего класса квалификации, но имеющего стаж работы помощником машиниста локомотива не менее трех лет, из них последний год работы действующим помощником машиниста после получения им свидетельства на право управления локомотивом, и помощника машиниста локомотива, имеющего свидетельство на право управления локомотивом.